В заполярном Мурманске о любимой Риге Валентине Чапенко напоминают сотни старинных рождественских открыток. Самая старая датирована 1900 годом. И она, пожалуй, особенно дорога.
Мамина коллекция
Эта уникальная коллекция была привезена в наспех собранном багаже в начале 90-х, когда Валентину Викторовну с семьей депортировали из Латвии. «Я тогда судилась с правительством Латвии, – говорит она. – Начиная с 1991 года состоялось три судебных процесса, меня защищали известные адвокаты. Но все мои попытки вернуться в Ригу оказались тщетны».
Теперь купленные у старушки на рижской толкучке рождественские открытки все чаще напоминают Валентине Чапенко о ее юности и молодости. «Эту семейную коллекцию начала собирать моя мама сразу после Великой Отечественной войны, – рассказывает она. – Родители Полина Ивановна и Виктор Павлович Гавриш, военные фельдшер и летчик, после Великой Отечественной войны оказались в Латвии, в Риге. Там познакомились. И решили остаться. Я заинтересовалась этой коллекцией, когда уже была студенткой педагогического института имени Виллиса Лациса, и стала ее продолжать».
Вообще, в рижском доме семьи Гавриш и помимо открыток было полно старинных вещей. Все они привлекали внимание. Изысканная старая мебель, дорогая посуда, которая тогда за бесценок продавалась на толкучке в Риге в очень больших количествах. «Родители покупали картины, приобрели шикарный антикварный столик, сервизы, вазочки, рюмки… – объясняет семейное увлечение стариной Валентина Викторовна. – Тогда это было легально, все можно было купить. Шел 1947 год – год моего рождения».
Альбом в мусоропроводе
Старинные открытки здорово отличались от советских: были красивыми, яркими, казалось, так и просились в коллекцию. Однажды в компанию к новогодним и рождественским карточкам даже попали несколько эротических открыток, которые тогда также были очень распространены. На них изображали красивые обнаженные тела, как правило, богинь.
С этими карточками вышла история. «В конце семидесятых годов в Риге кто-то попросил меня показать альбом с открытками, я вынесла его на улицу и, решив заскочить за чем-то домой, неосторожно оставила буквально на несколько минут на нижней сетчатой перекладине детской коляски, в которой возила сына, – вспоминает коллекционер. – Я была в ужасе и слезах, когда обнаружила пропажу! А через два дня мне сообщили по телефону, что мой альбом нашли в соседнем доме в мусоропроводе. К счастью, в альбоме были и мой телефон, и мой адрес. Когда его вернули, я была так счастлива! Самого альбома, конечно, уже нет, он сильно пострадал. А вот открытки, за исключением эротических, которые были похищены, остались в целости и сохранности. Кто умыкнул карточки с образами обнаженных богинь, так и осталось загадкой».
Несбыточная мечта
Уникальная коллекция старинных открыток всюду следовала за Валентиной Викторовной. В 1976 году она вышла замуж за военного рижанина Александра Чапенко. И через несколько лет отправилась с ним по местам его службы. Пять лет в Германии, четыре года в Казахстане… В конце восьмидесятых очутились в Мурманске, в поселке Дровяное. Работала преподавателем в 6-й школе. К тому времени ее старинные карточки вновь переехали на родину, в Латвию. Ведь она ничуть не сомневалась, что вскоре и сама сможет туда вернуться вместе с семьей.
«После того как Латвия стала независимой, россиян оттуда начали разными способами выживать. Мы, как и многие, не хотели уезжать, но нас, что называется, попросили, – пытается подобрать тактичные слова, вспоминая о депортации Валентина Чапенко. – Это несмотря на то, что и я, и мой муж родились в Риге, росли там, учились. До сих пор хорошо знаю латышский язык, даже занималась переводами. Однако кого это волновало?
На одном из заседаний суда судья с российской фамилией Максимов спросил: «А как ваша мама попала в Латвию? Почему она не уехала после войны? Почему ваш папа не уехал?». Я объяснила, что родители захотели жить в Латвии, что мы очень любим ее, любим Ригу. Но нам сказали, что мы оккупанты. Молодежь на улице плевала в нашу сторону, выкрикивала приблизительно те же слова: «Русские, это место не ваше, уезжайте! Кто вы здесь такие?». Я уже выехала в Россию, а латвийская полиция все не верила в это, искала меня у мамы в доме, все вверх дном перевернули. Многие мои знакомые рассказывали, что их в Латвии вывозили на границу и там выкидывали. Некоторые жены военных до депортации сидели в тюрьме. Меня эта участь миновала.
А ведь в Риге в одной могиле похоронены мои родители. Мои сестра и племянница уже также на кладбище. И мне тоже так хотелось, чтобы и меня похоронили на родине, рядом с близкими. Но, по всей вероятности, это несбыточная мечта».
Чердак рижского дома
За каждой открыткой из коллекции своя история. Ну вот взять хотя бы карточку с изображением богини Рейна Лорелей, воспетой Гейне. Есть легенда, что эта красивая девушка с прекрасным
голосом завораживала своими песнями моряков на Рейне, а они, заслушавшись, разбивали свои суда об утесы и погибали.
