Строители Мурманска – особая каста людей. Из рядовых прорабов, маляров-штукатуров, инженеров у нас на Севере вырастали мэры, губернаторы и министры. Больше половины почетных граждан Мурманска и Мурманской области – ветераны строительной отрасли. Мурманчане не забыли, кто возводил самый большой в мире город за Полярным кругом - отстраивал город в тридцатые, восстанавливал Мурманск в пятидесятые и дал нашему городу новое дыхание в семидесятые.
Мурманск. Год 1926-й
Вот какое описание города оставил нам профессор Боч, приехавший на экскурсию в Мурманск с группой своих учеников:
«Город производит сначала довольно жалкое впечатление. Беспорядочный ряд как будто наскоро сколоченных домов, жалкие ларьки вместо лавок, жалкая станция…
Не красит город и обнажившаяся во время отлива значительная часть дна фиорда, покрытая серой липкой грязью, в которой глубоко вязнет нога. Город вытянулся полосой километра в три и, начинаясь внизу у порта довольно грязной и неряшливой частью «нахаловкой», взбирается затем на обширную прибрежную террасу и вытягивается в довольно прямую главную улицу с деревянными пешеходными мостками, а затем переходит в так называемую «Базу», преимущественно военную и административную часть города. Здесь находятся казармы, большая пожарная часть, портовое управление с вышкой, небольшая шатровая церковь, теперь закрытая. Громадное большинство зданий (если не все) – деревянные, неоштукатуренные».
Второе рождение
Масштабное строительство в Мурманске развернулось в 1931 году. Планы на город у руководства СССР были большие, поэтому и сумма, выделенная на его развитие, тоже оказалась солидной – более 20 миллионов рублей.
Но с самого начала все пошло не так, как планировали. В итоге, чтобы хоть как-то решить вопрос с жильем для стремительно растущего населения, горсовет Мурманска был вынужден взять кредит и сосредоточиться на возведении деревянных двухэтажных домов. По замыслу «отцов города» в этих домах должны были жить в первую очередь сами строители. Таким образом решалась проблема расселения тех, от кого, собственно, и зависело будущее нашего города.
Всего кредитов было три: на проектирование, собственно строительство и покупку необходимой техники. В документе подробно перечисляется, что требовалось: три камнедробилки, шесть километров рельсов, две бетономешалки, пять кранов, пять лебедок, десять вагонеток, пять перфораторов с компрессором… На приобретение всего этого требовалось 95 тысяч рублей.
В 1933 году в Мурманске уже были построены рыбопромышленный техникум (ныне Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. И. Месяцева ФГБОУ ВО «МГТУ») и поликлиника железнодорожников. Строились Дом культуры (ныне Дворец культуры и народного творчества имени С. М. Кирова), гостиница «Арктика» (названия у нее, правда, в тот момент еще не было, ее просто называли новой гостиницей на улице Ленинградской), хлебозавод, Дом связи.
Одеваем город в камень
В конце 50-х – начале 60-х годов город стал стремительно расти благодаря стройкам, которые возникали в разных районах.
Как же удалось почти полностью деревянный город одеть в камень?
Первые послевоенные дома хотя внешне и мало отличались от своих довоенных аналогов, но уже имели водопровод и электричество. А вот удобства были по-прежнему на улице. Основным строительным материалом в этот период (вторая половина 40-х годов) вновь становится дерево. Но уже тогда было ясно, при всей своей практичности древесина свой век отживает, нужно переходить на каменное домостроение.
К середине 50-х годов центр Мурманска уже в основном принял тот облик, который мы все прекрасно знаем. Особенно это касается проспекта Ленина, от улицы Карла Либкнехта до улицы Дзержинского. За первое послевоенное десятилетие жилья в Мурманске было построено больше, чем за весь довоенный период. Однако жилищная проблема в городе все еще оставалась очень острой.
Главным застройщиком в ту пору был трест «Мурманрыбпром». Его специалисты и стали пионерами панельного строительства в Мурманске. По их предложению в 1952 году на комбинате «Стройконструкция» приступили к оборудованию нового цеха, первую продукцию которого получили в августе 1954 года. С этого времени и начался выпуск изделий для будущих крупнопанельных домов.
В 1957 году были сданы два дома на улице Карла Маркса. Сегодня эти дома по адресам: улица Володарского, 13 и улица Карла Маркса, 14 и 16 образуют единый двор, облик которого мало изменился с 1957 года. В 1958 году по этому же проекту выросли три дома на улице Профессора Сомова.
