#Все теги

Переправа длиной 12 лет

10.10.202017:18

Сначала вопрос для знатоков. Она бывает морской, немецкой, британской. Назовите ту, длина которой 1611 метров. Ответ читайте ниже.

11 октября исполняется 15 лет с момента открытия моста через Кольский залив. Сегодня это одна из визитных карточек Мурманска стоимостью 3,6 миллиарда рублей, длиной мостового перехода примерно 2,5 километра, а собственно моста – 1611 метров. Да, еще это самая длинная беговая дорожка. Не было бы моста, не было бы и «Мурманской мили». Это и есть правильный ответ на вопрос.

О том, как проходило строительство моста через Кольский залив, с какими трудностями пришлось столкнуться его создателям, мы попросили рассказать Николая Бережного. В начале 90-х годов он был председателем горисполкома Мурманска, с 1997-го – работал председателем комитета по строительству и архитектуре Мурманской области, с 2002-го – был руководителем департамента промышленности, строительства и ЖКХ, с 2005 года – возглавлял департамент строительства  и ЖКХ. На всех этих постах он курировал сначала проектирование, а затем и строительство моста.

Немного истории

Необходимость надежной переправы через Кольский залив была очевидна всегда. Другое дело, что в северо-западной части Кольского полуострова в довоенное время не было, по сути, населенных пунктов (напомним, что Печенга в те годы входила в состав Финляндии).

Для, прямо скажем, немногочисленных поездок на западный берег вполне хватало катеров. Кроме того, у многих мурманчан в 20-е годы были свои лодки.

Положение не изменилось даже тогда, когда в начале 30-х годов в Екатерининской гавани началось строительство базы Северного флота. Обеспечение всем необходимым проходило по Кольскому заливу на различного рода судах. Правда, моряки быстро поняли необходимость прямого железнодорожного сообщения с Полярным, но эта проблема так и не была решена, в том числе и по причине отсутствия моста через Кольский залив – слишком дорого в те годы было такое строительство. В итоге уже в послевоенное время от Полярного как главной базы Северного флота были вынуждены отказаться и перевести ее в Ваенгу, ставшей впоследствии Североморском.

Впервые, наверное, всерьез пожалели об отсутствии мостовой переправы с началом советско-финской войны. Нужно было перебрасывать войска, назначенные для взятия Петсамо, и для этого потребовалось применить жесткие даже в реалиях того сурового времени меры. Осенью 1939 года первый секретарь Мурманского обкома партии Максим Старостин своей властью приказал капитанам находившихся в Мурманске судов заняться переправой войск через залив. Согласие владельцев судов, которые большей частью сидели в Ленинграде и Архангельске, вообще Старостина не интересовало. Их просто поставили перед свершившимся фактом. 

Еще резче высветила проблему моста Великая Отечественная война. Одной из причин неудач наших войск на Мурманском направлении в первоначальный период боевых действий стала невозможность быстрой переправы через Кольский залив.

Казалось, что после войны, с развитием добычи никеля и строительством Никеля и Заполярного, транспортное сообщение Мурманска с этими населенными пунктами должно было улучшиться. Так и произошло, но за счет ввода с эксплуатацию в 1968 году железной дороги Кола – Никель и шоссейной дороги. Про мост через Кольский залив снова забыли.

Подводный конкурент

Но к концу 80-х годов стало окончательно ясно, что висящая на двух ветхих мостах связь с западными районами области требует замены. И вот тут проблема строительства моста через Кольский залив встала в полный рост.

«Дело в том, что мосты через Колу и Тулому уже были сильно изношены, – рассказывает Николай Бережной. – А Кольский мост вообще строился вне всяких связей с наукой. Потом мы с ним намучались. Короче, нужна была новая переправа».

При этом мосты через Колу и Тулому должны были быть реконструированы. А это было возможно только при наличии моста через залив. В противном случае связь с западом области становилась проблематичной. 

«У моста изначально была альтернатива: тоннель под дном Кольского залива, – продолжает Николай Иванович. – Соединить восточный и западный берега брались норвежцы. У них большой опыт подобного строительства. Строить его хотели севернее 35-го завода. Там плотный скальный грунт, который позволяет вести проходку. При этом норвежцы осуществляли бы только подводные работы. Советская сторона предоставляла материалы: бетон, взрывчатку и проводила надземное строительство дорожных развязок на обоих берегах залива».

