Чуть больше двух лет прошло со дня, когда в Мурманске появился свой главный духовный символ. Многометровый бронзовый монумент святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, созданный по эскизам прославленного путешественника, писателя, художника, протоиерея Русской Православной церкви Московского патриархата Федора Конюхова, стал одной из визитных карточек города.
«Вечерка» не раз сообщала обо всех этапах подготовки к установке памятника. А о том, что осталось «за кадром» - как шла работа в литейных мастерских, нам рассказал один из авторов скульптурной композиции Сергей Крюков.
Чудесные спасения
– С Федором Конюховым я познакомился в 2015 году, за что очень благодарен судьбе, – говорит Сергей Крюков. – Задолго до нашей очной встречи я хотел сделать портрет этого легендарного путешественника. И несколько лет назад мне удалось воплотить в жизнь эту мечту. Федор Филиппович из-за своей природной скромности долго отказывался от моего предложения: мол, не заслужил он отливки в бронзе, и вместо этого предложил изготовить скульптурный образ святителя Николая. Позже он поведал удивительную историю, которая объясняла, почему для него так важен этот монумент.
Напомним, в достаточно далеком уже 2008 году Федор Конюхов в одиночку шел вокруг мыса Горн на небольшой яхте. Среди мореплавателей воды, омывающие этот мыс, известны своим коварством. Из-за постоянных штормов, которые бушуют в крайней южной точке архипелага Огненная Земля, многие суда потерпели крушение. Вот и яхта Федора Конюхова там завалилась на бок. Сражаясь с высокими волнами и сильным ветром, путешественник стал молиться Николаю Чудотворцу.
Всю ночь шторм свирепствовал, а к утру чудесным образом утих, погода наладилась, и даже появилось солнце. Конюхов сумел обогнуть мыс Горн. В этом же путешествии он и нарисовал свою первую икону – архиепископа Мир Ликийских он изобразил стоящим в лодке, о которую бьется океанская волна. В правой руке святого был мыс Горн, а в левой – парусное судно.
С этой иконой отважный странник и продолжал брать новые вершины на воде и на суше. А в 2016 году в очередной раз убедился в невидимой, но надежной защите Николая Чудотворца. Тогда он совершал кругосветное путешествие на воздушном шаре и вновь оказался на волосок от гибели из-за непогоды. Федор Конюхов стал горячо просить о помощи своего небесного покровителя, обещая, что, если останется жив, непременно поставит ему памятник. И вновь путешественнику удалось спастись.
– Когда Федор Филиппович вернулся в Москву, я все-таки слепил его портрет, – продолжает Сергей Крюков. – А затем началась кропотливая работа над монументальным изваянием святого. И вскоре в мастерской отца Федора я стал появляться чаще, чем в своей.
Максимальная реалистичность
Сначала скульптор сделал несколько небольших фигур, которые могли стать основой будущего большого памятника, из которых выбрали лучшую. Но для изготовления полноразмерного монумента требовался простор, площади в московском музее-мастерской Федора Конюхова не хватало.
Решили делать памятник по частям. Начали с лепки 90-сантиметровой головы. На это у соавторов – путешественника и скульптора – ушло около 150 килограммов специального скульптурного пластилина и довольного много времени. Около полугода они трудились только над портретом Николая Чудотворца.
– Мы изучили огромное количество источников, в которых описаны черты лица святого, в их числе были и работы древних иконописцев, и современные реконструкции ученых, составленные с помощью компьютерных программ. Была важна максимальная реалистичность, – подчеркнул Сергей Борисович.
Масштаб работы высоко оценивали все гости музея-мастерской, восхитил лик Николая Чудотворца даже российского режиссера Федора Бондарчука.
– Помню, Федор Сергеевич поинтересовался, почему мы сделали на лице такие выдающиеся брови, – вспоминает Сергей Крюков. – Объяснили, что столь высокий рельеф деталей на скульптурном портрете нужен для того, чтобы готовый многометровый монумент не потерял выразительности черт.
Вскоре творческому дуэту стала поступать помощь, люди жертвовали деньги на пластилин, материал для каркасов. Дело стало двигаться быстрее.
Ювелирное литье
Параллельно велась работа над созданием деталей скульптурной композиции: яхты, мыса Горн, кистей рук с частями священнического облачения, распятия. Все это Сергей Крюков вместе с Федором Конюховым делали по отдельности в литейной мастерской в подмосковном Жуковском. Причем для каждого из этих элементов использовалась технология ювелирного литья.
– В современном монументальном искусстве в 99 процентах случаев применяется технология холоднотвердеющих смесей, которая исключает высокую детализацию, – объясняет московский скульптор. – А вот литье по выплавляемой модели, появившееся еще в эпоху Возрождения, наоборот, позволяет передать все нюансы, вплоть до отпечатков пальцев. Так что мурманского святителя Николая вполне справедливо называть уникальным современным памятником.
Следующая часть работы над созданием монумента шла уже в Солнечногорске, там в литейной мастерской Александра Рукавишникова скульпторы Дмитрий и Анна Ряпосовы «увеличивали» 50-сантиметровый макет будущего изваяния до пятиметрового размера, после чего все скульпторы вместе работали над деталями композиции.
– Стоит отметить, что характеристики памятника мы заранее передали в Мурманск, заполярные мастера спроектировали архитектурный ансамбль, строители укрепили сваями наклонную поверхность, чтобы исключить сползание грунта с примесями глины, – добавил мой собеседник. – Для постамента изготовили специальную облицовочную плитку, такую же, какой покрыта главная городская лестница.
В начале позапрошлого лета части скульптурной композиции на грузовых платформах доставили в Мурманск, здесь их и собирали воедино. Затем началась установка и облагораживание окрестной территории.
Архитектурная гармония
– К сожалению, ни я, ни супруги Ряпосовы не смогли приехать на торжественную церемонию открытия памятника, – отметил Сергей Крюков. – Но впоследствии Дмитрий и Анна все же побывали в Мурманске, из поездки они привезли множество удивительно красивых фотографий. Я в очередной раз убедился, что место для скульптуры выбрано идеально, ее видно из многих уголков города. Да и размер памятника очень хорош, отлично вписался в архитектурный ансамбль.
Сейчас скульптор Сергей Борисович Крюков уже работает над вторым изваянием Николая Чудотворца. Установить его планируется в московском парке «Зарядье». Новый монумент не будет точной мурманской копией, автор скульптурной композиции не исключает, что появятся новые орнаменты, мелкие детали, но поза святого и общие детали останутся неизменными.
Впоследствии памятники святителю Николаю Чудотворцу Мысгорновскому планируется установить еще и в Находке и Севастополе. По замыслу Федора Конюхова так получится символический крест через всю страну – с севера на юг и с востока на запад.
Надежда ЛЕБЕДЕВА. lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива Сергея КРЮКОВА и архива редакции.