Наверное, мало кто в детстве прошел мимо коллективной страшилки о «темной-темной комнате». Или историй про «черного альпиниста», которые начинающим туристам перед первой ночевкой в походе рассказывали бывалые товарищи. Они потом втихаря радовались, слушая, как впечатлительные новички до утра от страха стучат зубами. А некоторые из нас идут по своей жизни так, что окружающие только и могут сказать: «Совсем страх потерял!». Так что же это за чувство, страх? Как с ним бороться? И надо ли? Об этом наш разговор с заведующей диспансерным отделением для детско-подросткового населения Мурманского областного психоневрологического диспансера, врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом Надеждой Сидоровой.
У каждого – свой вектор
– Надежда Викторовна, что за липкое и коварное чувство идет с нами по жизни?
– Страх – та базовая эмоция, которая присутствует в каждом из нас с рождения. Когда ребенок находится в утробе матери, он не испытывает страха, разве что при неблагоприятном течении беременности. Страх – сильная отрицательная эмоция, и она постепенно развивается. Это заложено природой. Как и радость, грусть, огорчение, печаль.
Страх возникает в результате воображаемой или реальной опасности. Но для жизни индивида он опасности не несет. Страх – своеобразный иммунитет от нашей жизни, говоря образно, защита и способ выживания. Это предпосылка к выживанию. Страх рождает эмоцию, эмоция порождает действие. К тому же страх является мощным оружием. Он помогает выжить в экстремальной ситуации не только каждому из нас, но и коллективу. Страх способен надолго сплотить коллектив. Какая сегодня у России национальная идея, например? Кто-то считает, что нас всех объединяет вера. А кто-то – что страх, оставшийся с предыдущей войны. Он в той или иной мере характерен для всех. Мы можем быть разными по вероисповеданию, мы можем спорить и не соглашаться, но страх перед войной объединяет всех.
– Все ли испытывают страх?
– Страх – неизменный спутник людей. Нельзя прожить жизнь без страха. Он важен для самосохранения. Вы же не пойдете на красный свет, поскольку боитесь, что попадете под колеса. Или отлично понимаете, что страшно соваться в стаю бездомных собак. Разумный рациональный страх защищает нас от многих опасных поступков.
Но есть люди, которым необходимо постоянно бороться со своим страхом, стараться преодолевать себя и свой страх. Для них важен выброс в кровь адреналина и все сопутствующие этому эмоции. Альпинисты, например, понимают, что в горах опасно, но к каждому подъему готовятся, чтобы противопоставить страху трезвый расчет.
– Страх может выйти из-под контроля человека?
– С ярко выраженным страхом тяжело жить, но и без него тоже плохо. Как человек к нему относится, так страх или помогает ему жить, или загоняет в угол. И когда у человека возникает такой страх, что он не может совладать с собой или у него появляются навязчивые идеи, которые занимают все мысли, уже надо обращаться к специалистам.
– Страх и фобия – это синонимы?
– Да. Есть и другие понятия: испуг, паника. В них мы вкладываем разные значения. Что такое страх или фобия? Изначально появляется страх, а потом он выливается в паническую атаку или навязчивую фобию. Вы чего-то очень боитесь. Например, заразиться через грязные руки. Возникает навязчивое состояние, человек моет руки буквально через час. Кто-то собаку испугался в детстве, и этот страх он пронесет через всю жизнь.
Великие манипуляторы
– Когда у детей возникают первые страхи?
– У всех по-разному. Есть страхи, характерные для определенного возраста. В год-два дети боятся отсутствие мамы. Или оставаться одному дома. Или темноты. Страх гибели, например, появляется где-то в 5 лет. Это норма. Еще дети боятся новых ситуаций, новых людей, собственных ошибок и ошибок окружающих их взрослых.
– Но ведь многие страхи излечимы?
– Конечно, но все зависит от того, выгодно ли тебе с этим страхом жить или нет. Нередко от заболеваний человек хочет получить какую-то ренту, иметь какую-то выгоду.
