В ноябре 1935 года на совещании стахановцев Сталин произнес свою знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Когда читаешь советские газеты той эпохи, складывается впечатление, что эти слова были восприняты как руководство к действию. И в первую очередь спортсменами. В Мурманске это касалось, главным образом, лыжников.
Особенный год
С самого начала 1936 год обещал быть довольно необычным для Страны Советов. После многолетней дискриминации была полностью реабилитирована новогодняя елка. В Мурманске к такому повороту событий власти оказались не готовы. Лишь в отдельных учреждениях, главным образом детских, сумели организовать новогодний праздник.
Отменены продовольственные карточки. Государство сняло с себя обязательства по обеспечению граждан самым необходимым. Теперь люди должны были сами думать, где и как что-то купить. Цены при этом в магазинах подросли, а зарплаты остались прежними. Правда, Наркомат торговли сделал подарок народу, объявив, что с 1 января 1936 года во всех ресторанах и кафе снижаются цены на холодные и горячие блюда, закуски и даже напитки.
В СССР проводится чемпионат страны по футболу. Переняв опыт западных коллег, ввели оплачиваемое судейство, освободили игроков команд от работы на предприятиях и многое другое. Спорт постепенно выходит из идеологических рамок. Но вот об участии советских спортсменов в Олимпийских играх пока речи нет: олимпиады по-прежнему считаются мероприятием буржуазным. Советские атлеты должны выступать на спартакиадах – нашей альтернативе олимпиадам.
А еще в 1936 году принимается новая Конституция СССР. Съезд Советов, утвердивший ее текст, после этого ни разу не созывался, его функции переданы Верховному Совету СССР.
«Локомотив» отправляется в путь
6 января 1936 года «Полярная правда» сообщает: «Сегодня в 13 часов команда лыжников – членов общества «Локомотив» в составе 5 бойцов стрелковой охраны Кировской железной дороги дает старт лыжному переходу имени 18-й годовщины РККА Мурманск – Москва».
Еще через два дня главная газета Мурманского округа пишет: «Пять лучших лыжников охраны – членов общества «Локомотив» вышли в этот ответственный поход, чтобы проверить свою выносливость и физическую подготовленность. Все пять – значкисты. В феврале прошлого года они заняли второе место на соревнованиях стрелковой охраны железных дорог Союза. Стрелок Артемьев на этих соревнованиях занял третье место на дистанции 20 километров».
Перед походом лыжники прошли месячную подготовку на холмистых равнинах Кандалакши. 2100 километров до Москвы бойцы собирались пройти за 38 ходовых дней, делая в сутки 60–62 километра. В местах отдыха спортсмены обязались разъяснять политику своего ведомства молодежи железнодорожных узлов, а также инспектировать состояние пути и подвижного состава. Главным же делом, как нам видится, была вербовка желающих в ряды железнодорожников. Командиром был назначен Герасименко.
Можно очень сомневаться в возможностях человеческого организма проходить ежедневно 60 километров. Но, как бы то ни было, выйдя из Мурманска 6 января, уже 9-го команда прибыла в Апатиты. По современной автодороге расстояние между двумя этими городами составляет 196 километров. То есть наши герои делали по 49 км в день. 14 января команда прибыла на станцию Полярный Круг. «Местные организации устроили лыжникам товарищескую встречу. Питанием и ночлегом всюду обеспечены», – докладывает Герасименко в редакцию «Полярной правды»
Лыжник под колесами
А вскоре лыжный Мурманск пережил настоящую трагедию. В ту пору многие горожане катались на лыжах прямо в центре города. Один из таких «стадионов» был в районе нынешнего здания художественного музея, а тогда магазина ТПО. В 30-е годы там был склон, который использовали как лыжники, так и дети, катавшиеся на санках. Проходившая рядом дорога никого не пугала: движение в те годы было не столь оживленным, как сегодня, а скорость автомобилей в городе была ограничена 20 километрами в час.
«13 января 1936 года машина, принадлежавшая «Мурманрыбе», за рулем которой был водитель Филлиппов, налетела на лыжника Смирнова и сшибла его с ног. От нанесенных ударов, перелома черепа и сотрясения мозга Смирнов скончался», – сообщает «Полярная правда». Через два месяца состоялся суд и, как пишет газета, он «установил преступную неосторожность шофера, вызвавшую человеческую смерть, и приговорил его к двум годам лишения свободы». Одновременно суд обратился в Мурманский горсовет с предложением запретить катание на лыжах и санках с горы от магазина ТПО по площади Коминтерна. Однако лыжные соревнования еще долгое время проходили в самом центре города. И только после войны местом лыжных состязаний стала Долина Уюта.
Соперники по лыжне
Уже 18 января 1936 года из Мурманска в Москву должна была отправиться еще одна спортивная делегация. На этот раз – пятеро портовиков. Они также намеревались дойти до столицы за 38 дней, но при этом проходить в день не меньше 70 километров. Но с самого начала что-то пошло не так, и в путь лыжники отправились лишь 21 января.