Чисто технически проект был вполне осуществим. За него горячо ратовал председатель горисполкома Владимир Горячкин. Но было два «отягчающих обстоятельства». Во-первых, дороговизна такого строительства, во-вторых, категорически против выступили военные: мол, Норвегия – страна НАТО, наш вероятный противник. Как бы чего не вышло…

«После Горячкина горисполком Мурманска возглавил я, – вспоминает Николай Бережной. – Вопросы секретности нам удалось преодолеть. Но тут все уперлось в финансирование. И эту проблему нам так и не удалось решить».

Долгострой?

Наступил экономический кризис, и средств для подводного тоннеля просто не нашлось. Тогда вернулись к более дешевому надводному варианту. Но и тут все было непросто.

Когда говорят о Кольском мосте как о долгострое, то почему-то забывают, в какое время шло строительство. После Гражданской и Великой Отечественной войн 90-е годы ХХ столетия, наверное, третий по сложности период российской истории. Крах социалистической экономики привел к печальным последствиям. Разбирать историю здесь не время и не место. Да и многие из нас прекрасно помнят то время. Фундаментальное, масштабное строительство практически прекратилось. И в этот момент в Мурманске приступают к возведению моста через Кольский залив. Как часто бывало в те времена, финансирование не раз прекращалось и работы останавливались.

В аналогичной ситуации оказались и другие подобные проекты. Например, возведение Президентского моста в Ульяновске началось в 1986 году, а закончилось в 2009-м. Саратовский мост строился девять лет (1991–2000), Волгоградский 13 лет (1996–2009). В 2004 году в долгострое (строительство растянулось на 10–15 лет) числилось 17 аналогичных объектов. Так что 12 лет для строительства Кольского моста – не самый большой срок. Хотя возможно, что его удалось бы построить немного быстрее, если бы не сложности места работ.

Идеальная коррозия

«Вода в Кольском заливе соленая, – рассказывает Николай Бережной. – А реки Тулома и Кола несут в залив воду пресную. В итоге образуется крайне агрессивная коррозийная среда. Проектировщики даже не сразу поняли, что бетонные опоры моста надо будет еще дополнительно защищать от коррозии. Иначе мост через несколько лет поплывет. Кроме этого благодаря речным наносам дно в районе строительства очень илистое. Мы изначально предполагали заглубляться в дно на 10–15 метров. А пришлось на 80–100 метров! Но ведь туда еще нужно завести арматуру, потом забетонировать».

А с бетоном тоже случилась неприятная история. В самом начале строительства Кольского моста использовался щебень из вскрышных пород Оленегорского месторождения и месторождения КНИ-935 (рядом с поселком Сафоново). Качество бетона из такого щебня со временем может ухудшаться. Особенно под действием замерзающей воды или оттаивающего льда. Тревогу забил заведующий лабораторией бетонов, руководитель Кольского испытательного центра строительных материалов и изделий (КИЦСМИ) Института химии Кольского научного центра РАН Олег Крашенинников.

«Олег Николаевич был дока в своем деле, – говорит Николай Иванович. – Поэтому как только он заявил о своих сомнениях, мы провели новые исследования применявшегося бетона. Действительно для тяжелых бетонов требуется щебень с высокой прочностью. В итоге мы сменили карьер».

Но к этому времени часть некачественного бетона была уже залита в несколько опор. Подумав, решили продолжить заливку уже новым составом поверх старого. Перед сдачей моста Научный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга проводил испытания. При нагрузке на мост свыше 14 тысяч тонн опоры просели менее чем на 30 миллиметров, что соответствует нормам. Правда, у некоторых «знатоков» сомнения остались. Они даже предрекали обрушение опор через пять-семь лет после начала эксплуатации. Прошло уже 15 лет.

Еще одним неприятным моментом стала укладка асфальта. Появилась информация, что при этом используется битум не той марки, что требуется. И он при определенных условиях будет ломаться. Снова последовали лабораторные анализы и испытания. Ситуацию на контроль взяла Москва. Прислали даже главного инженера Росавтодора, с которым Николай Бережной сутками находился на месте работ, контролируя их качество.

Ножницы для министра

Но все же технические сложности всегда можно было решить. А вот с финансированием стройки была беда. Изначально работа проводилась за счет федеральных средств. Но к середине 90-х и без того тоненький ручеек государственных вливаний и вовсе испарился. Работы практически остановились.