Проект нового домостроительного предприятия мощностью 70 тысяч квадратных метров жилой площади в год разработали специалисты института «Гипростройматериалы». 2 января 1962 года Мурманский домостроительный комбинат вступил в строй. Новому предприятию сразу же установили задание: до конца года ввести в эксплуатацию 22 тысячи квадратных метров жилой площади.
Возводить первый дом поручили бригаде А. Ф. Маковеева, которая и смонтировала коробку здания за 28 дней. Это был рекордный для того времени результат. Но он продержался недолго. Набравшиеся опыта монтажники стали работать еще быстрее. В 1963 году удалось сдать в эксплуатацию 20 домов обшей площадью почти 40 тысяч квадратных метров. В первых домах были все удобства для проживания, но от совершенства они были очень далеки. Комнаты в квартирах смежные, туалет и ванная совмещены, кухни площадью пять квадратных метров, узкие маленькие прихожие. Но люди были рады и такому жилью.
Особенные люди
Книга строителя, мэра и писателя Владимира Горячкина «Что было... то было» – это его рассказ о современниках. Самые теплые очерки – о друзьях, один из них – о легенде мурманских строек Борисе Наумовиче Веллере. Его награда – город Мурманск, который он строил. И все его заполярные стройки, на которых он провел больше полувека, были замешаны на упорстве, настойчивости. На непримиримости. Борис Веллер на стройках был большим авторитетом.
В Мурманск он приехал в 1958-м. До этого семь лет возводил секретные объекты в Архангельской области для первых атомных подводных лодок. Успел пройти путь от прораба до начальника строительного управления. И в Кольском Заполярье Борис Веллер занялся промышленным строительством – новым большим траулерам требовались мощные глубоководные причалы.
Часто проблемы возникали там, где их не ждали. Например, в 70-х годах выяснилось, что мощности Центральной ТЭЦ исчерпаны. Не то чтобы нужно – необходимо! – строить Южную котельную. Но в плане ее нет. Пришлось Борису Веллеру ехать в Москву в институт «Гипрокоммунэнерго», убеждать помочь Мурманску. Разговор был недолгим. Директором института оказался мурманчанин!
Борис Наумович как-то сказал: «Мурманчане – это особая порода людей, которые любят свой город, вдали от него испытывают чувство ностальгии. И вообще, это – особенные люди».
Вслед за котельной вырос Первомайский округ. За возведение 305-го микрорайона мурманские строители получили премию Совета Министров СССР. А фасадный дизайн жилых девятиэтажек получил международное признание. В те же годы была построена научная библиотека. Под первую плиту фундамента заложили серебряный рубль. Есть поверье, что он оберегает здание от старения. Но эксперты говорят, что истинный секрет фасадной прочности – терразитовая штукатурка. А старожилы добавляют, что она замешана на мурманском характере.
Провал девяностых
День строителя 1997 года. К сожалению, мы как ни старались, не смогли отыскать на эту дату в нашем городе какую-либо заметную стройку. В законсервированных, а то и попросту брошенных объектах недостатка нет, а вот живого строительства... Многие десятилетия к этому дню готовились победные рапорты и отчеты: кто, где и сколько жилья и промпредприятий под ключ сдал. Но в 90-е поутихли праздничные фанфары. Строителей волновало, где заказчика найти, деньги на зарплату отыскать, как технику сохранить... Как выжить, одним словом.
Новый век. Новые стройки
После провальных девяностых строительство в Мурманске замерло. Почти 25 лет в городе ничего не строилось.
Справедливости ради надо признать, что в 2008 и 2009 году в Мурманске были сделаны две попытки приступить к строительству социальных домов. Каждый раз с помпой закладывался фундамент. Потом какое-то время шли бодрые рапорты со стройплощадок, но до сдачи социального дома дело тогда ни разу не дошло.
И вот в 2011 году новая городская власть (глава Мурманска Алексей Веллер и глава городской администрации Андрей Сысоев) поставила перед собой амбициозную задачу – решить вопрос с расселением ветхих и аварийных домов в кратчайшие сроки.
Первый социальный дом – сразу на 162 квартиры – был сдан на улице Аскольдовцев в 2012 году. К тому времени новой команде городских властей удалось подобрать специалистов-строителей, которые знали, с чего надо начинать и куда двигаться. Пока дом на улице Аскольдовцев строился, разрабатывалась муниципальная программа расселения ветхих двухэтажек. Тогда же в городе начали массово признавать их аварийными, чтобы иметь возможность попасть в федеральную программу софинансирования. И Мурманск включили в эту программу.
