Профессия учителя традиционно ассоциируется с образом педагога-женщины. Но в мурманской школе № 5 эти стереотипы ломают на корню. Практически четверть педагогического коллектива здесь – мужчины: «спортсмены», «технари», «иностранцы», гуманитарии. Они преподают физкультуру и ОБЖ, физику, информатику, технологию, историю, английский язык. Есть среди представителей сильного пола и педагог-организатор.
– Все наши педагоги-мужчины – талантливые, разносторонне одаренные люди, – говорит директор школы № 5 Мурманска Ирина Ускова. – Они не только учителя, которые дают знания по общеобразовательным предметам, они еще и певцы, туристы, танцоры, юмористы, волонтеры, участники интеллектуального состязания «Что? Где? Когда?» и, конечно, настоящие трудоголики и патриоты школы.
Большинство из мужчин-педагогов школы № 5 – коренные мурманчане. Но есть и те, кто родился в Мончегорске, Тамбове, Львове и даже в других странах – Эстонии и Германии. Некоторые до школы пробовали себя в качестве моряков, инженеров, менеджеров, мечтали стать военными переводчиками, технологами. Но сегодня все они педагоги. Их свела судьба в школе № 5. Примечательно, что у большинства и спутницы жизни также работают учителями.
– Наши коллеги-мужчины не только дают знания детям, но и сами постоянно учатся и повышают свой профессионализм, – продолжила Ирина Ускова. – Они регулярно участвуют в исследовательских и проектных группах, не раз становились и призерами конкурсов «Учитель года» и «Педагогические надежды». В декабре 2020 года четверо из 13 наших педагогов в составе команды стали победителями регионального конкурса «Учитель будущего» и будут представлять Кольское Заполярье на всероссийском конкурсе. Но самое главное, что их уважают и ценят наши ученики.
Технология успеха
Как завоевать авторитет и доверие ребят, точно знает учитель технологии Владимир Андрианов. Как признается он сам, если бы лет 25–30 назад кто-то сказал, что ему предстоит работать с детьми, он бы не поверил и рассмеялся. В школу Владимир Иванович попал практически случайно, а попав, остался и ни разу об этом не пожалел.
– Понятно, что ребята порой озорничают, – говорит Владимир Иванович. – Важно установить с ними контакт. Я всегда смотрю, какой урок у них был накануне и чем они там занимались. Если была контрольная, значит, они все уставшие, их надо немножко развеселить, поднять настроение. А когда прибегают шумные, взъерошенные, наоборот, требуется ребят успокоить.
Меняются дети, а вместе с ними изменяется и школа. На уроках технологии Интернет сейчас используется как источник идей.
– Находим там разные интересные предметы, например, елочные украшения, карандашницы и другие полезные вещи, которые ученики могут изготовить на уроке своими руками, – говорит Владимир Андрианов. – Я всегда говорю: сделаешь хорошо, унесешь домой, а если будет плохо, спустя рукава, – выброшу в ведро. И они всегда стараются, чтобы получилось так, как надо.
Простая история
Интерес к истории юным мурманчанам прививает педагог Игорь Ступаков.
– История – это предмет, который не может быть неинтересным, – уверен Игорь Николаевич. – Мы на уроках изучаем события прошлого, которые определяют наше будущее. В основе событий всегда лежит прогноз, ведь любой процесс начинается, потом имеет продолжение и окончание. На уроках дети учатся анализировать детали. Многие вещи, которые на бытовом уровне кажутся сложными, если их проанализировать и разложить на составляющие, оказываются гораздо проще.
Современные дети могут и любят учиться, уверен Игорь Ступаков. Они интересуются тем, что происходит в окружающем мире, увлекаются литературой, науками.
Основа основ
Задача педагога – помочь ребенку развиваться, научить его думать и анализировать. Эти навыки помогают в очень разных сферах жизни. В этом убежден учитель по «Основам безопасности жизнедеятельности» Николай Безруков.
– Сейчас ОБЖ – это всесторонний предмет, включает многие аспекты, – говорит он. – Да, для мальчишек отдельно преподаются азы военной подготовки, но в целом предмет интересен и девчонкам. Я веду уроки в классах с пятого по одиннадцатый. Мы говорим с ребятами о мерах безопасности в любых условиях: в лесу, в городе, дома, на улице, о здоровом образе жизни. Так или иначе, ОБЖ включает в себя и друге предметы: физику, химию, математику, русский язык. Конечно, мы не учим правила по тому же русскому языку, но мы беседуем, рассуждаем, развивая тем самым разговорную речь. Говорим о том, как жить, чтобы не попасть в беду. Стараюсь опираться на свой жизненный опыт, рассказываю о том, что читаю, вижу в средствах массовой информации, ведь в мире много всего происходит. Что-то рассказывают сами ребята. Вот так делимся друг с другом опытом.
А еще в школе № 5 трудятся шесть бойцов «невидимого фронта». Это сторожа, рабочие, завхоз, от которых зависит безопасность и комфорт школьной семьи. В эти дни все мужчины в коллективе получают поздравления с Днем защитника Отечества.
– Несмотря на то, что в армии они служили матросами и рядовыми, младшими и старшими сержантами, для нас они настоящие полковники, – сказала Ирина Ускова. – А точнее – настоящие мужчины.
Юлия РОМАНОВА.
Фото из архива школы № 5 города Мурманска.