«Признать виновным. Взять под стражу в зале суда!» – для многих людей такие слова звучат почти как смертный приговор. Кажется, что все, жизнь кончена. Между тем она продолжается и за колючей проволокой. Многие осужденные именно здесь получают профессию, часто не одну, и начинают законную трудовую деятельность.
Что производят в заполярных колониях, почему осужденные стремятся работать, для кого они готовят шаурму и пиццу и почему предпринимателям выгодно сотрудничать с ФСИН? В сегодняшнем материале говорим как раз об этом.
Лицензия на игровые площадки
На территории исправительной колонии строгого режима № 17, расположенной в Ленинском округе Мурманска, прошла выставка продукции, которую производят в учреждениях уголовно-исполнительной системы региона. На мероприятие пригласили представителей правительства области, министерств и ведомств, предпринимателей, потенциальных заказчиков, а также журналистов.
В сопровождении сотрудников УФСИН гости прошлись по производственным цехам, пообщались с осужденными, понаблюдали за различными стадиями изготовления продукции, увидели уже готовые к продаже товары.
– Одна из основных задач уголовно-исполнительной системы заключается в трудоустройстве осужденных, – говорит начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Тарасов. – Во-первых, это полезная занятость спецконтингента, во-вторых, это дает возможность осужденным производить отчисления за свое содержание в пользу государства, гасить судебные иски, выплачивать алименты. Каждая колония имеет свое основное направление производственной деятельности. Здесь, в ИК-17, – это швейное производство. Также есть деревообработка, выпуск пищевой продукции, в том числе фаст-фуда. В других колониях занимаются металлообработкой, деревообработкой, изготовлением тротуарной плитки, изготовлением металлических изделий методом художественной ковки. В 18-й колонии идет работа по получению лицензии на производство детских игровых площадок. Сейчас, как известно, они доставляются к нами из других регионов. К Новому году мы закончим процесс лицензирования и с этого времени будем производить такую продукцию для городов и районов области.
Шаурма по предзаказу
В швейном цехе вовсю идет работа, ведь всю спецодежду и для себя, и для сотрудников ФСИН шьют осужденные.
– Работаю уже второй год. Сейчас упаковываю, считаю продукцию, – говорит Владимир Иванов. – Я здесь отучился на оператора швейного оборудования, а до этого – на сварщика, электромонтера, повара. Сейчас осваиваю еще и столярное дело. Молодой человек честно признается, что сидеть еще долго – 9 лет, так что без работы было бы совсем тяжко.
В соседнем помещении происходит непосредственный процесс пошива одежды. На столе, за которым работает 22-летний Александр Воробьев, лежит целая стопка утепленных форменных воротников.
– Я оператор швейного оборудования, работаю здесь больше трех лет, – говорит Александр. – По мере выполнения заданий сталкиваемся с определенными трудностями, но у нас есть специалисты, которые работают годами. Они, если что, всегда помогут, все покажут, подскажут. Со временем у меня появился интерес к шитью. Мне еще здесь быть 7 лет. Не исключаю, что в будущем применю эти навыки на свободе.
Также в ИК-17 расположены цеха деревообработки и изготовления корпусной мебели. Примечательно то, что мебель делают не только стандартных размеров. Мастера готовы полностью подогнать ее под квартиру заказчика и учесть все, даже самые смелые пожелания.
Кипит работа и на пищевом производстве. В ИК-17 пекут отличный хлеб, кондитерские изделия, а также готовят курицу гриль, шаурму, пиццу, чебуреки, пирожки с курой, ватрушки и многое другое. Товары кулинарного цеха предназначены для магазина при колонии. То есть их по предзаказу могут приобрести отбывающие наказание люди. Подобное производство планируется открыть в ИК-16 и ИК-18.
Рядом расположен кондитерский цех, работающий уже полтора года. Здесь находится так называемое «стороннее производство», то есть предприниматель предоставляет оборудование и сырье, а учреждение – помещение и рабочую силу.
– Я повар-кондитер-пекарь 4-го разряда, это моя «вольная» специальность, – говорит старший кондитерского цеха Сергей Якубин. – Я отвечаю за весь процесс, слежу за качеством продукции. Мы можем на данный момент выпускать гораздо больше, чем выпускаем. Хочу сказать, что цех обустроен не хуже, чем на воле. На сегодня у нас в ассортименте более 25 позиций. Это профитроли, слоеные изделия со сливочными кремами, больше 20 видов печенья… Работать интересно. Я считаю, что все ребята, которые здесь трудятся, вполне смогут реализовать себя на воле.
Потрогать руками
В спортзале ИК-17 для гостей мероприятия развернули выставку с образцами продукции всех учреждений региона. Чего тут только не было! Специальная и рабочая одежда, постельное белье, элементы детской игровой площадки, угощения из кондитерского цеха, разнообразные сувениры – резные гербы, нарды, шахматы, модели подлодок, кухонная утварь, наборы для сауны, кованые изделия. Все это можно было потрогать, чтобы лично убедиться в качестве.
Какие-то товары не смог вместить даже спортзал, поэтому о них можно было узнать, рассмотрев информационные стенды. Например, срубы домов и бань.
И площади есть, и специалисты, а заказов все равно мало. В чем же причина?
– Существует предубеждение, что если это колония, значит, здесь работают криворукие преступники, которые ничего не умеют делать, – говорит Дмитрий Тарасов. – Но это не так. Одна из основных задач нашей сегодняшней выставки – чтобы люди своими глазами все увидели. Мы не имеем права трудоустроить осужденного без наличия рабочей специальности, то есть трудятся те, кто уже получил профессию на базе наших профучилищ, кто знает свое дело. Мы участвуем во всех выставках, которые проходят на территории области под эгидой Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей, муниципальных образований.
Начальник УФСИН отметил, что ведомство намерено вести работу с руководителями области, муниципалитетами, чтобы увеличить количество заказов продукции для нужд региона. Это сократит стоимость доставки, сроки производства и где-то даже цену товара.
Екатерина БОГДАНОВА. bogdanova@vmnews.ru Фото пресс-службы УФСИН России по Мурманской области.
Стоит отметить, что осужденные – более дешевая рабочая сила по сравнению с обычными северянами. Согласно закону отбывающие наказание при 100-процентной норме выработки получают зарплату не меньше МРОТ, то есть 11280 рублей. Тогда как минимальный размер оплаты труда в нашей области превышает 25 тысяч рублей.
На данный момент в Кольском Заполярье отбывают наказание около 3,5 тысячи осужденных. Из них 2261 человек может быть привлечен к труду. Работают же только около тысячи человек, или 44 процента.