Сегодня Мурманская областная Дума рассмотрит «транспортный вопрос». Точнее сказать, вопрос о том, кто будет рулить перевозками пассажиров в регионе.
Профильный думский комитет еще 16 сентября обсудил законопроект «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области». Несмотря на многочисленные аргументы «против», прозвучавшие непосредственно от самих перевозчиков, комитет рекомендовал принять закон. Причем принять быстренько – во втором и окончательном чтениях сразу. Попробуем разобраться, отчего возникла такая законодательная спешка и кому это выгодно.
Все взять и перераспределить
Впервые документ появился на свет в июне этого года, и в этом же месяце сразу был принят региональными депутатами в первом чтении. Уже тогда он вызвал крайне негативные отзывы профессионалов из-за того, что ломает всю существующую систему перевозок. Если кратко: документом предлагается всю действующую в муниципальных образованиях систему организации пассажироперевозок отменить с 1 января 2021 года (а систему, по которой осуществляется льготный проезд, – с 1 июня 2021 года) и передать полномочия по организации муниципальных пассажироперевозок областной власти.
По законам или по понятиям?
Но сначала давайте посмотрим законодательную базу. На что опирались авторы закона. Может, по всей России уже давно транспортом рулят региональные власти, а наш регион один – среди отстающих?
Главный закон всех муниципалов («Об общих принципах организации местного самоуправления...») к вопросам местного значения относит «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения».
Таким образом, транспортное обслуживание – прерогатива местного самоуправления. И заметьте, о перераспределении полномочий в федеральном законе ничего не говорится.
Еще один федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров...» также гласит о том, что «муниципальные маршруты… устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления».
И вот тут возникает вопрос: так на какие все-таки федеральные акты опирается новый региональный закон? Тем, на которые в нем же идет ссылка, он напрямую противоречит. И еще очень интересно, как на такие законодательные противоречия отреагирует прокуратура?
Ломать – не строить
Как известно, спешка нужна только при ловле блох. А еще, видимо, при принятии некоторых региональных законов. Транспортный законопроект, как мы сказали выше, поступил в Мурманскую областную Думу в июне этого года, а с января следующего года он уже должен начать действовать по всей области.
А ведь всем известно, насколько сложная, чувствительная и социально значимая сфера – общественный транспорт, где взаимоотношения между перевозчиками складывались годами, маршруты и периодичность движения оттачивались десятилетними. Это – механизм, требующий тонкой настройки, и любое грубое вмешательство в него извне приведет ровно к тому, к чему приводит появление слона в посудной лавке.
Вообще, жизненный опыт учит нас, что разрушить что-то очень легко и просто, а вот восстановить удается далеко не всегда. Пример – медицина. Полномочия у Мурманска в этой сфере забрали несколько лет назад. И тоже в пользу области. И что? Доступность медицинской помощи стала лучше? К врачу попасть стало легче?
То же самое может произойти и с транспортом. Всем очевидно, что законопроект «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров…» крайне сырой, что к нему нужен еще целый пакет регламентирующих документов, которых пока нет, и неизвестно, когда они появятся. А без этих регламентов, подзаконных актов сам закон – филькина грамота, в котором даются только декларативные заявления – мы хотим всем сделать хорошо.
А как именно хорошо? Например, маршрут
№ 33р, который ходит в жилой район Росляково. С точки зрения «эффективных менеджеров», этот маршрут – лишний, так как на большом протяжении дублирует другой маршрут –
№ 105 Мурманск – Североморск. А с точки зрения жителей Росляково, которые по утрам, спеша на работу в Мурманск, не могут сесть в переполненный сто пятый, № 33р, крайне нужен и востребован. И с точки зрения муниципальных властей – тоже нужен. Не зря же они его ввели.
Какие еще маршруты могут попасть под нож? № 18, № 29, № 11? Да какой угодно! Мы же не знаем, на каких принципах будет выстраиваться маршрутная схема. Нас только уверяют, что все будет сделано с учетом мнения муниципалов. Но это никак и нигде не закреплено. Зато в самом законе написано, что «установление, изменение и отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок» возлагаются на «орган исполнительной власти Мурманской области».