«В 1977 году я жила в квартире мужа в Риге. Это был очень старый дом, родители мужа получили здесь квартиру сразу после войны, – делает экскурс в историю своей семьи Валентина Чапенко. – Когда в нее зашли, ахнули: тут было все – полные шкафы одежды, люстры, мебель, посуда. Это было характерно для тех послевоенных лет в Латвии, потому что многие латыши бежали от Советов за границу и бросали весь свой домашний скарб. В один из дней я решила развесить постиранные вещи на чердаке этого дома. Оказалось, что там до меня после войны еще никто не был. Когда я открыла чердачную дверь, то обмерла! Шикарный граммофон, большой старинный сундук, изысканная настольная лампа… А в углу покрытая паутиной стояла изящная статуэтка Лорелей чуть меньше метра в высоту. Девушка-красавица смотрела на меня, опираясь на лиру… Я, когда ее увидела, даже про постиранное белье забыла, так она меня потрясла».
А со временем в коллекции Валентины Викторовны появилась поздравительная карточка с изображением богини. Стоит найти ее в альбоме, и перед глазами возникает чердак старого рижского дома…
Ленин и революция в цене
Сейчас Валентина Чапенко даже сказать точно не сможет, сколько же у нее открыток. Знает только, что больше тысячи. Давно их не пересчитывала. Большая часть ее коллекции появилась через Интернет – искательнице раритетов пишут со всего мира! Замечено – охотнее всего коллекционеры обменивают старинные поздравительные карточки, если взамен предлагаются открытки с Лениным и символикой Великой Октябрьской социалистической революции. Они до сих пор ценятся, особенно у иностранцев и эмигрантов.
«За время моего общения в Сети меня звали в гости в США, Израиль, Германию, Францию, – дополняет свой рассказ о собирательстве почтовых раритетов Валентина Викторовна. – Благодаря Интернету я переписываюсь и обмениваюсь открытками с коллекционерами из двадцати городов разных стран мира – США, Германии, Франции, Эстонии, Литвы, Латвии, Беларуси… А в России из Москвы, Петербурга, даже из городов Ямало-Ненецкого округа. Обрела очень много друзей ото всюду! Общаюсь с ними годами и десятилетиями. Они нет-нет и напомнят о себе: «Ты еще не забыла нас?». А я отвечаю: «Да как же я могу вас забыть после ваших-то коллекций?!». В Сети есть шикарные коллекции старинных открыток с полным описанием и авторов, и историй почтовых карточек».
«Антикварное» вдохновение
Когда Валентина Чапенко в конце 60-х решила продолжить мамину коллекцию, старенькие рижанки на толкучке продавали огромное количество открыток: и старинные латышские, и российские дореволюционные, и советские. Тогда такие карточки с рук стоили по десять, двадцать, тридцать копеек. Потом уже по рублю-два. А последние годы в антикварных магазинах за старинную открытку просили два, пять, а то и десять евро.
Продавцы в этих магазинах жаловались на то, что интерес к антиквариату и у рижан, и у туристов пропал. «В Риге есть шикарный антикварный магазин, но и он перестал пользоваться у покупателей спросом, – констатирует коллекционер. – Рижане считают, это во многом потому, что вывезти за границу любой антиквариат сейчас очень проблематично – нужны справки и разрешения. А что-то, что представляет высокую художественную, историческую ценность, вывезти и вовсе нельзя.
В российских антикварных магазинах Валентина Чапенко давно не была. А кроме того, сказала себе, что пора остановиться. Домашние полки и без того ломятся от альбомов с открытками.
«Часто перелистываю их, рассматриваю почтовые карточки, читаю, что писали друг другу люди из разных стран мира, жившие в позапрошлом и прошлых веках, – признается она. – Я человек неспокойный, творческий, занимаюсь декупажем, флористикой, и альбомы меня вдохновляют, настраивают на творческий подъем. Особенно нравится серия рождественских открыток викторианской эпохи работы неизвестного художника. Хочу передать образы изображенных на этих открытках ребятишек в своих работах».
Семейные реликвии
Валентина Чапенко говорит, что в России очень много коллекционеров открыток. Да и в Мурманске их немало.
Она рассказывает, муж приятельницы Нины Саранцевой как-то увидел рижскую коллекцию и тоже увлекся! «Даже меня перещеголял, собрал гораздо больше!» – улыбается искательница раритетов. К сожалению, он рано ушел из жизни, но коллекцию взялась продолжать его дочка.
Еще одна приятельница, мурманский художник Надежда Советникова, также получила коллекцию в наследство. «Впервые я увидела необычные старинные карточки на странице Надежды в социальных сетях, – говорит Валентина Викторовна. – И оказалось, что все эти открытки достались моей приятельнице от ее финской прапрабабушки, которая их собирала. Причем Надежда так и не стала коллекционером, но все открытки хранит очень бережно, как семейную реликвию. Такие коллекции часто передают из поколения в поколение».
Валентина Чапенко не сомневается, что придет время, и она передаст свое собрание старинных открыток внуку. Правда, это случится не скоро – Павлу Александровичу пока только девять лет. Но когда-нибудь он получит в руки эту своеобразную историческую летопись, в которую вошла и история его семьи. И продолжит ее.
Дети веселились, а взрослые целовались
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Есть почтовые карточки, на которых изображены дети или молодые люди, ходившие в рождественскую ночь из дома в дом и славившие родившегося Христа.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу, чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный ужин.
Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых» с целующимися парочками. Действительно, обычай требовал от пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом.
К слову, сейчас недорогую коллекционную старинную открытку можно купить в среднем за сто – триста рублей. А на аукционах цена на старинный почтовый раритет может доходить до 20 тысяч долларов.
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.