– Первый курьезный опыт вождения у меня был лет в семь, – вспоминает Екатерина Владимировна. – Жили мы тогда с мамой, отцом, шестью братьями и сестрами на Терском берегу. Как-то в гости к родителям приехал их знакомый на тракторе. Пока машина стояла без присмотра, я забралась в кабину, понажимала на рычаги и педали и каким-то чудом трактор тронулся с места. Далеко, конечно, уехать не удалось, врезалась в угол дома. Ох и досталось мне тогда! Но это, видимо, детская интуиция подсказывала, кем мне суждено стать. В 1971 году мы переехали в Мурманск. Когда пришло время выбирать профессию, я отправилась в Архангельск поступать в медицинский вуз. Стать студенткой тогда не удалось, вернулась домой и начала искать работу.
Но и с этим оказалось все непросто – 17-летнюю девушку брать никуда не хотели. На помощь пришла родная сестра Светлана Колычева, которая работала водителем в городском электротранспорте. Екатерину Владимировну взяли туда на должность кондуктора, едва ей исполнилось 18 лет. Так и они с сестрой и трудились в тандеме, одна рулила, вторая продавала билеты пассажирам.
Катя с обилечиванием мурманчан справлялась отлично, но все же ей куда больше хотелось управлять электромашиной.
– Я пыталась записаться на курсы, где обучали водителей троллейбуса, но начальник депо, узнав о моем намерении, по-отечески похлопал по плечу и сказал, что таким дюймовочкам, как я, с троллейбусом не справиться. Конечно, понять его можно было, ведь мой рост не превышал 152 сантиметра, а вес в те годы не дотягивал даже до 50 килограммов, – продолжает Екатерина Владимировна. – Но отступать я не собиралась и окончила водительские курсы в ДОСААФ.
Правда, и после них сесть за баранку троллейбуса сразу не получилось, вакантных мест не было. Потому на предприятии хрупкая юная девушка около полугода работала еще и слесарем-электриком. Она досконально знала устройство машин, с легкостью выявляла и устраняла технические неполадки.
В 1974 году Екатерине Немченко наконец предложили должность водителя. И уже во время первых учебных рейсов ее наставник Николай Петрович Коротков оценил отличную реакцию и собранность своего стажера, под ее управлением машина шла удивительно легко. А ведь Екатерина Владимировна начинала водительскую карьеру с троллейбусов марки ЗиУ-5, в которых не было ни гидроусилителя руля, ни толкового обогрева.
– В кабине тогда вдоль стекол, чтобы они не обледеневали, были установлены трубчатые тэны, – говорит Екатерина Немченко. – Жарили они очень сильно, практически в любую погоду работать можно было в блузках и легких кофтах. Но вот ноги в буквальном смысле примерзали к педалям, нижняя часть кабины всегда оставалась холодной. Но хоть комфорта в них было немного, они были очень надежные! Облегчили труд нам троллейбусы марки ЗиУ-9, где уже и руль конструкторы сделали более отзывчивым, и специальный обдув на ноги установили. Еще там была очень мягкая подвеска. Кстати, несколько «девяток» у нас до сих пор в строю.
Без ЧП не обходилось
В мае 1975 года Екатерина Немченко в первый раз самостоятельно вышла на маршрут. Водила она тогда «единицу», троллейбус, который курсировал между улицей Карла Либкнехта и Больничным городком.
– Свою первую поездку без наставника никогда не забуду, – рассказывает мурманчанка. – Казалось бы, все в машине знаю, водить умею, а с волнением не справилась, растерялась перед самым выездом, решив, что громкоговорящая установка не работает. Со всех ног бросилась к слесарям за помощью. Те зашли в кабину, посмотрели на приборы и ласково напомнили: «Работать техника начинает, когда она включена». Представляете, просто про тумблер забыла…
За те годы, что Екатерина Нем-ченко провела в кресле водителя троллейбуса, было немало и других курьезных ситуаций, к примеру, несколько раз ее троллейбус приходилось выталкивать пассажирам.