Эта задержка привела к тому, что одновременно с портовиками в Москву отравилась третья по счету группа лыжников – представители судоверфи и судоремонтного завода. Их провожали напутственными речами и военным оркестром. Поскольку данный поход был посвящен десятому съезду ВЛКСМ и лыжники везли с собой рапорт о развитии спорта в Мурманске, то накануне старта с ними встретилась вся верхушка власти Мурманского округа: председатель окрисполкома Петр Горбунов, секретарь окружкома ВКП(б) Абрам Абрамов, главный коммунист Мурманска Эдуард Годгильдиев и комсомольский вожак Шамонин. Они расспрашивали лыжников о маршруте, подготовке, условиях предстоящего похода, о массово-политической работе в пути.
«На старт у ворот Тралбазы собрались рабочие СРЗ, Рыбокомбината, Тралфлота, – читаем в «Полярной правде». – После короткого митинга, под бодрые звуки марша, команда тронулась в путь».
В Москву на оленях
Итак, к 21 января 1936 года сразу три группы лыжников находились на пути в столицу. Первыми со значительным отрывом шли стрелки «Локомотива», а за ними ноздря в ноздрю портовики и представители судоверфи и СРЗ.
Самая эпичная экспедиция 1936 года стартовала 3 февраля 1936 года. В этот день из Мурманска в Москву отправилась олене-лыжная экспедиция.
«В далекий переход по неизведанному и нехоженому оленями пути на трех упряжках отправились тт. Лебедев, Орлов и Артиев – оленеводы понойского совхоза Главсевморпути, – пишет «Полярная правда». – На приеме у зам. председателя окрисполкома т. Хрулева они рассказали о своем маршруте. Путь пробега лежит через Апатиты на Кандалакшу, Кемь, Петрозаводск, Ленинград и, наконец, Москву. Весь этот путь, свыше 2100 километров, они рассчитывают проделать в 43–45 ходовых дня. «В сутки, – говорит командир пробега тов. Лебедев, – мы должны около 10–11 часов тратить на движение с тем, чтобы проходить при хорошей дороге не меньше ста километров, а при плохой – 60».
Поход был организован окружным комитетом ВЛКСМ и окружным комитетом физической культуры (ОКФК). Большую роль в его подготовке сыграл секретарь ОКФК Владимир Ляпкин.
В этот же день в Ловозере был дан старт трем другим упряжкам, которые должны были встретиться с вышедшим из Мурманска в Апатитах и дальше вместе идти до Москвы. Однако в Ловозере часть оленей, словно предчувствуя нелегкую судьбу, сбежали в тундру. Понадобилось полдня, чтобы найти беглецов и вернуть их на старт.
Наконец, пусть и с опозданием, ловозерцы тронулись в путь. Посвящен этот переход был также Х съезду ВЛКСМ.
«Часть перехода до Кандалакши, олени будут итти (так в тексте. – Прим. ред.) на подножном ягельном корму, – рассказывает «Полярка», – а после Кандалакши ягель будет доставляться на поезде. Кроме этого часть оленей из колхоза «Тундра» приучена к хлебу, даже к сену, и для них питание взято участниками перехода с собой… Шестого марта должен был завершиться первый этап перехода Мурманск – Ленинград, а
15 марта участники перехода собирались прибыть в Москву. Они везут с собой рапорт окружной комсомольской организации X съезду комсомола. Участников перехода тепло провожали представители партийных, воинских и советских организаций города, руководящие работники Мурманского отделения Севморпути».
«Локомотив» до Москвы не доехал?
А тем временем в Ленинграде уже готовились встречать стрелков «Локомотива». Выйдя из Мурманска 6 января, 6 февраля они прибыли в город на Неве. Природа с самого начала похода не благоприятствовала лыжникам. На выходе из Мурманска их настиг буран. Затем ударил тридцатиградусный мороз. За 16 километров до станции Зашеек у одного из участников сломалась лыжа, и весь оставшийся путь он ехал на одной.
В Ленинграде обнаружился один поразительный факт. Пройдя 1400 километров, спортсмены не потеряли в весе ни грамма! А двое даже прибавили, утверждает «Полярная правда», ссылаясь на данные медицинского обследования.
«Весело было итти лыжникам! – пишет далее «Полярка». – Стрелки лыжники встретили между Кивачем и Лажной большую группу лыжников ленинградцев, другую группу встретили на станции Апатиты, третью на пути – это были физкультурники ленинградского завода «Электросила». И везде, где происходила встреча, она превращалась в короткое дружеское совещание по обмену опытом, заканчивающееся пожеланием счастливого перехода».
Прибытие стрелков «Локомотива» в Москву должно было состояться 23 февраля. Однако информации о том, что происходило с участниками этой экспедиции после Ленинграда, найти не удалось.
Выражаем благодарность мурманскому областному краеведческому музею за предоставленные фотографии.
Андрей КИРОШКО
Окончание следует