Два года подряд мурманчанин ездит на работу на велосипеде, а в свободное время наматывает дистанции в сотни километров. Он буквально неразлучен со своими велосипедами. Почему один из них носит имя «Дракон», зачем делать 50-километровый круг по пути на работу и что движется быстрее – велосипед или троллейбус? Обо всем этом – в нашем сегодняшнем материале.
«Выписал» в армию велосипед
Николаю Колтовому 52 года. Он работает инженером-электроником в отделе вневедомственной охраны при Управлении Росгвардии по Мурманской области. И каждое утро с улицы Александра Невского до улицы Папанина мурманчанин ездит на велосипеде. А вечером – в обратный путь.
Крепкая дружба северянина с двухколесным транспортным средством началась давно – с самого раннего детства, когда первый велик был трехколесным. В подростковом возрасте, а затем и в армии уже были велосипеды побольше и помощнее.
– Я служил в Казахстане, – рассказывает наш герой. – Нужно было добираться от офицерского общежития до аэродрома, а там 10 километров. Поэтому переправил багажом свой дорожный велосипед из Никеля в район Семипалатинска. Каждый день туда-обратно по 20 километров ездил и накрутил за год пять тысяч километров на велосипеде. После демобилизации работал в Мурманске на южных причалах рыбного порта. От дома до работы – 10–12 километров – снова ездил на велосипеде. Правда, только летом.
Крюк в 50 километров
Два года назад Николай Николаевич перешел на всесезонную езду. И дождь ему не страшен, и февральские морозы со снегом. В любой день он садится в седло и едет на работу. Три дня без велосипеда для него чуть ли не пытка.
– Я и в минус 25 ездил, – говорит северянин. – Меня ничего не останавливает. Экипировка для зимы, конечно, специальная. Шипованная резина, руль обмотан, чтобы руки не мерзли, крылья снимаются, так как они не нужны зимой. Под верхнюю одежду термобелье надеваю. И еще обязательно – непродуваемые штаны. Благо сейчас в магазинах можно найти практически все. Правда, зимой неизбежны падения. Просто потому, что скользко.
– Зимняя резина помогает на твердом насте, – объясняет мой собеседник. – А на бугристом льду колеса все равно соскальзывают. Раз! И ты уже лежишь, ничего не успев сообразить.
Вообще-то от дома Николая Колтового до работы – всего километра четыре. Но если погода нормальная, велосипедист в разы удлиняет свой маршрут.
– Я еду, делая огромный крюк: из дома выезжаю на объездную дорогу, до поворота на аэропорт, там делаю кольцо и возвращаюсь на улицу Папанина, – говорит мурманчанин. – Получается 50 километров. Такая вот тренировочка утром. Сегодня, например, проехал этот маршрут за 2 часа.
Сейчас у Николая два велосипеда – кросс-кантрийный «Forward» для пересеченной местности и шоссейный «Corratec» для езды по дорогам. Подумав о том, что водители автомобилей обычно дают имена своим «коням», интересуюсь у Николая: мол, а вы как своих величаете?
– Кросс-кантрийный у меня «Лошадка», – улыбается северянин. – А шоссейный – «Дракон», из-за изображения на эмблеме.
Стал здоровее
– После того как вы стали в любой день любого времени года ездить на работу на велосипеде, здоровья прибавилось? – спрашиваю у Николая.
– Несомненно, – отвечает он. – Вес не набрал после того, как курить бросил, давление нормализовалось, пульс стал всего 55–60 ударов, дышу намного легче, за два года ни ангиной, ни гриппом не болел.
Николай Колтовой неразлучен с велосипедом не только в будни, но и в выходные. Это и недалекие вылазки, и длительные велопрогулки по 200–600 километров. В прошлом году спортсмен отъездил все шоссейные гонки в нашей области, а в этом хочет проехать все кросс-кантрийные. Совсем недавно, 2 мая, он и еще трое «коллег по цеху» намотали 200 километров – ездили по Печенгской дороге до Титовки и обратно. В этом году у Николая с велоклубом «Северные олени» запланирована целая серия поездок. В июне, например, они отправятся в путешествие по Норвегии и Финляндии. Планируют проехать полторы тысячи километров.
– Это расстояние нужно преодолеть за 120 часов. Уже трое желающих есть, – продолжает наш герой. – Возможно, подтянутся ребята из Питера. Такое времяпрепровождение для меня – отдых. Мне больше нравится кататься на шоссейном велосипеде. Люблю скорость и ровные дороги.
Раньше в велопоездках компанию мурманчанину составлял сын, но теперь он купил спортивный мотоцикл. Однако отец не в обиде.
«Гироскутеры – это баловство»
– Машины на дороге сильно мешают? – интересуюсь у Николая.
– В целом водители стали более адекватно относиться к двухколесным, – считает Колтовой. – Один раз для интереса даже посчитал: когда утром еду на работу, за час мимо меня проезжает порядка тысячи машин. Из них только один-два водителя могут подрезать или еще как-то помешать. Страшно бывает на шоссе. Хотя на фурах ездят профессионалы, они всегда стараются оставить нормальное расстояние до велосипедиста. Самые проблемные – это грузовики, которые ездят по городу или недалеко от него. С той же щебенкой.
Они едут на одной скорости и даже не притормаживают. Особенно опасно, когда большие машины идут друг другу навстречу, и в момент, когда они разъезжаются, на дороге попадается велосипедист.
Но вернемся к поездкам по городу. По наблюдениям Николая Николаевича, садясь на велосипед, выигрываешь не только в плане здоровья, но и время экономишь:
– Если расстояние до пункта назначения в пределах 10 километров, то на велосипеде получается быстрее, чем на общественном транспорте. Вот я выезжаю от «Зари» на проспект Героев-североморцев. Одновременно подъезжает троллейбус. На горке он меня обгоняет, на его остановке я ухожу вперед. И так до пересечения проспектов Ленина и Кольского мы соревнуемся. Практически идем с одной скоростью. Если где-то образуется даже небольшая пробка, я обгоняю троллейбус.
Кстати, Николай ездит только на велосипеде. Машины его совершенно не интересуют. Мало того, не признает он и современные электровелосипеды и гироскутеры, считая их баловством.
– Нужно ногами работать, – уверен Николай. – Тогда и здоровье будет.
18 мая Мурманск присоединится к уже ставшей традиционной акции «На работу на велосипеде». Многие северяне в этот день оставят дома машины, не станут вызывать такси и не будут дожидаться общественного транспорта. Они пересядут на двухколесных «железных коней».
В группе в «ВКонтакте» «Let's bike it!» (это проект по развитию велокультуры) опубликованы промежуточные итоги дружеского соревнования городов по количеству зарегистрированных участников акции «На работу на велосипеде». Мурманск вошел в первую двадцатку. С большим отрывом лидирует Москва, затем идет Санкт-Петербург, на третьем месте – Калининград, Краснодар, Омск и Пермь.
Екатерина БОГДАНОВА.
bogdanova@vmnews.ru
Фото из архива Николая КОЛТОВОГО.