Одна из самых сложных проблем в ЖКХ в зимний период – это уборка придомовых территорий от снега. Ставшую уже привычной картину – снежные кучи, неубранные тротуары, колеи на проезжей части – можно увидеть во многих дворах каждую зиму. В плохом качестве уборки принято винить управляющие компании, которые не хотят или не могут все вовремя по- чистить. Так ли это? Попробуем разобраться.
Снег – в часах и сантиметрах
Периодичность уборки придомовых территорий зимой подробно расписана в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 No 170.
Например, там есть такая табличка, в которой указана периодичность уборки тротуаров в зависимости от погодных условий.
Класс тротуара зависит от проходимости. Самый низкий – первый – у тротуаров, по которым в час проходит менее 50 человек. В принципе, все тротуары на придомовых территориях можно отнести либо к первому, либо ко второму классу (до 100 человек в час). Но все равно их уборка должна проводиться не реже чем раз в три часа в снегопад. Или не реже чем раз в трое суток при отсутствии выпавшего снега.
Это минимум, потому что для населенных пунктов, расположенных в северной климатической зоне, в Правилах сделана оговорка: в п. 3.6.30. говорится, что «периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах независимо от их класса сокращается, уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно».
Пункт 3.6.19 гласит: «Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях – не позднее 12 ч». А пункт 3.6.24 предписывает: «Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ – 3 ч».
Есть ограничения и по колейности во дворах. Они указаны в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. No 290.
Согласно Перечню при наличии колейности свыше пяти сантиметров, управляющая организация обязана провести работы по очистке территории.
В общем, по документам все в порядке – все прописано и расписано. А что по факту?
С лопатой и ломом
По факту все эти требования, нормы и правила сплошь и рядом не выполняются. Вывести на улицы целую армию дворников, чтобы обеспечить непрерывную уборку всех придомовых тротуаров во время снегопада или сразу после него, не сможет ни одна управляющая компания в городе. По большому счету, у многих «управляшек» не хватает штатных единиц для выполнения даже плановой уборки.
К тому же в нашем климате, где часты оттепели с последующими заморозками, неубранный во дворе снег очень быстро превращается в ледяную корку, а ее обкалывать намного дольше и сложнее, чем убирать свежевыпавший. И не забываем, что дворники (в основном это женщины) – они же во многих УК еще и уборщицы и им помимо снега надо еще подъезды убирать.
В общем, для выполнения всех требований необходим довольно большой штат работников, а поскольку труд по уборке снега и льда с лопатой и ломом не из легких, то еще и неплохо оплачиваемых работников.
Мурманске же в большинстве УК все обстоит с точностью до наоборот: дворников не хватает, а зарплаты у них низкие.
В центральной России эту проблему частично позволяет решить наличие дешевой низкоквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья. И то не везде и не всегда: даже в Москве, например, в последнее время все чаще звучат жалобы от крупных УК о нехватке рабочей силы – иностранные рабочие не могут приехать из-за ковидных ограничений.
Давно назрела необходимость обсудить с представителями управляющих компаний экономическую составляющую зимней уборки. То есть выслушать их мнение о том, сколько сотрудников им нужно, чтобы обеспечить все необходимые требования, какая зарплата должна быть у дворников и как это все повлияет на тарифы для населения.
Пока же получается, что УК экономят на персонале и на уборке. А жители видят, что двор не убран, и начинают жаловаться. Но при этом не хотят повышения тарифов.
Давно пора разобраться, сколько все это стоит и сколько и за какую уборку люди готовы платить. Может, жителям и не надо непрерывной уборки в период снегопада, но они бы хотели, чтобы придомовая территория качественно вычищалась в какие-то более-менее разумные сроки и за разумные деньги.
Квест – найти погрузчик
Главным камнем преткновения между УК и жильцами чаще всего становится механизированная уборка проезжей части и парковочных мест во дворах. Причин, из-за которой в Мурманске зимой в каждом втором дворе не проехать, не выехать, две.
Первая – все та же нехватка, только на этот раз не только людей, но и техники. И вторая – неорганизованность и необязательность самих жителей-автовладельцев.
