Николай Дедов: «Я всю жизнь строил»
Не буду интриговать и сразу расскажу, какой смысл вкладывает известный мурманский строитель Николай Яковлевич Дедов в слова, которые я взял в качестве заголовка для моего очерка. «Я всю жизнь строил», – говорит Николай Яковлевич. Он имеет в виду, что всю жизнь он провел на строительных площадках. Его звали и на партийную работу, и на профсоюзную. Он неизменно отвечал отказами. Вежливыми, но очень твердыми. Может быть, поэтому о нем никогда не писали в газетах? А ведь он построил Мурманские мясокомбинат и комбинат хлебопродуктов, городской молокозавод и Восточную котельную, птицефабрику «Снежная» и множество других объектов.
История с географией
Коля Дедов родился в 1949 году в Прохоровском районе Курской области. Да-да, в том самом! На Прохоровском поле 12 июля 1943 года произошло крупнейшее в мировой истории танковое сражение! В 1954 году семья сменила адрес, при этом никуда не переехав. Дело в том, что в 1954 году была образована Белгородская область с центром в Белгороде, и Прохоровский район вошел в состав вновь образованной области. Там же Николай окончил школу, и перед ним во весь рост встал вопрос…
Куда пойти учиться?
Именно так. Куда, а не на кого. Само это «куда» имело двойной смысл: где учиться географически и на кого. Николаю нравились электроника, энергетика, и его манил своими огнями Харьковский государственный университет имени Горького, один из старейших в стране, основанный в 1805 году. Да и по нашим меркам до Харькова было рукой подать – всего-то 79 километров. Однако на семейном совете местом учебы был выбран Белгород, до которого было на 20 километров ближе, учебным заведением стал Белгородский строительный техникум, который в 1956 году перебазировался в Белгород из Курска. Ну и немаловажным аргументом (а может быть, и главным) стало наличие близких родственников в Белгороде, у которых можно было жить во время учебы.
В Мурманск у каждого своя дорога
Учеба давалась Николаю легко. И так уж получилось, что техникум он закончил на несколько месяцев раньше, чем это было предусмотрено учебным планом. И не только он, а практически все юноши его курса. Хотел было написать, что это было то время, когда армия очень нуждалась в строителях, а потом подумал, что армия нуждалась в квалифицированных строителях во все времена. И в общем-то, все строители, которые в итоге обосновались в Мурманске, в те годы сначала прошли армейскую школу. Не стал исключением и Николай Дедов.
Выпуск, как я уже сказал, был ускоренный, и Николай вместе со своим приятелем надели армейские погоны. Как вспоминает сам Николай Яковлевич, строить пришлось в самых разных уголках нашей необъятной Родины от Бологово до Казахстана. А в Белгородском строительном техникуме тем временем состоялся обычный выпуск, и распределение в Мурманск получили две молоденьких девушки, которые были подругами наших двух молодых людей.
Николай и его друг были рядовыми солдатами, но зарплату получали совсем не солдатскую. Да и должности занимали офицерские. Николай Яковлевич говорит, что в те времена заработная плата молодого мастера на стройке была 130 рублей в месяц, а нашим солдатам платили по 100. Вопроса о том, что делать после службы, перед молодыми людьми не стояло – конечно, ехать в Мурманск. Ведь там их ждали невесты! Правда, надо было устоять перед настойчивыми попытками армейского начальства уговорить молодых, но уже набравшихся строительного опыта мастеров продолжить службу в рядах Вооруженных сил. Но какая тут могла быть служба, когда в далеком Мурманске ждет невеста!
Боулинг «Сфера»
Первое место работы в Мурманске – СМУ-2 треста «Мурманскпромстрой». А первый объект… Знаете боулинг «Сфера», что на Кольском проспекте в Мурманске? Это был первый объект, который построил молодой мастер Николай Дедов. Только строил он, конечно, не боулинг, а что-то вроде учебно-курсового комбината, где должны были повышать свою квалификацию молодые рабочие «Главмурманскстроя». Было это в 1971 году.
А потом строил объекты, которые были для Мурманска жизненно необходимы. Среди них плодоовощной комбинат в Северной промзоне. Он должен был обеспечить Мурманск овощами и фруктами. Причем проектом было предусмотрено производство полуфабрикатов. Например, чищеной картошки, шинкованной капусты, тертой моркови. Николай Яковлевич вздыхает и говорит, что далеко не всегда то, что предусмотрено проектом, претворялось в жизнь.
Потом был комбинат хлебопродуктов. Видели элеваторы для хранения зерна все в той же Северной промзоне? Тогда в этих элеваторах хранилась канадская пшеница, которую морем доставляли в мурманский порт. Советский Союз еще не мог сам обеспечить себя зерном. А еще были мясоперерабатывающий комбинат и молокозавод. Действительно, Мурманск остро нуждался в этих предприятиях.
