Весь нынешний уикенд мурманчане, исповедующие ислам, ходят друг к другу в гости – поздравляют с окончанием священного месяца рамадана, в течение которого соблюдали строгий пост. Напомним, в день окончания поста, 4 июня, в 6.30 утра около 4 тысяч мусульман приняли участие в праздничной молитве-намазе у исламского центра на улице Фролова, 28.
На чьи деньги мусульмане купили в Мурманске здание для исламского центра? Где они молятся на работе и дома по пять раз в день? С чего начинается утро мурманской мусульманской татарской семьи? И почему заполярные мусульмане испытывают меньше стрессов, чем остальные? Об этом и многом другом глава городского исламского центра и председатель духовного управления мусульман Мурманска и области Раиль Биккиняев рассказал в интервью «Вечерке».
Ритуальная чистота
– Раиль, как много мурманских мусульман посещает исламский центр?
– Каждую пятницу здесь все битком. За день в центр приходит до 700 человек. У нас есть комната для женщин, где они молятся и где для них проводят занятия. Есть молельный зал для мужчин. И детский учебный класс. В исламском центре пять учителей – и для женщин, и для детей, и для мужчин. Все преподаватели учат основам ислама, нравственности, арабскому языку. И еще есть детская комната с игрушками для самых маленьких. Дети приходят сюда каждый день. Со старшими по выходным проводим занятия, а младшие, кому нет еще 6 лет, играют в детской комнате. Кто-то за ними непременно присматривает. Детей в учебном классе может быть до 25 человек. Родители их приводят на занятия по воскресеньям и либо уходят по своим делам, либо молятся в молельном зале.
– В вашем двухэтажном исламском центре существует даже специальная комната для омовения. Мусульмане должны мыться перед молитвой?
– У нас есть такое понятие – ритуальная чистота. То есть мусульмане перед молитвой должны совершить омовение – прежде чем начать общение со Всевышним, они должны очиститься. Как душой, так и телом. Умывается лицо, споласкиваются руки, ноги. С этого момента мусульманин становится чистым, он может брать в руки священную книгу. И встать на молитву. Обычно такое омовение совершают дома. Нашей комнатой пользуются те, кто по какой-то причине не смог это сделать.
Дело на пять миллионов
– Знаю, что долгое время мурманские мусульмане собирались для молитв в обычной трехкомнатной квартире. А когда появился исламский центр?
– Мы выкупили это двухэтажное здание и землю на улице Фролова в 2013 году. И даже асфальт тут положили.
– Как выкупали? Сбрасывались?
– Специально для этого мы объявили акцию, она называлась «Сто лучших из лучших». В 2013 году здание на улице Фролова, 28 вместе с землей стоило пять миллионов рублей. Такую сумму нам дал один человек, скажем так, взаймы на три года. А суть нашей акции была в том, что сто человек поделили между собой сумму долга в пять миллионов. Это выходило по 50 тысяч на человека. Если их разделить на три года, получалось по полторы тысячи рублей в месяц. Кто-то смог сразу заплатить 50 тысяч рублей, кто-то – половину или меньше. Но в течение полутора лет мы этот долг закрыли.
То есть, можно сказать, здание исламского центра было выкуплено на пожертвования мурманских мусульман. Эта акция «Сто лучших из лучших» нас объединила, мы все перезнакомились. Сделали в центре ремонт, на который тоже объявили сбор средств среди всех мусульман.
Святая пятница
– А как вы создавали мусульманскую общину? Вот мурманские молдаване, например, рассказывали, что они даже объявление в газету давали: «Разыскиваем молдаван».
– Ну, мусульман через газету искать не пришлось. Они ведь приехали на мурманскую землю еще до революции, когда тут только начиналось строительство первой железной дороги. Ее возводили в том числе и мусульмане – татары и башкиры. Вот с тех самых времен они собирались вместе, молились, соблюдали традиции. Знаю, что до революции и даже некоторое время после нее в Коле существовала мусульманская молельная комната и медресе – мусульманское учебное заведение. В первые же годы советской власти это все было закрыто, конечно.
Но в начале 90-х годов мурманские мусульмане вновь начали объединяться. Наши татарские бабушки и дедушки – как мы их называем аби и бабакаи – начали ходить друг к другу в гости. Их тогда еще было мало. Но они начали собирать меджлисы, то есть мусульманские собрания, проводить определенные религиозные обряды. И это небольшое течение развивалось.
Потом для меджлисов выкупили квартиру в Первомайском округе, это был мусульманский молельный зал, долгое время собирались там. Число прихожан постоянно увеличивалось, и мы начали арендовать помещение побольше в Росте, в Доме культуры, туда приходили по пятницам.
– А почему именно по пятницам?
– Согласно нашим вероучениям в пятницу каждый мусульманин должен прийти в мечеть или молельный зал и послушать проповедь, напоминание о Всевышнем.
Когда-то все начиналось с татар, а сейчас в мурманском исламском центре прихожане самых разных национальностей – татары, башкиры, представители Северного Кавказа, Средней Азии, арабы, турки.
– И много арабов и турок в Мурманске?
– Я лично знаю 20 мурманских арабов, турок немного меньше.
Мурманская толерантность
– Во время праздничного намаза Ураза-Байрам, завершившего пост месяца рамадана, около трех с половиной тысяч мусульман молились на улице. Почему?
