5 декабря в Выборге был спущен на воду рыболовный траулер. Заказчик - Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, предприятия которого активно работают в Мурманской и Архангельской областях.

Судно носит название «Баренцево море». Это головной траулер-процессор проекта KMT01. Всего для предприятий консорциума на Выборгском судостроительном заводе должны построить четыре таких судна.

На данный момент выполнено 65% работ. Уже на воде предстоит дооборудовать фабрику для переработки рыбы, которая позволит прямо на борту производить филе, рыбий жир, рыбную муку и консервы. По проекту траулер-процессор KMT01 имеет ледовый класс с усилением корпуса для промысла в условиях Северного рыбохозяйственного бассейна. Траулер «Баренцево море» должен быть сдан заказчику осенью 2019 года.

Средний возраст судов СЗРК около 30 лет. Но даже при острой необходимости самостоятельно строительство флота было не потянуть. Суда заложили в России исключительно благодаря получению инвестиционных квот «под киль». Ресурс стал гарантией платежеспособности заказчика. Об уровне доверия банков к компании говорит, к слову, то, что кредит на строительство выдал «Сбербанк».

Более того, в СЗРК планировали строительство краболовов на той же верфи. Но перспектива перехода от «исторического принципа» при распределении квот к аукционам в эти планы внесла коррективы. Инициатива, родившаяся в недрах Росрыболовства, рыбаков очень тревожит. Ситуация одинаковая у большинства игроков отрасли: компании вложились в суда и выходить на аукционы не с чем. Пока в отрасли просто сворачивают инвестиционные планы, чтобы скопить деньги для участия в возможных аукционах.

Но если правительство все же введет торги вместо «исторического принципа», многие останутся без работы. Выиграть квоты получится не у каждого: погоду при торгах будут делать «денежные мешки». А без квот в море делать нечего: суда встанут у причала, а рыбаки пойдут на биржу труда.

Про новые траулеры и заводы в этом случае можно забыть, победителя торгов будет интересовать возврат затрат здесь и сейчас, о будущем думать будет некому. Тогда «Баренцево море» может стать последним траулером, построенным в России.