Пойдем по порядку. Своя снегоуборочная техника в Мурманске есть только у крупных управляющих компаний. У мелких – нет. Они заказывают ее у разных дорожных организаций. Которые, в свою очередь, после снегопадов заняты своими не- посредственными обязанностями. Поэтому найти в городе свободный погрузчик и самосвал после снегопада – квест практически непроходимый.
Что касается крупных УК, то и у них своей техники немного, потому что содержать парк погрузчиков и самосвалов даже большим «управляйкам» не по карману. Того, что есть, даже близко не хватит на одномоментную уборку от снега во всех дворах, которые обслуживает та или большая УК. Как правило, «управляшка» убирает дворы по очереди.
А снег-то выпадает везде и сразу. И приходится ждать, пока уберут двор, по нескольку дней, а то и недель.
Уборка за свой счет
В принципе, УК могли бы убирать и почаще, и получше, если бы не второй фактор, мешающий очистке двора, – недобросовестность самих жильцов.
Недавно автору этих строк довелось пообщаться с машинистом фронтального погрузчика (так правильно называется специалист, который работает на снегоуборочной технике), и он рассказал, сколько времени тратиться впустую из-за оставленных во дворах машин.
Итак, стандартная ситуация: техника приезжает во двор в 8.30 утра. Как правило, к этому моменту машины убрали только примерно треть автовладельцев. Еще где-то час-полтора уходит на то, чтобы отыскать остальных и попросить все-таки перегнать автомобиль в другое место. При этом соглашаются не все. Интересно, что часто те, кто так и не убрал свою машину во время уборки, после ее окончания перегоняют ее на почищенное парковочное место, оставляя своим более добросовестным соседям неочищенное.
Каждый оставленный автомобиль увеличивает время уборки многократно, потому что водителю на тяжелой снегоуборочной технике приходится лавировать и работать с огромной осторожностью. Иногда даже из-за одной оставленной машины двор не почистить – стоит в таком месте, что погрузчику не проехать или не развернуться.
И если в пустом дворе уборка заняла бы 2–3 часа с вывозом снега, то фактически приходится тратить на один двор весь день. Кстати, бывали случаи, что порой автовладельцы, уставшие ждать уборки от «управляшки», скидывались и сами нанимали трактор. И вот тогда очистка проходила быстро и качественно, так как во дворе не было ни одной машины. Убирают своих «железных коней» даже те, кто во время плановой мехуборки этого никогда не делал.
Как объяснить этот феномен? Может быть, когда человек платит за вызов снегоуборочной техники из своего кармана, а не в общем котле «за содержание и ремонт», то и к своим обязанностям как автовладельца относится более ответственно?
Снежный коллапс
Общий вывод напрашивается сам собой.
Во-первых, в Мурманске очень многие управляющие компании в настоящее время не в состоянии обеспечить уборку снега на придомовой территории в зимний период не только по нормативам для северной климатической зоны, но часто даже в соответствии с самыми минимальными требованиями.
Происходит это по причине нехватки кадров и техники. Что, в свою очередь, является следствием экономической несостоятельности отдельных управляющих организаций и ошибками в планировании организации работ и перераспределении собранных с жителей средств.
При этом контрольные мероприятия и штрафы не особенно помогают, так как в результате у УК остается еще меньше денег для выполнения необходимых работ.
То есть нужен какой-то дополнительный механизм для при- ведения «управляшек» в чувство с тем, чтобы они все-таки начали выполнять свои обязанности по уборке в полном объеме.
Кроме того, может быть, вообще стоит пересмотреть формат предоставления услуги по механизированной уборке проезжей части и парковочных мест во дворах, сделав ее коммунальной (как в своем время поступили с услугой по вывозу мусора) и отдав на откуп специализированным организациям, оставив «управляшкам» только уборку тротуаров и входных групп?
А во-вторых, давно пора предусмотреть ответственность для автовладельцев, создающих помехи для проведения механизированной уборки дворовых территорий. И наказывать их рублем. Тогда машины начнут убирать все и вовремя. И уборка дворовых территорий даже теми силами, которые сейчас есть у управляющих компаний, будет проводиться намного чаще и лучше.
«Снежный коллапс» во дворах в Мурманске происходит каждую зиму. Он сам уже стал почти что «природным явлением». И если ничего не предпринимать, не пытаться как-то изменить ситуацию, все так и будет еще много-много лет.
Дмитрий ВАРЗУГИН. Фото из архива редакции.