По дороге в отпуск на перроне вокзала скоропостижно скончался старейший читатель «Вечернего Мурманска», участник клуба друзей «Вечерки», ветеран лыжного спорта Ромазан Ишкиняев.
Сошли с рельсов
В тот субботний день, 24 марта, семья мурманчан Ишкиняевых рано утром выдвинулась на вокзал – отправление поезда Мурманск – Санкт-Петербург было назначено на 9.40. По многолетней традиции мурманчане ехали отдыхать в станицу Краснодарского края до самых осенних холодов. Помимо багажа супруги Евгения Петровна и Ромазан Сабиржанович взяли с собой кошку Маркизу, в которой души не чаяли.
До вокзала на машине довез сын Евгений. И вот там выяснилось, что из-за крушения товарных вагонов у станции Выходной нужно добраться до Магнетитов, а уже там пересаживаться в пассажирский состав. От предложенных железной дорогой мест в автобусе Ишкиняевы отказались – сын сам довез их до Магнетитов и помог сесть в 9-й вагон.
«Вообще-то билеты были в шестнадцатый вагон, но нам объяснили, что его подцепят по дороге, предложили сесть на свободные места, а затем, когда шестнадцатый вагон окажется в составе на своем месте, можно будет занять полки согласно билетам, – рассказывает Евгений Ишкиняев. – Я договорился с отцом, что непременно позвоню, узнаю, как пройдет «переезд» из вагона в вагон, помахал ему и тете Жене на прощание рукой… Казалось, ничто не предвещало беды».
Однако дозвониться до отца Евгений больше не смог.
По мере движения поезда, следующего из Магнетитов в Санкт-Петербург, 9-й вагон заполнялся пассажирами. Ишкиняевы терпеливо ждали на чужих полках, когда же можно будет перенести багаж на свои места, расстелить постель и наконец отдохнуть.
Трагедия
В Санкт-Петербурге Ромазана Сабиржановича ждала внучка Надя. Это тоже было семейной традицией – по пути в отпуск заезжать к ней в гости, тем более что прямых поездов весной из Мурманска в Краснодарский край нет.
«Мы готовились 25 марта ехать на вокзал встречать деда с тетей Женей, но 24-го вечером раздался телефонный звонок, который заставил испытать шок. Нам сказали, что произошла трагедия и к нам никто не приедет, – вспоминает Надежда Ишкиняева. – Я срочно выехала в Чупу, где меня ждала тетя Женя.
Она рассказала, что в вагоне была нервная обстановка, неразбериха с полками, многие пассажиры пожилые… Деду пообещали пересадку еще в Апатитах. Но и там ее почему-то не произошло. Пришлось в крайне неудобном положении и взвинченной обстановке ехать дальше. И это при том, что дед, пунктуальный человек, всегда покупал билеты за 45 суток, ценил определенный комфорт, специально выбирал такие места, чтобы никого не обременять проблемами. Недалеко от станции Лоухи проводник сказала им, что их шестнадцатый вагон был изначально прицеплен к составу и что можно переезжать».
Едва прибыв на станцию Лоухи, пожилые люди бросились переносить багаж по платформе. Расстояние немаленькое – шесть вагонов. И когда оставалась последняя сумка, прямо у злосчастного шестнадцатого вагона 79-летний Ромазан Сабиржанович потерял сознание и скоропостижно умер.
Идти вперед
Все близкие и родные Ромазана Ишкиняева пребывают в глубоком шоке. Он, ветеран лыжного спорта, никогда серьезно не жаловался на здоровье. До последнего перед отъездом дня ходил на лыжах. Он и внучку, пока она жила в Мурманске, выучил премудростям лыжных гонок.
«Дед научил меня идти вперед, не сдаваться, даже когда лыжня казалась не по плечу, – рассказывает Надежда. – Подарил мне старые лыжи, очень удобные, такие сейчас не купишь. Когда в Петербурге случается снежная зима, выхожу на лыжную трассу, вспоминаю его уроки. Меня всегда поражала его тяга к жизни, саморазвитию. В 75 лет он освоил на муниципальных бесплатных курсах компьютер, чтобы читать в отпуске в Интернете любимую «Вечерку». С помощью Сети нашел старых друзей, живших когда-то в Мурманске, завел знакомых по всему свету. Очень гордился, что на телепередаче «Час главы» с прошлым мэром Мурманска Алексеем Веллером они вместе смогли реализовать идею бесплатного автобуса для мурманчан на лыжную трассу «Снежинка». Вернее, идея пустить такой автобус исходила от деда, а Алексей Борисович ее поддержал и воплотил в жизнь».
Специальный выпуск
Коренной мурманчанин и человек-легенда Ромазан Ишкиняев был частым гостем в «Вечерке». Рассказывал, что еще до появления городской газеты мечтал о ней и даже название придумал – «Вечерний Мурманск». Надо ли говорить, что как только у столицы Кольского Заполярья появилось свое издание, он стал его поклонником с самого первого выпуска – 2 января 1991 года?
Он был активным участником проектов и акций газеты, на страницах «Вечерки» опубликованы десятки его писем об истории родного города и людях, его создававших. В Интернете выложены видео, которые Ромазан Сабиржанович снимал на редакционных мероприятиях.
«У меня была мечта снять фильм с дедом, где бы он рассказывал о Мурманске, о своей любви к нему, о том, как рос на его старых улочках, – говорит Надежда. – Я хотела смонтировать эту ленту вместе с его видео. У деда остался огромный архив, посмотрев который можно увидеть сменяемость эпох. И почувствовать, как летит время. Что я могу сейчас сказать? Спасибо тебе, дед, что ты был все это время рядом. Ты останешься в моей памяти самым светлым, энергичным и жизнелюбивым человеком».
24 марта на страницах газеты «Вечерний Мурманск» было опубликовано последнее письмо Ромазана Ишкиняева. Оно называется «Город, в котором осталось мое сердце». Ромазан Сабиржанович рассказал в нем о городе своего детства. Об улицах, которые родились при нем, и улицах, которых уже нет.
Он очень хотел увидеть на страницах любимого издания это письмо, ждал, может быть, откликнутся те, кто так же, как и он, рос, жил, работал на этих родных сердцу улочках. Публикацию на страницах «Вечерки» Ромазан Сабиржанович увидеть не успел – слишком рано пришлось выезжать на вокзал. Но близкие, провожая своего родного мурманчанина в последний путь, принесли этот выпуск городской газеты специально для него.
Анжелика КОВАЛЕВА.
gazeta@vmnews.ru
Фото из архива семьи ИШКИНЯЕВЫХ.