– Однажды встала я в самом центре города, на площади Пять Углов, токоприемники застряли в изоляторе. Это специальный элемент, к которому подключены электропровода, запитанные от разных тяговых подстанций, – поясняет Екатерина Владимировна. – Встала и не могу сдвинуться с места, напряжение-то в машину не поступает. Пришлось просить пассажиров о помощи. Мурманчане – люди отзывчивые, вышли, поднажали и в считанные минуты вызволили машину из ловушки.
А как-то зимой из-за сильной гололедицы троллейбус Екатерины
Немченко даже развернуло на дороге на 180 градусов в районе улицы Морской. Поставить машину в нужном направлении вновь помогали мурманчане.
– Было это в конце 70-х годов, тогда дороги чистили плохо, и в районе депо на улице Карла Либкнехта мы регулярно буксовали зимой из-за образовавшейся на проезжей части колеи, – замечает моя собеседница. – Сейчас с уборкой дорожного полотна все намного лучше. Но работу нам существенно осложняют увеличившаяся загруженность дорог и манера управления некоторых участников дорожного движения, которой особенно отличаются водители маршруток.
Ласковое слово и троллейбусу приятно
Сегодня Екатерина Владимировна водит троллейбус № 150. Эта машина солнечно-желтого цвета пополнила парк «Электротранспорта» два года назад, накануне 55-летия предприятия. Обычно она работает на шестом и десятом маршрутах.
– Каждое утро, а я уже много лет работаю только в утренние смены, начинается с обязательного приветствия своей «ласточке», – рассказывает водитель. – Бывает, подхожу к своему троллейбусу и чувствую, что он не в настроении. А стоит только погладить его, приборную панель начисто протереть, ласковое слово сказать – и все меняется, машина будто улыбаться начинает, и тогда смена у нас проходит на отлично. Ну и еще романсы тихонько в кабине во время поездок пою, мне кажется, моей машине они тоже нравятся.
Другой непременный предрейсовый ритуал – подготовка формы. Екатерина Владимировна всегда выходит на линию в костюме глубокого синего цвета, со значками и нагрудным знаком «Почетный работник электротранспорта».
– До 90-х годов все водители троллейбусов работали в форме, а мы с тремя подругами в дополнение к жилетам, юбкам и пиджакам еще и пилотки сшили. Помню, как на нас засматривались автобусники, у них строгих требований к внешнему виду водителей не было, – с улыбкой вспоминает мурманчанка. – Потом о форме забыли, не до того было. Но в 2011 году, перед 95-летием любимого Мурманска, я заказала в ателье новый форменный костюм – праздник же! Так с тех пор и прихожу на смены в пиджаке и юбке. Эта форма дисциплинирует, подчеркивает ответственность профессии, да и пассажирам, думаю, просто приятно ехать с таким водителем.
Большая часть коллег Екатерины Немченко уже привыкли к ее профессиональному стилю в одежде, но новичков «Электротранспорта» он порой обескураживает. Увидев Екатерину Владимировну впервые, ее, бывает, даже принимают за сотрудницу прокуратуры, где тоже ходят на службу в синем.
Семейный подряд
Екатерина Немченко – представитель одной из самых многочисленных трудовых династий «Электротранспорта». За последние полвека на предприятии работали ее супруг, родная сестра с мужем, трое племянников. Сын Екатерины Владимировны сейчас занимает должность главного инженера.
– 16 декабря исполнится 48 лет с тех пор, как я пришла в «Городское управление троллейбусов», – говорит наша героиня. – И за это время ни разу не пожалела о своем выборе. Здесь замечательный коллектив, руководство, которое душой переживает за предприятие. Благодаря этому наш «Электротранспорт» пережил и лихие девяностые, и нулевые, стоически выдержал кризис 2014 года, будучи ответственным уже и за автобусное сообщение. Но мурманский троллейбус не просто выжил, он продолжает развиваться, потому сегодня на нас ровняются многие российские предприятия наземного электротранспорта.
Ей знакомы все улицы города и режимы работы почти всех светофоров. Она видела, как строится и хорошеет Мурманск, как прокладываются городские троллейбусные маршруты и появляются новые остановки. Екатерина Немченко – одна из старейших работников главного заполярного предприятия-перевозчика АО «Электротранспорт», водитель, который за рулем троллейбуса уже почти 45 лет.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото автора и из архива редакции.