В ночь на 2 февраля 1998 года произошла авария с мостом через Колу. В жесточайший мороз (доходило до –38о) в авральном режиме пришлось спасать переправу. Я не знаю, насколько повлияло это событие на финансирование строительства моста через Кольский залив, но вскоре дело сдвинулось с мертвой точки. Между Мурманской областью и федеральным центром было достигнуто соглашение о долевом участии федерального бюджета.

В 2001 году была сделана проектно-счетная документация, необходимые экспертизы и проведены торги на окончание работ. В декабре 2002 года губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов и начальник Росавтодора Игорь Слюняев заключили соглашение, в котором был определен срок сдачи объекта в эксплуатацию – 2005 год. После этого работа пошла! По сути, все основные работы были сделаны еще в 2004 году, оставшееся время ушло на «вылизывание» того, что получилось.

Мост был открыт 11 октября 2005 года премьер-министром России Михаилом Фрадковым, губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым и министром транспорта Игорем Левитиным.

«Обязательно надо отметить роль Игоря Левитина, – говорит Николай Бережной. – Большую часть финансирования строительства взял на себя федеральный бюджет. Левитин как глава Министерства транспорта был куратором всего проекта. Мне неоднократно приходилось с ним встречаться по этому вопросу. За месяц до официального открытия моста он приезжал в Мурманск с инспекционной целью. Но в день открытия его почему-то не оказалось в списке лиц, которые должны были перерезать красную ленточку. Я посчитал это несправедливым. В последний момент на свой страх и риск положил еще одни ножницы к тем, что были уже приготовлены. И Игорь Евгеньевич принял участие в этой церемонии наравне со всеми».

В заключение надо рассказать о том, что сделать не удалось. Ныне существующий мост через Кольский залив – это всего лишь треть всего задуманного. Или, выражаясь техническим языком, первая очередь. Второй очередью должна была стать дорожная развязка на восточном берегу с дальнейшим выходом на Кольский проспект в районе Фадеева ручья. И проект уже был готов! Но все опять же уперлось в финансирование. Точнее, в необходимость срочного ремонта «ленинградки», которая в начале XXI века была в ужасном состоянии. Но это еще не все. Планировалась и третья очередь. Предполагалось, что на этой самой «ленинградке» создадут кольцо и автодорогу вдоль улицы Капитана Копытова, по которой автомобили, не заезжая в город, сразу попадали бы на мост. Но увы! Этот проект уже, скорее всего, будет осуществлять другое поколение строителей.

Андрей КИРОШКО
Фото Дмитрия САЯПИНА, из архива редакции и личного архива Николая Бережного