Семь раз отмерь
Проблемы в сфере пассажироперевозок в области действительно имеются. Только не в Мурманске, где давно уже на городском транспорте запущены программы и по цифровизации, и по модернизации, и по прочим «ациям», за которые так ратует региональный законопроект. А вот в небольших муниципальных образованиях и даже в некоторых городах все довольно сложно. К примеру, в прошлом году в Североморске несколько раз переносился аукцион по определению перевозчика по городским автобусным маршрутам. Договориться муниципалитету с автотранспортным предприятием удалось только «под елочку», в канун Нового года, резко повысив стоимость муниципального контракта. И то потом там несколько раз (безуспешно) пытались поставить на некоторые маршруты малоразмерные автобусы в целях экономии.
Поэтому не исключено, что в некоторых муниципалитетах даже с радостью воспримут этот закон как возможность спихнуть свои муниципальные проблемы на областной уровень.
Вот только все прекрасно понимают, что в первую очередь областные власти хотят забрать под себя перевозки именно в Мурманске.
А между тем именно за пределами областного центра новому законопроекту есть где развернуться, показать, насколько он действительно «рабочий».
Да даже простая логика подсказывает, что такие сложные логистические и инфраструктурные изменения лучше отрабатывать там, где они принесут меньше всего вреда и смогут доказать свою эффективность.
Поэтому, если бы данный законопроект вначале был апробирован в каком-то одном пилотном муниципалитете, где с транспортным сообщением есть реальные проблемы, и любые перемены – во благо, никто бы и слова не сказал. Все бы с интересом наблюдали, как авторы документа набивают шишки, отрабатывают методики, практическую и документальную базу. Может быть, у них в итоге и получилось бы что-нибудь.
Но только после отработки новой системы на практике в пилотном муниципалитете можно выходить с предложениями запустить все это на региональном уровне. И то с большими оговорками, особенно в части противоречий с федеральным законодательством.
Пока же мы видим весьма неумелую и торопливую попытку подмять под себя целую отрасль. К сожалению, с вполне предсказуемыми последствиями. В своем нынешнем виде вступление закона в силу с высокой степенью вероятности может привести к транспортному коллапсу в областном центре. Может быть, не сразу – сфера пассажироперевозок, как и многие другие, имеет определенный запас прочности.
И персональную ответственность за этот коллапс и все его негативные социальные последствия должны нести депутаты Мурманской областной Думы, если они в спешке, не просчитав и не предусмотрев все, проголосуют за данный законопроект.
Не зря же в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Не зная броду, не суйся в воду», «Поспешишь – людей насмешишь». О народной мудрости не грех порой вспомнить и народным избранникам. Как и о том, что название законодательного органа власти в регионе – Дума – образовано от слова «думать». Думать, а не только руки поднимать.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Генеральный директор АО «Электротранспорт», депутат Совета депутатов г. Мурманска
Сергей Коробков:
– Когда передачу полномочий только начали обсуждать, это было месяца четыре назад, я сразу говорил, что к такому законопроекту нужна большая аналитическая записка, с подробным описанием ситуации, которая в настоящее время сложилась в транспортной отрасли Мурманской области. А также выводы – что должно произойти в отрасли в случае передачи полномочий. К первому чтению закона в Думе ничего подобного не было.
И только сейчас такая записка появилась. Хорошая записка, грамотно составленная, аргументированная. Что интересно, я раньше считал, что город Мурманск в транспортной отрасли региона – это процентов 70–75. Оказалось, больше 90 процентов. Мурманск перевозит 43 миллиона человек, вся остальная область – 3,5 миллиона. Причем тех проблем отрасли, которые перечисляются в записке, в Мурманске практически нет. В ней сказано о необходимости цифровизации – у нас это есть, внедрение новых технологий – тоже есть, видеонаблюдение – есть, простои из-за неисправности транспортных средств практически отсутствуют. Да, с обновлением парка есть проблемы. Но имеющиеся автобусы и троллейбусы содержатся хорошо. Поэтому я не могу сказать, какую пользу транспортной отрасли Мурманска принесет перераспределение полномочий. Но самое главное – обязательно сначала нужно увидеть пакет документов, которые должны быть приняты вместе с этим законом, без которых он не сможет работать. Например, как маршруты будут формироваться? Как будет участвовать муниципалитет в этом формировании? И многое-многое другое. Поэтому мое мнение: нельзя ставить повозку впереди лошади. Сначала нужны проекты нормативных актов, которые будут обеспечивать выполнение этого закона. И только тогда можно будет понять, что он из себя представляет, как будет реализовываться практически.
Дмитрий ВАРЗУГИН. vmnews@vmnews.ru
Фото из архива редакции.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ищите миграционную компанию помогает получить резидентство стран Европейского Союза через инвестиции или репатриацию? Читайте отзывы о international holdings на сайте compania.com.ua. Реклама.