Если в 20-х годах прошлого века наш город представлял собой довольно печальное зрелище, то 30-е стали для него эпохой стремительного развития. В Мурманске развернулось небывалое для Севера строительство, сюда ехали тысячи людей, и даже планы развития города не успевали за происходящими в нем изменениями.
Как построить мечту
В 1932 году Совет Народных Комиссаров (Совнарком) СССР принимает постановление «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги». В этом многостраничном документе немало места отведено и Мурманску. В первых же строках определялся характер будущих изменений – форсированное развитие. Это постановление охватывает очень короткий период – с 1932 по 1936 год, но в него столько всего хотели вместить, что поневоле задумаешься об изначальной нереальности запланированного.
Например, только в порту и только в 1932–1933 годах должны были появиться холодильно-филейный комбинат, консервный завод и 10 причалов, планировалось завершить механизацию угольно-соляной базы. Помимо этого должно быть окончено строительство судоремонтного завода мурманской верфи, построена фабрика клипфиска (продукции из обескровленной трески, пикши, сайды, обезвоженной в процессе сухого стопового посола, проще говоря – сушеной рыбы), создан научный рыбоисследовательский институт и рыбохозяйственный втуз. Далее и вовсе пошла фантастика: в 1934–1936 годах собирались реконструировать Мурманскую железную дорогу, электрифицировав ее на участке Волховстрой – Мурманск и обеспечив при этом к началу 1935 года ввод в эксплуатацию электрифицированного участка Мурманск – Кандалакша. И это только наиболее крупные проекты!
Все вышеперечисленные планы были государственными. Их главная цель – как можно быстрее получить эффект от разработки морских и прочих богатств Кольского полуострова. А что государство могло предложить людям, которым все это предстояло осуществить?
Всего за год
Понятно, что для претворения в жизнь грандиозных задач требовались люди. И народ в Мурманск поехал. Не все, правда, по своей воле. Но всех надо было где-то селить. Поэтому первоочередной задачей становилось строительство жилых домов. В Мурманске в 1932 году планировалось ввести в эксплуатацию 82 тысячи квадратных метров жилья, из которых горсовет финансировал 26 процентов. Больше всего вкладывался Народный комиссариат снабжения – 38 процентов, остальное поделили между собой водники и железнодорожники.
Культурно-бытовая часть планов выглядела так. Уже в 1932 году Мурманск должен был иметь новую водопроводную сеть протяженностью 15 километров (отпущено на это 1 миллион 600 тысяч рублей) и канализационную сеть в 7,5 километра (500 тысяч рублей). На мощение улиц города выделялось 200 тысяч целковых, еще 700 тысяч планировалось потратить на банно-прачечный комбинат. Суммы на мероприятия по освещению, очистке, ассенизации и противопожарной охране в документе не указывались. Эти работы просто настойчиво рекомендовали выполнить. Также без конкретного финансирования, но со строгим наказом исполнить говорилось о строительстве больничного городка на 550 коек, поликлиники и яслей. Кроме того, только в 1932 году по замыслу авторов плана в Мурманске должно было появиться два фабрично-заводских училища, педучилище, клуб для иностранных моряков, библиотека и музей Мурманского округа, фабрика-кухня на 90 тысяч блюд, новые столовые, хлебозавод производительностью в 40 тонн хлеба в сутки, овощехранилище на 3 тысячи тонн, новые торговые помещения и склады и Дом связи. Каков размах, а?
Мурманская ударная
Для того чтобы эти планы стали реальностью, Совнарком СССР постановил в двухмесячный срок предоставить конкретный план массового переселения на Кольский полуостров, и в частности, в город Мурманск. Требовалось разработать и внести на утверждение проект дополнительных льгот для рабочих и служащих, предусмотрев в нем увеличение заработной платы, отпусков и заграничных командировок для специалистов и руководящего административно-хозяйственного состава хозяйственных органов. Кроме того, предполагалось ввести и усиленные нормы снабжения трудящегося населения, соответствующие полярным климатическим условиям.
И главное, все строительство в Мурманске планировалось приравнять к промышленным ударным стройкам в части снабжения кредитами, стройматериалами, оборудованием и рабочей силой.