ПнВтСрЧтПтСбВс
Читайте также
Вид:
28.10.202017:36 В Финляндии работник дома престарелых воровал лекарства с наркотиками Сотрудника дома услуг для престарелых в Миккели подозревают в краже наркотических лекарственных средств, сообщает «Yle» со ссылкой на Ведомство здравоохранения и социального развития THL. ... 28.10.202017:22 Мурманские дорожники сменили фронт работ Мурманские дорожники чистоту наводят в областном центре круглосуточно, зимой и летом. Но если летом обычно нужно очищать проезжую часть и тротуары от песка и грязи, то зимой фронт работ меняется. ... 28.10.202017:07 Жадный кировчанин испугался последствий и выплатил алименты Кировчанин платил алименты на содержание нетрудоспособного родителя. Потом он уволился с работы и выплаты перестали поступать. Таким образом, за мужчиной накопился долг в 56 тысяч рублей.Должник ... 28.10.202016:53 Мурманчане больше не смогут переходить пути в районе улицы Полины Осипенко В Мурманске на выходе к месту несанкционированного перехода через железнодорожные пути станции Комсомольск-Мурманский (в районе домов №14 и №37А по улице Полины Осипенко) установили ... 28.10.202016:39 Молодежь позовет в Мурманск молодежь В конце ноября в Мурманск на шесть дней приедут 20 молодых журналистов, блогеров и фотографов со всей России, чтобы популяризовать туризм на Крайнем Севере среди российской молодежи. Все расходы, ... 28.10.202016:25 В Мурманске отловщики поймали десять бездомных собак В Мурманске отловщики временного содержания животных поймали десять бездомных собак. При этом в единую дежурно-диспетчерскую службу продолжают поступать заявки от горожан, которые указывают на ... 28.10.202016:12 Жительница Апатитов погибла из-за удлинителя Сегодня в Апатитах случился пожар на улице Северной, 26. Огонь бушевал на кухне одной из квартир, сообщает портал «ХибИнформБюро».Сотрудники экстренной службы выбили входную дверь, зашли ... 28.10.202015:58 В Североморске кота выбросили в пакете в окно Волонтеры североморской общественной организации помощи бездомным кошкам «Усы, лапы и хвост» бьют тревогу. Несколько дней назад в районе дома №6 на улице Генерала Фулика неизвестные ... 28.10.202015:47 В Оленегорской больнице пациентам с коронавирусом оказывают необходимую помощь Как сообщает региональный оперштаб, информация в социальных сетях о недостаточном оснащении стационара в Оленегорске и невозможности перевода пациентки в стационар Мурманска не соответствует ... 28.10.202015:44 В России за сутки от коронавируса умерли 346 человек На 28 октября в России зафиксировано 1 563 976 случаев заражения коронавирусом. За последние сутки число зараженных выросло на 16 202 человека. Общее число смертей от коронавирусной инфекции в ... 28.10.202015:30 Мурманских кавээнщиков покажут на ТВ 4 ноября Радостная новость для всех поклонников Сборной Снежногорска «Мурманск – столица Арктики». 4 ноября в 17:55 на Первом канале покажут эфир гала-концерта музыкального ... 28.10.202015:17 Субсидию северянам продлят автоматически Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг будет автоматически продлено. Соответствующее постановление правительства РФ было подписано 19 октября. Согласно документу, в случае, если ... 28.10.202015:04 Юлия Барановская провела выходные в Мурманской области #Видео Известная телеведущая Юлия Барановская вместе с детьми минувшие выходные провела в Мурманской области. Об этом она сообщила на своей страничке в инстаграме. Остановились гости на берегу Баренцева ... 28.10.202014:50 В Мурманске больше 50 домов останутся без горячей воды и отопления С 23 часов 28 октября до пяти утра 29 октября в Мурманске в домах "Первомайки" отключат отопление и горячую воду.  Это необходимо для проведения работ на подающем трубопроводе тепловой сети ... 28.10.202014:36 Один из залов Общественной палаты Российской Федерации назвали в честь Игоря Леонидовича Шпектора Сегодня утром на торжественной церемонии с добрыми словами памяти об Игоре Шпекторе выступили его коллеги по работе в Общественной палате и других структурах. В том числе Сергей Степашин и Максим ... 28.10.202014:23 Православные волонтеры раздают бедным мурманчанам теплые вещи В Мурманске вновь проходит благотворительная акция «Дари тепло». Эта акция впервые была проведена в Мурманске два года назад. Придумали ее активисты общественной организации ... 28.10.202014:09 Участок мировых судей в Мурманске превратится в благоустроенные квартиры Уже в декабре город получит десять отремонтированных квартир для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Они расположены в двухэтажной пристройке к дому №35 на улице Аскольдовцев. Эти помещения ... 28.10.202013:56 Мурманчанка покажет на конкурсе красоты способ модной укладки волос С 12 по 31 октября в Сочи проходит национальный фестиваль красоты и таланта «Краса России — 2020». Он собрал победительниц региональных конкурсов красоты из разных уголков страны. ... 28.10.202013:42 Мурманчанин пытался задушить свою возлюбленную 46-летняя жительница Мурманска сообщила полиции, что ее сожитель угрожает ей убийством. На место происшествия прибыл наряд патрульно-постовой службы. Выяснилось, что местный житель 1972 года ... 