Специалисты музея Военно-воздушных сил Северного флота планируют восстановить американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», поставлявшийся в СССР по программе «Ленд-лиз», сохранив его аутентичность на 95%.
«Аэрокобра» будет единственная в своем роде и в мире – максимально настоящая. Возможно, она будет летать. Двигатель, на сборку которого ушло около четырех лет, находится в рабочем состоянии. Сейчас уже готово основание. Основные усилия сконцентрированы на сборке кабины. Восстановить самолет полностью планируют к 2022 году.
«Аэрокобра» пролежала на дне озера Щучье 72 года, а в 2017 году ее подняли водолазы Северного флота. О том, что в Щучьем должен находиться погибший истребитель, было известно по архивным данным. 6 марта 1945 года при выполнении учебно-боевого полёта лётчик 2-й эскадрильи 255 истребительного авиаполка ВВС СФ младший лейтенант Фёдор Дмитриевич Варавиков потерпел крушение. Его самолёт был сложен в управлении. Видимо, он сорвался в штопор и упал на замерзшее озеро, не дотянув несколько километров до военного аэродрома Ваенга.
Истребитель лежал погружённый в донный ил на глубине 45 метров. Работу водолазов, кроме глубины, осложняла плохая видимость. Отрыв от грунта фюзеляжа, подъем его под днище понтона и буксировка к берегу была аккуратной и медленной. Непосредственно из воды на берег самолёт подняли с помощью автомобильного крана, а затем доставили на территорию музея Военно-воздушных сил Северного флота в Сафоново.