Что из этих грандиозных планов было претворено в жизнь? Об этом расскажем в следующей публикации. А пока поговорим за жизнь. О ней нам расскажут сводки ОГПУ.
Совершенно секретно
Итак, план форсированного развития Мурманска был принят 26 января 1932 года, а уже 15 июля того же года чекисты докладывали руководству, что на стройках Мурманска отмечается отсутствие плана, материалов и их учета, недостаток руководства, а нередко и ответственности за работу. На строительстве морского техникума, например, дело усугубляется еще и пьянством прораба. Он пьян почти всегда – и утром, и вечером. Глядя на начальство, многие рабочие тоже появляются на работе под мухой. А причина такого поведения банальна для того времени – на стройке нет материалов. Делать нечего, вот народ и «отдыхает». План на июнь 1932 года выполнен лишь на 28 процентов.
Строительство судоремонтного завода плохо обеспечено чертежами. Руководство в лице прорабов и директора редко появляется на объекте. Здесь тоже наблюдается недостаток стройматериалов. Как следствие – работы меньше и зарплата снижена. Из-за этого многие рабочие покидают стройку. Схожая картина и на строительстве верфи.
Но больше всего от чекистов достается тем, кто занят на сооружении водопровода. Тема для Мурманска поистине больная. Без воды, как говорится, никуда. Город находится в окружении озер, есть реки Кола и Тулома, а воды почему-то нет. То есть она есть, но крайне нерегулярно. О том, что творилось с канализацией, как нечистоты сбрасывались прямо в черте города, мы рассказали в одном из прошлых выпусков «Вечерки». Кстати, ассенизаторам решением городских властей была на четверть снижена зарплата, хотя у них проблем с «материалами» не было. И простоев тоже не наблюдалось. Но проблему вывоза фекалий невозможно было решить без водопровода.
А на этой жизненно важной для Мурманска стройке трудились всего 200 человек вместо необходимых 1200. Темпы работ, понятно дело, низкие. К началу зимы 1932–1933 годов водопровод не был построен, как требовало постановление СНК СССР, а к ее середине тот скудный ручеек поступавшей в город воды грозил и вовсе иссякнуть. Отсутствие воды приводило к срыву всех хозяйственных планов. Еще одной серьезной причиной отставания от графиков, кроме недостатка рабочей силы, были ошибки в проектировании. Из-за них уже выполненные работы часто приходилось переделывать, иногда несколько раз. Забегая вперед, скажем, что проблема водопровода была решена в Мурманске лишь после войны.
И все же победа!
Но не надо думать, что подобные безобразия в первой половине 30-х годов были везде. Коротко перечислим то, что было сделано в этот период. Например, быстро и с достойным качеством строились каменные дома на проспекте Сталина (сейчас – проспект Ленина).
В феврале 1932 года в Мурманске приступили к строительству, а уже в ноябре следующего года сдали в эксплуатацию звуковой кинотеатр на 1000 мест. В 1932 году был достроен и начал работать раскритикованный чекистами морской техникум. Открыли даже музей, а вот с библиотекой не справились.
К причалам рыбного порта ежегодно приходили новые корабли, и к концу 1937 года в Мурманске насчитывалось 70 рыболовных траулеров. Правда, на берегу рыбаков ждала не только хорошая зарплата, но и непролазная грязь, особенно осенью и весной, так как тротуаров в Мурманске не было вообще.
В довоенные годы в городе возникла судостроительная и судоремонтная промышленность. Еще в первой пятилетке рядом с верфью деревянного судостроения были заложены фундаменты нового завода. У Кольского залива отвоевывалась территория, возводились корпуса цехов. Первыми сдали в эксплуатацию механический и литейный цеха. В 1934 году вступил в строй слип – устройство для подъема на берег для ремонта сразу шести траулеров. Мурманчане строили мотоботы, зверобойные суда, комбайны и касатки (тип небольших рыболовных судов), незадолго до войны спустили на воду два траулера, одному из которых дали имя «Победа».
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
По материалам Государственного архива Мурманской области.