28.10.202013:29 В четырех домах Мурманска отключили холодную воду В Мурманске прекращена подача холодной воды по адресам: улица Карла Маркса, 6/1, 8/2 и проезд Рыбный, 3, 4. Отключение воды связано с устранением повреждения на водопроводе. Работы ... 28.10.202013:16 В Апатитах автомобиль «вылетел» в кювет из-за снежной каши Вчера, 27 октября, в начале шестого вечера на девятом километре дороги, которая ведет из Апатитов в аэропорт «Хибины», в кювет вынесло автомобиль «Daewoo Nexia». Как сообщает ... 28.10.202013:02 Мурманский аэропорт перешел на зимнее расписание Мурманский аэропорт перешел на зимнее расписание полетов, которое продолжится до 27 марта. Традиционно будут выполнятся ежедневные прямые рейсы в Москву и Санкт-Петербург (авиакомпании Аэрофлот, ... 28.10.202012:49 Ковдорчанка отдала мошенникам почти два миллиона рублей В полицию Ковдора поступило сообщение о том, что от мошенников пострадала 59-летняя местная жительница. Женщине позвонили с телефонного номера, зарегистрированного в Москве. Звонившая представилась ... 28.10.202012:35 Следователи найдут виновников возгорания на судне в Мурманске #Видео Сотрудники мурманского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации организовали проверку по факту возгорания ... 28.10.202012:22 Еще 193 жителя Мурманской области заболели коронавирусом По состоянию на 12:15 28 октября в Мурманской области выявлено 193 новых случая заболевания CoViD-19. Общее число подтверждённых случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией составляет 19 260:2 ... 28.10.202012:20 Апатичанин украл машину и сдал ее на металлолом Житель города Апатиты сообщил полиции, что припарковал автомобиль «Тойота» около гаража на улице Козлова, а его похитили. Машина была в неисправном состоянии. Сумма ущерба ... 28.10.202012:07 В Мурманске сбили трех человек В областном центре за сутки, с 27 на 28 октября, произошло 17 ДТП. В авариях никто не погиб, но пострадали три человека. Так, в 15 часов авария произошла на перекрестке между улицами Радищева и ... 28.10.202011:54 От коронавируса умерли еще четыре северянина В Мурманской области за сутки коронавирусной инфекцией заразились еще 193 человека. Всего за все время с начала пандемии зарегистрировано 19 260 случаев заражения, сообщает федеральный оперативный ... 28.10.202011:40 Где можно подписаться на «Вечерку» Уважаемые читатели, с 30 октября закроются выездные пункты подписки, которые находятся в администрации Ленинского и Первомайского округов (проспект Героев-североморцев, 33/1 и проспект Кольский, ... 28.10.202011:27 Кировчанка застрелила сожителя из пневматической винтовки Завершено расследование уголовного дела в отношении ранее несудимой 34-летней женщины. Она обвиняется в убийстве. Установлено, что в ночь с 7 на 8 июня 2020 года женщина была дома вместе с сожителем ... 28.10.202011:14 Мурманчанин разбушевался в продуктовом магазине В Мурманске вечером поступил сигнал «Тревога» из продуктового магазина Ленинского округа. Персонал сообщил, что посетитель пытается разбить витрины. На место выехал ... 28.10.202011:00 В Мурманске временно ограничат движение через железнодорожный переезд На железнодорожном переезде 1 км станции Мурманск (в районе дома 44Б по Портовому проезду) идет замена устройств заграждения переезда. В связи с этим движение автотранспорта через этот ... 28.10.202010:47 Молодой оленегорец довел знакомого до реанимации В реанимационное отделение больницы Оленегорска госпитализировали мужчину. Медики квалифицировали полученные его травмы как повлекшие тяжкий вред здоровью. Сотрудники полиции опросили потерпевшего. ... 28.10.202010:34 Для мурманчан открылась вакансия Редакция газеты «Вечерний Мурманск» приглашает на работу почтальона. Мы ищем человека, который будет каждое утро радовать нашей газетой подписчиков. Оформление строго по трудовому ... 28.10.202010:20 Мурманчанин украл у подруги золото, деньги и карту Жительница Мурманска рассказала полиции, что накануне вечером к ней в гости заходил знакомый. После его ухода она обнаружила пропажу золотых изделий, банковской карты и денег. Сумма ущерба составила ... 28.10.202010:07 В Мурманске УК заплатят 110 тысяч рублей штрафов Наступление холодов в Мурманске не влияет на регулярность рейдов специалистов управления Ленинского округа, которые по-прежнему держат под контролем состояние дворовых территорий северян. ... 28.10.202009:54 Апатитчанку будут судить за смертельное ДТП Апатитская прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о смертельном ДТП. Эта история вызвала широкий общественный резонанс. Напомним, ночью 23 мая нынешнего года пьяная ... 28.10.202009:40 Пожар на судне в Мурманске ликвидировали в полночь Вчерашний пожар на рыболовном судне «Таврический» ликвидировали в полночь, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Мурманской области.  Напомним, вчера в 17:55 произошел пожар на ... 28.10.202009:27 В Мурманске ищут начинающего сомелье Коротать за бокалом вина холодные зимние вечера и получать за это деньги – такое необычное предложение трудоустройства мы обнаружили на просторах Интернета. Компания «Wine ... 28.10.202009:13 В районе Абрам-Мыса сбили двух пешеходов Минувшей ночью на автодороге Р-21 «Кола», примерно в 300 метрах от поворота на Абрам-Мыс, водитель «BMW» сбил двух пешеходов, идущих по обочине.  Спасатели Мурманского ...