Его имя наверняка хорошо знакомо нашим читателям. Кажется, не так давно в мурманских СМИ стали появляться первые его работы, посвященные истории Кольского Заполярья. А сегодня без статей Дмитрия Ермолаева представить заполярное краеведение уже невозможно.
Он автор книг «Иван Александров. Штрихи к портрету лидера мурманской революции», «Мурманское кино», «Звенья». Для большинства мурманчан Ермолаев – именно исследователь нашего прошлого. Вдумчивый и основательный. Но мало кто знает, что путь к этой профессии был у него не самым прямым.
Спортивный книгочей
Североморский мальчишка, папа которого служил на Северном флоте, а мама работала учителем математики. И почти все свое детство и юность Дмитрий провел среди военных. Неудивительно, что и мечты у пацана были о службе. Но тут вмешалась медицина: из-за близорукости о ратном деле пришлось забыть. Горевал Димка недолго.
– В школе меня заинтересовали два предмета: история и литература, – вспоминает Ермолаев. – За это надо благодарить замечательных педагогов Александра Михайловича Лопинцева, преподававшего историю, и Ольгу Васильевну Кидину, которая вела литературу и русский язык. В детстве я любил читать. Возможно, именно в этом причина моей близорукости. История и литература – это два моих кита, между которыми я разрываюсь до сих пор...
Но была у молодого североморца еще одна страсть – спорт. Причем самый что ни на есть заполярный – лыжный. И здесь Дмитрию также повезло с учителем. Тренировала юнцов Коммунара Николаевна Смолянинова, почетный мастер спорта, многократный победитель Праздника Севера по Мурманской области. Напомним, что звание почетный мастер спорта присваивалось тому спортсмену, кто пять лет подряд подтверждал мастерские нормативы. В 1950-х годах в рамках Праздника Севера не раз проходили чемпионаты СССР по лыжным гонкам, поэтому было разделение победителей и призеров на абсолютных чемпионов Праздника Севера и на чемпионов по Мурманской области.
– Уже работая в архиве и листая подшивки «Полярной правды» с отчетами о Празднике Севера 50-х годов, я нашел не только отдельные упоминания о Смоляниновой, но и целые статьи, – говорит Дмитрий. – Лыжный спорт остается со мной и сегодня, но уже в виде физкультуры. Стараюсь регулярно выходить на лыжню, прохожу обычно не менее 10 километров. Когда в Долине Уюта прокладывают марафонскую трассу, делаю по ней один полный круг, а это немногим более 20 километров. Мечтаю пройти лыжный марафон, который проводится в Долине Уюта, но каждый раз что-то мешает. В этом году, например, пандемия.
Сегодня могу сказать, что спорт научил меня терпеть и пахать – трудиться для достижения цели. С ребятами, с которыми соревновался в детстве, – Юрием Шишаковым и Алексеем Гордеевым – общаемся до сих пор.
И к слову, интерес к спорту подтолкнул меня к изучению истории спорта Мурманской области. Материалы об этом собираю не первый год, были и отдельные публикации в СМИ. Например, о довоенном футболе.
Папа у Димы силен в поэзии
Спорт, конечно, это хорошо, но все же главным в жизни Дмитрия он не был. Его все больше затягивала литература, и наступил момент, когда он стал сочинять.
Однажды на праздник 7 Ноября остался он дома один.
– Ко мне тогда зашел приятель, который также изнывал от скуки. – вспоминает Дмитрий. – Чтобы как-то развеяться, предложил писать стихи. На мои робкие возражения: мол я не умею, сказал, что научит. Вот с той поры я и начал пописывать. И как-то в школе заявил, что я поэт – стихи пишу. Меня тут же взяли в оборот и стали заказывать стихотворения к торжественным датам. Тут-то я понял, что погорячился. И пошел к папе.
Отец Дмитрия, как и многие флотские офицеры, владел стихосложением. И охотно помог сыну выйти из затруднительной ситуации. Так продолжалось какое-то время: папа сочинял, а Дима читал в школе якобы свои стихи. Но потом отцу это надоело.
– Он мне сказал: «Давай-ка, сын, учись писать сам», – рассказывает Дмитрий. – И мне пришлось засесть за теорию стихосложения, обложиться книгами и учебниками.