– С каждым годом число прихожан растет. Если говорить о пятничных проповедях, то в прошлом году на них приходило около 500–600 человек. А в этом году добавилось еще 150 мусульман. Сейчас в пятницу сюда приходит до 700 мурманчан. Все не помещаются в молельном зале центра, и некоторым приходится молиться на улице, даже зимой на ветру и морозе. Это уже не говоря о больших праздниках, таких как Ураза-Байрам, когда в исламский центр пришло около четырех тысяч человек. Очень хотим построить в Мурманске соборную мечеть, которая могла бы стать символом многонациональности нашего родного города. И символом мурманской толерантности.
– Раиль, вы татарин по национальности. Знаете, сколько сейчас на мурманской земле проживает татар?
– В Мурманской области татар – до пяти тысяч человек. У нас в свое время даже существовало мурманское национальное татарское культурное общество. Сейчас есть намерение возродить эту общественную организацию. Пожалуй, это будет татаро-башкирское общество, поскольку в Мурманске проживает и немало башкир. Этнически мы похожи и думаем объединиться.
– На своих страницах «Вечерка» рассказывала о представителях многих национальностей, живущих в Мурманске. В том числе о чувашах. Они сказали, что, несмотря на историческую вражду ваших народов, вы в Мурманске сейчас очень дружите.
– Исторические войны – это исторические войны, и к нашей дружбе они не имеют никакого отношения. В Мурманске никогда не то чтобы войны, а даже межнациональных обид не было, и у нас со всеми дружеские отношения, в том числе и с чувашами.
Средство от стрессов
– Раиль, расскажите о своей семье. Кто по национальности ваша супруга, сколько у вас детей?
– Моя супруга по национальности татарка, ее зовут Камила. У нас трое детей: сын Амир 15 лет, дочь Амина, ей 8 лет, и сын Фарид, названный в честь своего деда, ему 2 месяца.
– С чего в мусульманской татарской семье начинается день? С молитвы?
– Да, утро у нас начинается с молитвы. Обязательная традиция – семейный завтрак, когда мы собираемся за столом все вместе. Потом кто в школу, кто на работу. Обедаем, конечно, у кого во сколько получится. Но за ужином стараемся вновь все вместе собраться.
– Где вы и другие мусульмане молитесь во время рабочего дня?
– Есть расписание времени молитв. Мусульманин должен молиться пять раз в день.
Сейчас мое место работы здесь, в исламском центре. Я являюсь председателем духовного управления мусульман Мурманска и Мурманской области. Но до этого я посвятил 18 лет службе на Северном флоте. Моя последняя должность – командир десантного корабля. Уволился со службы в 2016 году. Пока служил – и на корабле молился, и, случалось, даже в боевых походах. Разумеется, когда делать это позволяла обстановка. Если, например, ты стоишь на вахте, то твоя первая обязанность перед родиной – эту вахту нести, исполнять свои служебные обязанности. Поэтому в таких случаях о молитве и речи быть не может. Но когда было свободное от служебных обязанностей время, то я, конечно, молился, как и другие военные мусульмане.
Довольно часто на военных кораблях встречались мусульмане, как правило, несколько человек. Но бывало и так, что я оказывался единственным мусульманином.
– А как это происходит на военном корабле, где вы вставали на молитву?
– Я стелил в своей каюте молельный коврик и молился в определенное время, как предписывает расписание. Длительность одной молитвы – три-четыре минуты.
– Почему вы ушли с военной службы?
– Когда в 2015 году меня избрали председателем общины мусульман города Мурманска, я решил посвятить себя общественной деятельности. А вообще, ушел со службы, потому что вышел на военную пенсию. Сейчас мне 39 лет.
– В Мурманске со времен основания города проживает немало татар, все они, скажем так, давно ассимилировались. Но ни разу не видела и не слышала, чтобы кто-то из них молился на рабочем месте. Ну вот я проецирую эту ситуацию, например, на нашу редакцию. Где там мусульманину помолиться, когда все бегают как сумасшедшие с утра до ночи?
– Поверьте, у каждого исповедующего ислам мурманчанина на работе есть место, где он может помолиться. Для мусульманина молитва – это очень важно. Скажем так, пятикратная молитва мусульманина – это повод остановиться в потоке дневной суеты. И перезагрузиться. Очень хорошее средство от депрессий и стрессов. Человек останавливается на три-четыре минуты, задумывается, успокаивается.
– То есть можно сказать, что у мусульман в Мурманске стрессов меньше, чем у остальных?
– Можно так сказать, да. Ведь они с помощью молитвы перезагружаются в течение дня пять раз. А в пятницу перезагружаются на предстоящую неделю. Ну и священный месяц рамадан – это годовая перезагрузка. Я бы сказал, хорошая профилактика от стрессов и негативных мыслей.
« Поверьте, у каждого исповедующего ислам мурманчанина на работе есть место, где он может помолиться. Для мусульманина молитва – это очень важно. Скажем так, пятикратная молитва мусульманина – это повод остановиться в потоке дневной суеты. И перезагрузиться. Очень хорошее средство от депрессий и стрессов. Человек останавливается на три-четыре минуты, задумывается, успокаивается».
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото Максима КОТОВА.
______________________________________________________________________________________
Доказано, что современные дети намного умнее своих сверстников прошлых десятилетий. Для того, чтобы ваш ребенок активно рос и развивалась его логика и творчество, то заходите на портал https://kindbi.com