В начале июня в окрестностях Мурманска пройдет первый региональный чемпионат по спорту сверхлегкой авиации. В нем примут участие два десятка парапланеристов из разных уголков страны. Пилоты продемонстрируют навыки посадки на точность и умение справляться с извилистыми маршрутами, лавируя между специальными надувными десятиметровыми слаломными пилонами. Инициатором зрелищных состязаний стал североморец Сергей Рыбалко, председатель Мурманской региональной общественной организации «Федерация спорта сверхлегкой авиации». С парапланами он не расстается вот уже двадцать лет.
Кружок юных летчиков
– Страсть к полетам у меня появилась в детстве, когда мы жили в Оренбургской области, – рассказывает Сергей. – В 11 лет бабушка привела меня в детско-юношескую планерную школу, там я начал постигать азы летного мастерства. Сначала теоретические, а потом и практические. Помню, как весной я совершил первый самостоятельный полет. Да, он получился недолгий, с полминуты, наверное, но ощущения были невероятные. Тогда-то я и понял, что с парапланом нас свяжет крепкая и долгая дружба.
Так оно и получилось. До 2005 года молодой человек не пропустил практически ни одной тренировки в планерной школе. А потом поступил в военный институт. Но и там не забросил любимое увлечение.
– Неподалеку от моего вуза находилось поле, на котором часто занимались парапланеристы. Просто наблюдать, как пилоты парят в небе, было невозможно. Вот и бегал к ним в самоволки, чтоб полетать, – признается Сергей. – После учебы по распределению попал на службу в Североморск. С организацией досуга дела тут обстояли неважно. Потому в 2011 году я купил снаряжение и в свободное время стал осваивать небо Кольского Заполярья.
А вскоре Сергей с двумя товарищами создали клуб парапланеристов «Норд-Параглайдинг». До этого момента в нашей области не было ни одной специализированной организации, где северяне, решившие попробовать свои силы в сверхлегкой авиации, могли получить профессиональные советы опытных пилотов. В 2015 году клуб превратился в Мурманскую региональную общественную организацию «Федерация спорта сверхлегкой авиации».
– Новый статус существенно расширил наши возможности, – отмечает Сергей Рыбалко. – К примеру, стало проще согласовывать полеты с Северным флотом. Да-да, парапланеристы должны заранее подавать заявки на использование воздушного пространства. Мы получили возможность обучать полетам на парапланах новичков – сегодня у нас работают два профессиональных инструктора. Да и частные организации теперь охотнее идут нам навстречу, когда мы просим предоставить места для полетов. К примеру, добрым другом заполярных парапланеристов стал совхоз «Полярная звезда». Его руководство позволяет пилотам тренироваться на своих полях в районах Долины Славы, Ура-Губы, Килпъявра. Конечно, парадромами эти места становятся только до посевного периода и после уборки урожая. И, кстати, первые региональные соревнования также пройдут на этих площадках.
– Мы очень благодарны администрации совхоза, – говорит Сергей. – В Заполярье не много подходящих для полетов с парапланами мест. В черте города они и вовсе запрещены. Потому у нас особо не разгуляешься. Правда, есть в регионе один замечательный объект, который идеально бы подошел для тренировок – это недействующий ныне военный аэродром в Килпъявре. Вот уже год я пытаюсь добиться разрешения на его использование от разных ведомств. Но пока вопрос не решен.
Полеты с умом
Конечно, все, что связано с авиацией, даже сверхлегкой – удовольствие не дешевое. К примеру, стоимость экипировочного комплекта начинается от 2 тысяч евро. Потому, наверное, в регионе всего около 60 парапланеристов. И лишь 12 из них состоят в региональной общественной организации.
– Мы не гонимся за численностью. Наша федерация спорта существует исключительно на членские взносы и пожертвования, это дополнительные расходы, которые, вероятно, многих останавливают от вступления в наш клуб, – продолжает Сергей. – Потому приходится постоянно переживать за жизни и здоровье пилотов-самоучек. Новостей о неудачных полетах, серьезных травмах начинающих парапланеристов становится все больше. Ведь парение под крылом – это тяжелый физический и интеллектуальный труд.
