Грациозная легкая походка, прямая спина, изящный поворот головы... Многие девочки восхищаются балеринами, мечтают стать похожими на них. Маленькие принцессы представляют себя порхающими по сцене в свете софитов, в белой невесомой пачке, получающими в финале выступления красивые букеты от восторженных поклонников. У мурманских малышек сегодня есть возможность перейти от грез к делу и сделать первые шаги на пути к своей мечте. В Мурманске уже год работает студия детского балета.
Трудно найти педагога
Эта студия распахнула свои двери для учеников в сентябре минувшего года. Ее создателем, руководителем и идейным вдохновителем стала Ольга Куликова.
– У меня уже был опыт ведения бизнеса, – рассказывает Ольга. – Когда мне подвернулась франшиза балетной школы, я, недолго думая, решила ее купить. Не смогла пройти мимо такой красоты. Моя дочь сейчас взрослая, но в детстве она мечтала о балете. Тогда ей очень нравился мультфильм про балерину Барби, и моя девочка хотела так же танцевать. В Мурманске на тот момент я не нашла подходящего кружка, зато сегодня мурманчанки могут у нас обучаться этому искусству уже с 2,5 лет.
Реклама балетной франшизы в Интернете попалась на глаза Ольге прошлой весной. В конце марта она уже подписала договор франчайзинга, в мае приступила к ремонту и оснащению помещения, а 5 июня танцевальный зал был готов к встрече гостей. В студии уложили профессиональное напольное покрытие, вдоль одной стены установили станки, вдоль другой – зеркала, приглашенный дизайнер оформил интерьер в едином стиле. А посреди зала поставили видеокамеру, которая транслирует ход занятия на экран телевизора, висящего в холле, где родители ожидают детей и наблюдают за тренировками.
– Самая большая трудность при открытии студии была связана с поиском хореографов, – вспоминает Ольга. – Школа была построена и готова к работе уже в начале лета, но после этого еще пару месяцев простаивала без дела. В итоге через знакомых я нашла двоих преподавателей. Это Ольга Анатольевна Пономарева, профессиональный педагог-хореограф с 33-летним стажем, призер международных, региональных и областных конкурсов по балету и хореографии. И Анна Васильевна Громова – совсем молодой педагог, только в прошлом году окончившая колледж с красным диплом и набирающаяся опыта вместе с нами. Дети и родители сами выбирают для себя преподавателя, и я даже не могу сказать, кого из двух наших педагогов они больше любят.
4 мальчика на 100 девчонок
Сейчас в школе занимаются около сотни детей. В основном это девочки дошкольного возраста. Но есть в этом цветнике и четыре мальчика, причем один из них – это 4-летний сын руководителя клуба.
– Он у меня занимается и боксом, и балетом, – говорит Ольга Куликова. – Так получилось, что, когда я прихожу на работу, мне не с кем его здесь оставить. Поэтому отправляю сына в зал. И пока он там занимается, я могу делать свои дела. Думала, что сын в зале больше балуется и ходит на занятия без особого желания. Но сейчас, когда начались каникулы, он постоянно спрашивает, когда можно будет снова заниматься. Вообще, мы берем всех желающих в возрасте до 11–12 лет. Не обращаем внимания на растяжку, склонность к полноте и прочие физические данные. Мы не ставим цель вырастить профессионалов, мы хотим, чтобы дети развивались разносторонне и получали от этого удовольствие.
В дошкольном возрасте, если нет строгих медицинских противопоказаний, балет рекомендован всем. Более того, уроки хореографии помогут справиться с такими проблемами, как плоскостопие, сколиоз и сутулость. Да, не все будут танцевать на сцене Большого театра, но всем балет помогает выработать уверенность в себе, дети становятся физически более выносливыми, а девочки – еще и более женственными. Уроки классического танца – великолепная основа для развития ребенка в дальнейшем. После балетной школы можно запросто заниматься хоть хип-хопом, хоть любым другим видом танца.
Без слез и крови
– У нас детский балет. Истории про ноги в кровь, слезы и семь десятков потов – это не про нас, – заверяет Ольга Куликова. – Безусловно, наши воспитанницы изу-чают все позиции, стараются правильно делать упражнения, занимаются растяжкой. Но на занятиях мы всегда помним, что к нам приходят совсем еще крохи. Хотя нагрузки все же есть. Некоторые плачут, не выдерживают и уходят. А иногда попадаются такие трудяжки, которые с огромным усердием выполняют поставленные перед ними задачи. Очень приятно за ними наблюдать. Конечно, в свои 4–6 лет они не встают на пуанты (это разрешено только с 8–9 лет) и не выполняют сложные па, но в конце года у нас прошел отчетный концерт, и родители убедились, что их дети многому научились. В следующем сезоне, когда за плечами ребят будет уже два года обучения, мы попробуем поставить небольшие отрывки из какого-нибудь балета и, возможно, съездим на конкурс. Будем развивать нашу студию и расти вместе с нашими талантливыми воспитанницами.
КОГДА ОТДАВАТЬ НА БАЛЕТ?
В балетные студии принимают малышей примерно с 2,5 лет. Первые годы обучения никого не заставляют осваивать сложные па. На этом этапе главная задача педагога – добиться от ребенка правильной осанки, балетной дисциплины и хорошей растяжки. Малыш изучает базовые виды шагов, которые используются в танце. Затем педагог учит правильно держать руки и ноги, начинаются занятия у станка для правильной осанки. В будущем это поможет, сидя за партой, ровно держать спину, предотвратит болезни позвоночника и его искривление.
Параллельно с изучением танцевальных движений детям прививается любовь к классическим произведениям и вырабатывается чувство такта. Обычно занятия построены в форме игры и диалога.
С семи лет начинаются более сложные тренировки – к детям относятся уже как к взрослым танцорам, требуя самоотдачи и дисциплины. Серьезные занятия балетом не оставляют свободного времени для других кружков и увлечений. В этом же возрасте, если ребенок склонен к лишнему весу, родителям нужно приучать его к правильному питанию. К тому же это положительно скажется и на здоровье малыша.
Надежда ТУРЛОВА.
turlova@vmnews.ru
Фото из архива Ольги КУЛИКОВОЙ и открытых Интернет-источников.