Перепрофилировали…
Когда-то в районе остановки «Улица Морская» в сторону юга располагалось автотранспортное предприятие «Главмурманскстроя». Николай Дедов с нуля построил одно из подразделений АТП. В здании размещалось производство по ремонту КрАЗов. Кременчугские самосвалы были тогда основным транспортом по перевозке грунтов. Стройка тогда в Мурманске шла грандиозная, и грунта требовались десятки тысяч кубометров. Техобслуживание этих КрАЗов было налажено по-современному. Водитель после смены не ковырялся в моторе, а отдыхал. Все техобслуживание шло без него.
Николай Яковлевич тяжело вздыхает и говорит: «Был ремонт КрАЗов, а стало производство шашлыков. Они сегодня оказались нужнее КрАЗов. Все дело в том, что сейчас в здании по адресу: Кольский проспект, 51, где ремонтировали самосвалы, находится гипермаркет «Твой». Впрочем, говорят, что и его уже закрыли. Что теперь должно стать главнее производства шашлыков?
А тогда закончить стройку Николай Яковлевич не успел. В 1980 году весь его участок перебросили на строительство птицефабрики «Снежная». Надо было выполнять продовольственную программу партии и правительства.
Птицефабрика «Снежная»
К этому времени недалеко от Мурманска уже была построена птицефабрика «Мурманская». Зачем понадобилось строить вторую? Неужели одной не хватало? Николай Яковлевич рассказывает, что при строительстве этих птицефабрик решались разные задачи. Когда строили «Мурманскую», то первоочередной задачей было обеспечить жителей Мурманской области своим, а не привозным куриным яйцом.
Я прекрасно помню те времена, когда мы отдыхать на юг летали самолетом, а домой возвращались поездом. Да еще и не прямым, а обязательно через Москву. Мы с братом были этому очень рады: ведь можно было погулять по Москве, а вот родители преследовали цель сугубо утилитарную – в Москве надо было купить ящик яиц (360 штук) и привезти его в Мурманск.
С введением в строй «Мурманской» необходимость везти яйца из Москвы отпала, а введение в строй «Снежной» должно было решить вопрос обеспечения населения области куриным мясом. И не только сырым. Возможно, сейчас уже не многие помнят, что на «Снежной» был свой консервный цех. Выпускали и полуфабрикаты, а в мурманском кафе «Отдых» было налажено производство цыплят табака, которые пользовались большим спросом.
Начало конца
Это было началом конца. Чем ближе мы подходим к распаду СССР, тем более скупым на слова становится Николай Яковлевич. В 1987 году он стал заместителем управляющего трестом «Мурманскпромстрой», а в 1990 – управляющим трестом «Спецстроймеханизация». Участвовал в строительстве домов 93-й серии на улице Саши Ковалева, строил торгово-развлекательные центры «Форум» и «Северное Нагорное». А потом все закончилось…
Мы беседуем с Николаем Яковлевичем совсем неподалеку от его первого объекта – «Сферы», в доме № 27а на Кольском проспекте. Он строил и его. Долгие годы в нем размещались различные подразделения треста «Спецстроймеханизация», который возглавлял Дедов. Сегодня у него здесь небольшой кабинет на втором этаже. Дедов теперь не строит. Он индивидуальный предприниматель. Сдает в аренду помещения бывшего треста, чтобы сохранить здание, но делать это в нынешних условиях становится все труднее и труднее.
Возможно, именно в день нашей встречи у Николая Яковлевича было такое пессимистическое настроение, но вот что он мне сказал: «Угробили строительную отрасль в Мурманске. В ее возрождение я не верю. Кто будет возрождать? Бережному, Калошину, мне это не надо. Возраст не тот, да и по здоровью не потянем. А новых не вижу. Проходил недавно мимо стройки. На месте сгоревшей «деревяшки» на проспекте Ленина, 5 строят какой-то очередной деловой центр. Ни одного слова по-русски от строителей не услышал. С кем ни поговорю, не видят перспективу. Мы никому не нужны».
Семья
Вы нужны, Николай Яковлевич! Нужны вашей семье. Нужны жене Нине Ивановне, дочерям Любови и Ирине. Пятерым внукам. Они у вас всех возрастов – старшие уже работают, тот, что посередине, учится в московском институте международных отношений, а младшие девочки пока еще школьницы. Причем даже не старшеклассницы. Одна, та, что в Мурманске, учится в шестом классе, другая, та, что москвичка, в пятом. А учитывая возраст старших внуков, думаю, что Николай Яковлевич Дедов имеет все шансы стать Прадедовым!
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из личного архива Николая ДЕДОВА и из открытых Интернет-источников.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Необходима быстрая и надежная доставка грузов из Америки? Рассчитать стоимость доставки груза и заказать услугу у компании Concord Logistic можно воспользовавшись сайтом concord-logistic.com. Сроки авиаперевозки из Америки в Россию - от 5 дней. Низкие цены. Реклама.