Это одна из основных площадок, на которой всесторонне рассматриваются вопросы, связанные с развитием Арктики. Депутат Госдумы РФ от Мурманской области Алексей Веллер в рамках форума провел панельную сессию «Формирование и развитие новой системы поддержки предпринимательства и инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ», а также выступил с докладом по проблемам функционирования вахтовых поселков в Арктике.
Как известно, новые крупные проекты в Арктической зоне сегодня зачастую формируются вахтовым методом. Но в законодательстве Российской Федерации определение вахтового поселка и его статуса отсутствует, хотя в таких поселках проживают от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан, есть и объекты социальной сферы.
– Сегодня вахтовым методом на Крайнем Севере и в Сибири, по экспертным оценкам, трудятся от двухсот до трехсот тысяч человек, – говорит Алексей Веллер. – Только в Ямало-Ненецком автономном округе численность вахтовиков составляет более ста тридцати тысяч человек. Жизнь этого огромного количества людей, которые занимаются тяжелым трудом в суровых климатических условиях, зачастую зависит только от доброй воли их работодателей. Они обустраивают вахтовые поселки по своему усмотрению, так как никаких нормативов на сегодняшний день не установлено.
Такой правовой вакуум приводит к большому количеству проблем, которые особо обострились на фоне пандемии. Так, например, территориальные органы Роспотребнадзора не имеют прямых указаний для осуществления надзора в вахтовых поселках, несмотря на то, что на их территориях находятся столовые, магазины, прачечные и другие объекты инфраструктуры, которые подлежат в обязательном порядке контролю и надзору.
Не лучшая ситуация складывается и в сфере медицинского обеспечения. Работники вахтовых поселков как граждане Российской Федерации пользуются полисами ОМС по месту жительства, но не по месту работы. Кроме того, зачастую работы на вахтах ведутся с привлечением иностранной рабочей силы. Заболевшие гастарбайтеры доставляются в медучреждения, где им оказывается первая медицинская помощь и продолжается дальнейшее лечение в стационаре. Работодатель не приобретает для таких работников полис ДМС, и как следствие – наносится значительный ущерб финансовому обеспечению медицинских учреждений.
– Хочу привести один яркий пример, – продолжает Алексей Веллер. – В первую волну пандемии для локализации проблем массового заболевания работников в вахтовом городке рядом с поселком Белокаменка в Мурманской области пришлось разворачивать мобильный госпиталь МЧС. А тяжелых больных, среди которых в основном иностранные граждане, лечить в Кольской центральной районной больнице, что вызвало вполне обоснованное недовольство местного населения.
Кстати, взаимоотношения вахтовиков и местного населения тоже далеки от идеала. Крупные компании почти не принимают на работу местных жителей – ведь труд вахтовиков можно оплачивать ниже, им не надо компенсировать оплату проезда к месту отпуска, предоставлять другие «северные» льготы.
Важной проблемой является и загрязнение территории поселка и прилегающих к нему земель. На них накапливается большое количество как промышленных, так и бытовых отходов, наносится значительный ущерб почвенному и растительному покровам.
– Можно долго говорить об экологии, но уже совсем недопустимо, когда бытовые отходы вывозятся и сбрасываются в канализационные сети ближайших населенных пунктов, – считает Алексей Веллер. – Такие примеры, к сожалению, есть, опять же упомяну Мурманскую область, где ситуация мне хорошо знакома.
По итогам обсуждения было решено предложить Правительству РФ создать рабочую группу и разработать проект закона, направленного на правовое регулирование строительства, содержания и расселения вахтовых поселков и в целом условий использования на Крайнем Севере и Дальнем Востоке вахтового метода.
Кстати, в тот же день в рамках заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ эту же тему подняли члены Общественной палаты. Президент России Владимир Путин поддержал предложение начать работу по ликвидации данного правового вакуума.
Ирина КАРЕЛИНА.
Фото из открытых
Интернет-источников.