Двери бывшего Мурманского областного театра кукол в здании областной научной библиотеки закрылись навсегда. Мурманчане все еще приходят по старому адресу, чтобы купить билеты на спектакли, но с 1 марта старейший профессиональный театр региона работает в собственном доме на проспекте Ленина, 27. Пока помещения театра не сменили владельца и не растеряли тепло зрительских сердец, его директор провел прощальную экскурсию.
Обещанного ждали 8 лет
Реконструированное здание Дома офицеров Мурманского гарнизона стало первым собственным домом театра кукол за его 87-летнюю историю. Последние 47 лет он ютился на 700 квадратных метрах первого этажа Мурманской областной научной библиотеки. Несмотря на бесконечную любовь зрителей и регулярные аншлаги, все понимали, что театру очень не хватает размеров обеих сцен, гримерок, помещений для цехов и даже гардероба, с которого начинается любой театр. Директор театра кукол Евгений Суханов 20 лет искал возможности переезда. И восемь лет назад Марина Ковтун, прежний губернатор Мурманской области, договорилась с Министерством обороны России о передаче театру бывшего гарнизонного Дома офицеров, который находился в предаварийном состоянии. В здании 1937 года постройки пришлось чинить крышу, восстанавливать водоснабжение и канализацию еще до начала реконструкции. А деньги на нее нашлись только через пять лет! Еще два с половиной года длилось преображение этого исторического объекта.
– В 2017 году деньги начал выделять областной бюджет, а в 2019-м – федеральный, – рассказал Евгений Владиславович. – Я считаю, что нам еще повезло уложиться в восемь лет и все это время сохранять здание за театром.
Гулливер останется в гардеробе
Наконец-то переезд состоялся, пусть еще не окончательно. Сейчас сотрудники театра кукол вывозят со своих бывших рабочих мест технику, мебель и личные вещи. Часть аппаратуры останется, чтобы новые хозяева могли сразу пользоваться сценой по назначению. Министерство культуры Мурманской области решило, что в помещениях бывшего театра кукол расположится культурный центр, концепция которого пока только разрабатывается. Но вне зависимости от его формата пятиметровая фигура Гулливера из черненых металлических прутьев должна остаться между гардеробом и фойе на память о театре кукол.
– Думаю, что мы будем приходить сюда и вспоминать былые деньки, глядя на этого кованого великана, – говорит Евгений Суханов. – Хотели забрать его с собой, но в концепцию нового здания он не вписывается, да и не входит по высоте.
Атмосферу зрительского фойе тоже забрать с собой не удастся. Несколько раз в год его оформляли по-новому, чтобы мурманчанам было уютно и украшения настраивали гостей на нужный лад.
– Коридоры нового здания мы пока решили не украшать, потому что их дизайн и так великолепен, – считает директор театра кукол. – Детям очень нравятся просторные проходы, они носятся по ним, резвятся. Это большой плюс, хотя некоторые родители и не разрешают им вволю разыграться. Из старого фойе переедет только фотогалерея наших актеров, ведь это настоящие шедевры, распечатанные на холсте и покрытые лаком.
Плечом к плечу
Большой зал – главное достояние любого театра. И в мурманском театре кукол он был особенным. Благодаря тому, что вместо кресел там были длинные лавочки, зрители всех возрастов садились плечом к плечу, знакомились, общались перед спектаклем и были как будто одним целым.
– В нашем новом доме малая сцена такого же размера, как здесь большая, – уточнил Евгений Суханов. – Несмотря на то, что спектакли кукольные, здесь было тесновато и многое было самодельным. Например, конструкции с прожекторами, висящие за кулисами. Они здесь, кажется, с самого первого дня работы театра в этом здании и будут работать после нашего переезда. Минимальный набор светового и звукового оборудования и «одежду» сцены мы оставляем для тех, кто придет нам на смену.
Тесновато актерам было не только за кулисами, но даже в гримерках. В двух крохотных комнатках без окон за туалетными столиками ютились иногда по четыре-пять кукловодов. В новом здании четыре просторные удобные гримерные комнаты.
Пустующий сейчас малый зал был уставлен скамеечками и стульчиками для зрителей младше пяти лет, которые садились вплотную к декорациям и актерам.
– Очень важен полный контакт актера со зрителями, – отметил Евгений Суханов. – Артисты могли подойти к ребенку и вовлечь его в театральное действие. Это был бесценный интерактив, который мы постараемся сохранить в новых условиях. В тесноте, да не в обиде здесь же водили хороводы вокруг новогодней елки. Сейчас у каждого из работников нашего театра кошки скребут на душе, но, надеюсь, новые большие залы тоже будут полными, а спектакли – душевными.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.