Смотрите, человек – хороший профессионал, но не уверен в себе, он очень нервничает, когда приходится выступать перед аудиторией. И накануне каждого публичного выступления у него развивается депрессия. Человек постоянно эту депрессию лечит. И оправдывает себя тем, что так он стремится не попасть в немилость у руководства и не лишиться работы.
Или другой пример. Сейчас много детей, у которых после того или иного события, связанного с сильнейшим эмоциональным потрясением, возникло заикание. Был страх – ребенок стал заикаться. В принципе, заикание излечимо. Есть хорошие методики и программы. Но лечиться многие приходят только ближе к старшим классам.
– Почему? Ведь от недуга проще избавиться в детстве.
– Все просто: в детстве такого ребенка меньше спрашивают на уроках в школе, опасаясь спровоцировать невроз. Иное дело, когда ему уже лет 14–15. Была у нас на учете девочка, пришла в 15 лет. Спрашиваю, почему пришла к нам только сейчас. Она честно призналась: мол, а как сейчас с мальчиками общаться? Тогда, в детстве, было выгодно, а тут вся выгода мгновенно исчезла.
– Неужели собственным здоровьем можно манипулировать?
– Конечно. И дети – очень хорошие манипуляторы. Порой им непросто выжить в окружающей их обстановке. Приходится искать выходы.
Где вы, почемучки?
– ЕГЭ в состоянии спровоцировать страх у ребенка?
– Об этом врачи говорят уже давно. Тут еще масла в огонь подливают многие родители. Они убеждены, что их ребенок должен блестяще закончить школу и поступить в престижный вуз. Для многих чад родители уже будущие их пенсии подсчитали! А дети-то живут своими эмоциями, своей жизнью. Но их даже не спрашивают ни о чем. С другой стороны, еще и школа давит. Вот дети и уходят в неврозы.
Сегодня у нас наблюдается очень много панических атак у 17-летних выпускников 11-х классов. Большинство связано со страхом ЕГЭ. Ребята боятся, что не сдадут экзамены, подведут родителей и школу, не поступят в выбранный опять же родителями институт или попадут в армию. И начинается паника, которая перерастает в фобии, панические расстройства. Некоторые будущие выпускники, как в ракушку, уходят в спасительную болезнь. Такое состояние может сопровождаться расширением зрачков, учащенным сердцебиением и дыханием, чувством напряжения, внезапным потоотделением. Иногда возникает резкое желание срочно куда-то бежать или, наоборот, сесть и затаиться.
– Раньше школьники тоже сдавали экзамены, не только выпускные, но и вступительные в вузы. И ведь обходилось.
– На мой взгляд, раньше школьные программы составлялись с учетом созревания и развития ребенка, то есть были более физиологичны. В первых классах много учили наизусть басен Крылова, стихов Пушкина, учились каллиграфическому почерку. Одним словом, развивали память, внимание, моторику, восприятие, мышление, речь. Мозг человека развивается по своим биологическим законам. Мы не в состоянии повлиять на скорость его развития. Сегодня же обучение постоянно ускоряется. Но ведь все отделы головного мозга созревают в определенное время. Ребенок непременно научится читать в 6–7 лет. Не надо заставлять его учиться этому в 4 года, его головной мозг и речевые центры к этому еще не готовы. И у тех родителей, кто торопит события, со временем начинаются проблемы. У многих из них в итоге дети не читают, у них формируется безграмотная речь.
Современные дети перестали задавать вопросы: «Где? Как? Почему?». Раньше они были постоянно. Теперь на все есть один ответ и совет: «Интернет тебе в помощь!». Конечно, там можно узнать все. Но информацию оттуда дети черпают уже готовой, в этот момент у них совершенно не работает логическое мышление. Многие не могут пересказать услышанное или прочитанное близко к тексту. А если дать два текста и попросить сделать единый вывод из двух, то результат может быть практически нулевой.