В отличие от Евгения Онегина, который не мог «ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», Дмитрий Ермолаев оказался учеником куда более способным. И вскоре школьные стихотворные заказы выполнял уже самостоятельно. Но при этом всей душой, как сам говорит, возненавидел «датскую» поэзию. В смысле стихи к определенным датам.
Точка выбора
– Когда пришла пора определяться со своим будущим, я решил поступать в мурманский пединститут на отделение истории и английского языка, – говорит Дмитрий Ермолаев. Вот там я по-настоящему ощутил вкус к истории. И снова могу сказать, что мне повезло с учителями. Думаю, то время, а поступил я в 1987 году, было золотым веком мурманского пединститута. Очень сильные были преподаватели. Неудивительно, что здесь история для меня вышла на первый план.
Но литературу Дмитрий тоже не забывает. Именно во времена студенчества к нему приходит первый большой успех, который, как позже выяснится, определит его жизнь на годы вперед.
– Как я стал писать стихи, я уже рассказал, говорит Дмитрий Ермолаев. – В студенческие годы то, что выходило из-под моего пера, стало более профессиональным. И вот на одном из литературных мероприятий в областной научной библиотеке мы с моим другом Дмитрием Коржовым – ныне известным писателем, а тогда начинающим поэтом – познакомились с Виталием Семеновичем Масловым. Он был в ту пору секретарем мурманского отделения Союза писателей России и работал над проектом «Первая книга поэта». Книжки выходили на плохой бумаге, мизерным тиражом, как говорится, под скрепочку (книжка, листы которой держатся на одной скрепке, синоним небольшого дешевого издания. – Прим. ред.), но они давали возможность начинающим поэтам высказаться. Тогда же при поддержке комитета по делам молодежи была учреждена премия имени Баева-Подстаницкого. В 1993 году за книгу «Август», которая вышла годом ранее, я получил эту премию, стал первым ее лауреатом. И получил определенную известность.
А чуть позже в поисках талантов в пединститут заглянула шеф-редактор Мурманского областного радио Татьяна Васильевская. И заведующий кафедрой отечественной истории доктор исторических наук Алексей Киселев предложил ей самого, пожалуй, на тот момент распиаренного своего студента – Дмитрия Ермолаева. И тот не подвел учителя.
– И 15 лет я проработал на мурманском радио, – рассказывает Дмитрий Анатольевич. – Сначала был ведущим радиостанции «Атлантика», потом вел свою программу «Север мой», которая была посвящена истории Заполярья, его людям. Именно в этот период я стал постоянным посетителем Государственного архива Мурманской области. Только тогда я и смог понять фразу профессора Ивана Федоровича Ушакова, который говорил: «Архивная работа – кабацкая. Она затягивает, увлекает, пьянит и ты уже жить без нее не можешь». Работа на радио мне действительно нравилась, но нравилось и заниматься историей. Какое-то время я совмещал эти два удовольствия, работая в архиве и одновременно продолжая делать радиопередачи. Но потом на радио начались сокращения и пришлось уйти. С 2008 года я сотрудник Государственного архива Мурманской области. И это здорово!
И повторится все, как встарь
Счастлив тот человек, у которого работа совпадает с хобби. Только тогда она приносит ему истинное удовольствие. В Государственном архиве Мурманской области Дмитрий Анатольевич занимается публикацией архивных документов, часто первым из ныне живущих прикасается к делам, лист использования которых абсолютно чист. Понятно, что при такой должности он, по сути, остался журналистом. Например, в нашей «Вечерке» выходили многие его работы, посвященные истории Мурманска.
Но и литература Дмитрия Ермолаева тоже не отпускает. Стихи пишет, но только тогда, когда, как он сам говорит, не писать невозможно. В прошлом году вышел второй его поэтический сборник «По-иному – нельзя». В него вошли стихотворения и написанные еще в студенческие годы, и более новые. Такие широкие временные рамки позволяют проследить динамику творчества автора. На обложке этого поэтического сборника – фото автора, сделанное в архиве. На нем Дмитрий Ермолаев окружен стеллажами с документами, в общем, снят в своей рабочей стихии. Как нам кажется, фото не совсем соответствует содержанию книги, но полностью совпадает с главными интересами ее автора – историей и литературой. Так Дмитрий и живет. Потому что по-иному не может.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото Анны ЕРМОЛАЕВОЙ.