Содержать дома экзотических животных – дело хлопотное, ответственное и затратное. Но мурманчанку Татьяну Костенко это уже давно не пугает. Несколько лет она занималась разведением хорьков. Сейчас под опекой Татьяны живут еще более необычные питомцы – три американские норки и известный уже многим горожанам лис Туман. И скоро, возможно, у нее появится еще один удивительный постоялец.
Хвостатая армия
– История моего домашнего зоопарка началась случайно, – рассказывает Татьяна. – Лет 13-15 назад дочь принесла домой самку хорька и очень просила оставить ее у нас. Отказать ребенку не смогла. Помню, когда сама была маленькой, очень хотела завести какого-нибудь питомца, но мама была категорически против. В итоге едва ли не первое, что я сделала, когда стала жить самостоятельно, – завела собаку. Это был настоящий преданный друг, до сих пор с тоской о нем вспоминаю. В общем, посмотрела я на упитанного хорька, почесала у него за ушком и решила приютить зверька. А потом выяснилось, что самка не упитанная, а беременная... Вот так у нас появилась небольшая стая фреток (фретки – домашние хорьки. – Прим. ред.), которая стремительно росла.
В то время в Мурманске только зарождалась мода на экзотических питомцев, люди совершенно не знали об особенностях и потребностях этих животных. В итоге некоторые их просто выбрасывали – хорьков находили в подвалах, на улицах у мусорных баков.
– Неравнодушные мурманчане не раз приносили мне таких найденышей. Забирала, жалко было, – продолжает Татьяна. – А затем я и сама стала покупать племенных животных, работала над выведением здоровых пометов эффектных окрасов. Затем начала сотрудничать с новосибирским питомником, где многие любители хорьков со всей страны приобретают себе пушистых друзей. Бывали периоды, что дома одновременно жили по 70–80 разновозрастных хорьков. Присесть некогда было. Но ничего, справлялась. И для всех удавалось находить заботливые руки.
Лисий квартет
В 2018 году Татьяна увидела в соцсети на странице своей знакомой из Новосибирска видеоролик, где девушка кормит четырех новорожденных лисят-отказников, появившихся на свет на одной из тамошних животноводческих ферм. Мурманчанка поделилась записью со своими подписчиками и практически сразу же появились первые желающие приютить симпатичных хищников.
– Меня настойчиво просили поскорее привезти им необычных питомцев, переводили предоплату в качестве гарантии, – продолжает Татьяна. – В общем, договорилась я о доставке новосибирских малышей в Мурманск. Но после приезда маленьких хищников все их будущие хозяева перестали отвечать на звонки, видимо, передумали. Пришлось спешно искать для лисят другие семьи. Троих удалось пристроить относительно быстро, а четвертый у нас задержался. И так этот зверек очаровал моего супруга, что он стал меня уговаривать его оставить.
Татьяна сопротивлялась долго, ведь в квартире уже жили более полусотни племенных хорьков. Но спустя некоторое время она все-таки поддалась на уговоры. Туман, так назвали лисенка, стал полноправным членом семьи Костенко. И главным разрушителем дома.
Игривый и любознательный малыш ободрал добрую половину обоев в квартире, сорвал с кухонной стены десяток квадратов кафельной плитки, от его лап пострадали линолеум, напольное покрытие, плинтусы, обивка мебели. Сейчас даже холодильники в квартире Костенко закрываются на специальные металлические замки, пластиковые из детского магазина Туман ломает за пару минут. Но, несмотря ни на что, хозяева безгранично любят озорного лиса, и он отвечает им взаимностью – еще ни разу никого не укусил. Наоборот, хищный зверь не прочь понежиться в кровати вместе с хозяевами, а также, стоя на задних лапах, пообниматься с ними на прогулках.
Услада для глаз
А вот другой подопечный Татьяны дружелюбием не отличается. Новый диковинный питомец у нее появился в октябре 2018 года. Им оказалась норка по кличке Мефистофель, которого в семье ласково называют Тофиком.
– На норок я заглядывалась лет пять, – вспоминает мурманчанка. – Они ближайшие родственники хорьков, но очень от них отличаются. Норки сообразительнее, шустрее, а еще они удивительно грациозны, наблюдать за ними – одно удовольствие, это истинная услада для глаз. И, пожалуй, только любоваться собой Тофик мне и позволяет. Дело в том, что норок надо брать в совсем юном возрасте, идеально, когда у щенка еще не открылись глазки. Это нужно для так называемого запечатлевания – первого, кого увидит малыш, он будет считать своим хозяином, другие люди его потом приручить не смогут. Тофик же приехал ко мне, когда ему было четыре месяца, в этом возрасте в природе норки уходят от родителей. То есть, образно говоря, мне достался своенравный подросток, с которым очень долго пришлось устанавливать контакт.
К счастью, с несколькими самками хорьков, которые жили у Татьяны, Тофик вел себя весьма миролюбиво – норки неплохо уживаются с противоположным полом своих ближайших родственников по виду. Сейчас мурманчанка уже не занимается разведением фреток и полностью сконцентрировалась на лисе и норках. Помимо Тофика в доме Костенко теперь живут норки Юкки и Пуфик.
– Юкки, девочка редчайшего снежного окраса, появилась у меня в марте прошлого года, она отказница, ей уже 9 лет. Узнала я о ней также от знакомой из Новосибирска, руководителя приюта, где экзотическим животным со всей страны находят новый дом, – поясняет Татьяна. – Я тогда очень хотела норку, которую смогу подержать на руках – Тофик ведь так и не позволял никаких нежностей в свой адрес. Юкки оказалась довольно лояльна к людям, но совершенно нетерпима к другим четвероногим. Так что гуляют по квартире мои питомцы по очереди.
Летом прошлого года Татьяна завела третью норку. Назвали малыша с серебристой шерсткой Пуфиком. Сообразительный зверек очень любит купаться и даже приносит свою шлейку хозяйке, когда та собирается с ним на прогулку.
Деликатесное меню
Расходы на содержание такой необычной живности, конечно, немалые. Всех своих питомцев Татьяна кормит натуральными продуктами – курятиной, индейкой, субпродуктами, семгой и форелью. В сутки Туман и норки съедают примерно по три килограмма мяса, птицы или рыбы. Также в их рационе есть кормовые мыши и суточные цыплята, их мурманчанка заказывает сотнями килограммов у питерских поставщиков – в наших зоомагазинах стоимость такого корма чрезвычайно высока. Для хранения еды своих пушистых подопечных семье Костенко даже пришлось купить огромный морозильный ларь.
– Даже когда я занималась разведением хорьков, кормила их натуральными продуктами, – отмечает Татьяна. – Почти во всех современных сухих кормах присутствует множество добавок, которые могут нанести вред здоровью экзотических животных. К примеру, у хорьков в организме нет фермента, который расщепляет растительную пищу. Если не следить за их рационом, это приведет к проблемам с поджелудочной железой и надпочечниками. Ну и специального корма для норок и лис тоже сейчас не выпускают, потому и приходится регулярно делать оптовые закупки мяса, птицы и рыбы.
Новый друг
Пока с разведением животных Татьяна взяла паузу – норки в квартирных условиях не размножаются, им для этого нужны особые световой и температурный режимы. Но, вероятно, скоро в доме Костенко появится еще один необычный житель – мурманчанка собирается приобрести мангуста.
– Знаю, что многие держат в квартирах полосатых мангустов, – замечет моя собеседница. – Но я хочу желтого, которого, как говорят, невозможно приручить. Вот мы и проверим. И затем непременно расскажем об этом читателям «Вечерки».
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора
и из архива Татьяны КОСТЕНКО.