Действительно, когда Сергей начал рассказывать, сколько разнообразных факторов нужно учитывать перед полетом и во время него, стало понятно, что легкими небесные прогулки не назвать. Пилоты должны понимать, как образуются восходящие и нисходящие потоки, в каком состоянии находится воздух – спокойном или турбулентном, уметь анализировать погодные условия, температуру, влажность, скорость ветра, разбираться в метеорологических картах, понимая, куда движутся циклоны и антициклоны. Парапланеристы всегда играют в шахматы с природой.
– Противопоказаниями для полетов считаются ветер со скоростью более 8 метров в секунду. Осадки, снег, к примеру, закупоривают воздухозаборники, а это меняет аэродинамические свойства крыла, – рассказывает мой собеседник. – В сырую погоду также лучше воздержаться от полетов, в переходный период, когда на земле температура воздуха колеблется около нулевой отметки, влажный параплан в небе может обледенеть. И придется очень постараться, чтобы удачно с ним приземлиться. Ну и физическая подготовка для спортсменов очень важна. В полете постоянно работают практически все группы мышц, ведь от движений пилота зависит поведение крыла. Мне ни разу за всю летную карьеру не приходилось просто парить в воздухе, ни о чем не думая. И все равно в послужном списке есть несколько неудачных приземлений, которые, к счастью, закончились нетяжелыми травмами. «Не включать» голову и просто наслаждаться пейзажами с высоты, пожалуй, могут только новички во время парных полетов с инструктором.
Такие полеты в заполярной федерации спорта сверхлегкой авиации тоже проводят. Пару лет назад наши тренеры даже летали с новоиспеченными молодоженами. Такой необычный свадебный подарок новобрачным сделали их свидетели.
Знай наших!
И хотя климатические условия Кольского Заполярья не слишком благосклонны к парапланеристам, северные пилоты умудряются даже ставить рекорды, летая на высоте в 2000–2200 метров.
– Наш товарищ Александр Журба как-то преодолел с парапланом дистанцию в 100 километров! В воздухе он находился около трех часов, – с гордостью отмечает Сергей Рыбалко. – Не каждый пилот в средней полосе столько продержится. А здесь, на Крайнем Севере, это почти подвиг. Есть у нас и такие поклонники сверхлегкой авиации, которые открывают летный сезон намного раньше обычного. Несколько лет назад мы с семьей 1 января поехали в Кировск покататься на горных лыжах. По пути к Большому Вудъявру я заметил в небе параплан, хотя традиционно полеты у нас начинаются в феврале и длятся до ноября.
К слову, о гордости за Отечество. В последние годы парапланерное оборудование стало доступнее. Сегодня его производством занимаются четыре российские фирмы, раньше спортивную экипировку профессиональные спортсмены и любители покупали только за рубежом.
– Вот уже несколько лет я тестирую летное оборудование отечественного производителя, – говорит Сергей. – Компания присылает разработанные ею комплекты, я их испытываю и отмечаю, что необходимо исправить или доработать. И знаете, очень приятно, что отечественные образцы теперь ничуть не уступают в качестве именитым иностранным крыльям. А значит, есть надежда, что в нашей стране спорт сверхлегкой авиации будет и дальше развиваться.
После проведения первых региональных соревнований парапланеристов Сергей Рыбалко планирует добиться организации на территории Заполярья чемпионата Европы среди пилотов сверхлегкой авиации.
– Наш регион соседствует со странами Баренц-региона – Норвегией, Швецией, Финляндией. Думаю, нужно воспользоваться этим преимуществом, – подытожил Сергей Рыбалко. – И может быть, когда-нибудь парапланерный спорт станет одной из визитных карточек Мурманской области.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива Сергея Рыбалко и участников МРОО «Федерация спорта сверхлегкой авиации».