Тяжкий, но нужный опыт
– Дети могут перенять эмоциональное состояние родителей?
– Чувство тревоги от родителей передается детям. А тревога – синоним страха. Опять же про экзамены – некоторые вбивают в свои головы: мол, если ты не сдашь и не поступишь, то жизнь закончена. Так тяжело жить даже непродолжительное время. Поэтому вариант болезни для кого-то может служить способом оправдания своего результата перед всем миром: заболел – не смог сдать и поступить. Виной всему болезнь. В этом плане легче всего троечникам. У них лучше гибкость ума. Им годами надо было изворачиваться так, чтобы где-то умудриться что-то списать. У отличников чаще такого нет.
– Что сегодня мешает молодежи найти себя в обществе?
– Мы все засели в виртуальном мире. Там проще, при желании всегда можно уйти. Достаточно кликнуть мышью или выключить компьютер. В жизни не так. Раньше подростков учили школа, семья, двор. Сегодня вместо общения со сверстниками во дворе – виртуальный мир. Там нет диалога, только монолог.
А кто научит ребенка грамотно решать конфликты? С такими знаниями не рождаются, они приобретаются только в практике живого общения. Отсутствие этого навыка приводит к сложностям в школе. Там непростую ситуацию или неизбежное выяснение отношений не «выключишь», как компьютер из розетки. Придется идти до конца. Да, конфликты должны быть, и ребенок должен уметь находить из них оптимальные выходы. Только так появляется опыт. Сегодня у многих его просто нет. Молодежь не в состоянии найти приемлемый выход из самых рядовых ситуаций.
Сегодня пошел настоящий вал девочек, желающих стать трансгендерами. Как ответ на стресс. Приходят примерно все одного и того же подросткового возраста, 15-летние, все на одной волне, все из виртуального мира. Заявляют примерно одно и то же. Мы не возражаем, понимая, откуда такие мысли. Но предупреждаем, что их «мечты» смогут быть осуществлены только после совершеннолетия.
– Есть ли способы понизить тревожность у детей? И кто этим должен заниматься?
– В первую очередь родители, но и с ними не все однозначно. Есть такая методика для родителей – «Лечение материнской любовью». Она предусматривает ведение дневника, где надо каждый день написать о ребенке что-то хорошее. Многим родителям очень тяжело выполнить такое задание. В оправдание слышим: «Я ничего в своем ребенке хорошего не вижу» или «А что, я каждый день должна писать одно и то же?».
Отсюда и невеселый результат. Несколько лет назад были обследованы 60 тысяч детей в 15 регионах страны. Оказалось, что дети
6–7 лет имеют смутное представление о радости. Они не могли вспомнить и объяснить, в каких случаях они радуются. Еще хуже они представляют себе такую эмоцию, как удивление.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
2 Родителям стоит поддерживать своих детей и быть для них опорой. Сохранять и развивать отношения. Это более выигрышная стратегия, чем бросить все силы на получение заветных ста баллов и потом потерять любимого ребенка на долгие годы.
2 Взрослым нужно помогать детям сориентироваться в планах на будущее, спланировать график занятий, найти нужных учителей, учебники, курсы. Все остальное ребенок сделает сам. Это его жизнь, его ответственность и его первое взрослое испытание.
2 Старшеклассникам же, конечно, надо готовиться к экзаменам. Не важно, что предмет может быть неинтересным. Ведь выбора нет. Из этой ситуации важно извлечь пользу для себя: научиться запоминать и систематизировать информацию, планировать свой день, находить и исправлять ошибки, искать недостающие объяснения.
2 Выпускникам пора научиться отвечать за свою жизнь и обращаться к взрослым за помощью и поддержкой. Если становится очень трудно, стоит попросить родителей найти вам психолога. Или обратиться хотя бы к школьному, если такой специалист есть в вашей школе. Важно помнить, что результат ЕГЭ никак не определяет личность человека и даже его будущее.
Беседовал Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото автора и из открытых Интернет-источников.