– С самого начала было много скепсиса, – говорит глава Мурманска Андрей Сысоев. – Люди сомневались в том, что после ближайших выборов переселение жителей продолжится. Но ничего подобного. Жилье в Мурманске строилось и сдавалось на протяжении практически десяти лет. Пауза, взятая в последнее время, связана с тем, что прежняя федеральная программа закончилась и все ждали принятия новой. Пока в 2019 году не сформулировали ее основные условия, ничего никто не строил. Напомню, эта программа распространяется на дома, признанные аварийными уже до 2017 года.
От возведения одиночных домов в городе было решено перейти к системному строительству микрорайонами. Заселены новые дома на улицах Алексея Генералова, Фрунзе, Декабристов, проспекте Героев-североморцев. Мурманск досрочно выполнил федеральную программу по расселению домов, признанных аварийными до 2012 года.
– Существует ошибочная точка зрения, что раз дома социальные, то ставка делается на максимальное удешевление процесса строительства, в том числе и за счет качества материалов, – отметил Андрей Сысоев. – Разумеется, это не так. Действительно, город может покупать квартиры для расселения из аварийного и ветхого жилья по фиксированной цене. К примеру, в прошлом году она составляла 55 тысяч рублей за квадратный метр. В микрорайонах, где построены новые дома, даже вторичное жилье обойдется дороже. Но город никогда не покупал и не будет покупать для переселенцев квартиры по принципу «абы что, зато дешево». Дома по определению должны соответствовать всем параметрам современного жилья. Это и качество материалов, и энергоэффективность, и современные тепловые узлы, стеклопакеты, радиаторы и счетчики ресурсов. Идет жесточайший контроль за федеральными деньгами, которые наряду с региональными и муниципальными средствами вкладываются в расселение. Поэтому сомнения в качестве социального жилья не имеют под собой никакого основания. Мурманчане, получившие квартиры в этих домах, не просто довольны – они счастливы. Многие из них уже потеряли надежду на расселение в те годы безвременья, когда город просто физически не мог этим заниматься.
Весной прошлого года первые жильцы появились и в новом жилом комплексе «Молодежный» на Кольском проспекте, 12. Современный 14-этажный жилой дом рассчитан на 169 квартир. Это мечта любого новосела: высокие потолки, современные лифты, удобная система энергосбережения, «умные» счетчики, пожарная сигнализация и вместительная парковка. Еще на этапе его строительства многие не верили, что часть квартир в высотке будет отдана переселенцам из ветхого и аварийного жилья, но, к разочарованию скептиков, именно они, погорельцы из аварийных мурманских «деревяшек» на улицах Новосельской и Карла Либкнехта, стали первыми новоселами. Совсем скоро рядом с новостройкой откроется многофункциональный комплекс с бассейном. Он станет долгожданным подарком для всех жителей Первомайского округа.
– Сейчас мы ждем энергичных шагов в отношении Больничного городка, которые обещает нам областное правительство, – добавил Андрей Сысоев. – Конечно, муниципалитет будет участвовать в расселении этого микрорайона. Почти все дома там аварийные. Их жители с нетерпением ждут переезда.
К СВЕДЕНИЮ
Заслуженные строители – одна из самых многочисленных групп среди почетных граждан. Яков Попов еще до финской войны строил дома на проспекте Ленина, а позже – первую девятиэтажку на улице Карла Маркса.
С именем Анатолия Андреева связано возведение в Мурманске Центрального стадиона, драмтеатра, плавательного бассейна, Игоря Калошина – кинотеатра «Мир» и храма Спаса на водах, Александра Сафронова – кинотеатров «Мурманск» и «Мир», Виктора Сотникова – «Детского мира» и Дворца творчества «Лапландия», Бориса Веллера – областной научной библиотеки, «Меридиана» и множества рыбоперерабатывающих предприятий. А Андрей Тумпаров не только руководил строительством, но и долгое время возглавлял сложнейшее производство «Атомфлота» по ремонту и зарядке атомных реакторов.
К ТЕМЕ
С 2013 года в Мурманске расселено 149 домов, cнесено 126 домов, новые квартиры получили 4 413 человек.
Подготовили Андрей КИРОШКО,
Екатерина ИВАНОВА и Елена ГРИБОВА. vmnews@vmnews.ru
Фото из архива редакции.