Накопать десятки килограммов глины, вымесить ее босыми ногами, построить в чистом поле печку своими руками, а затем, если плохо получится, разбить кувалдой и повторить все сначала, пока не выйдет задуманное. Думаете, речь о средневековом ремесленнике?
Отнюдь. Именно так лепила свою первую печку Наталья Панфилова.
Переведя сотни килограммов глины, выкинув десятки «недотянутых» работ, стирая руки в кровь, молодая мама троих детей годами училась буквально из грязи создавать чудесные чашки, кувшины и расписные вазы.
Женские бои
Маленькая Наташа с детства увлекалась творчеством. Шила платья для Барби, вязала игрушки, занималась флористикой, плела из бисера – отметилась чуть ли не во всех кружках, которые работали в Первомайском доме детского творчества. Но как только в новом виде рукоделия достигала определенного уровня мастерства, ей сразу становилось скучно.
– Когда мне было лет 15, я попала на показательный бой мурманских реконструкторов. Участники турнира – в полных доспехах, было очень интересно, – вспоминает мастерица. – Я попросилась к ним в клуб. Ребята сказали, что примут, если, надев на себя огромную 25-килограммовую кольчугу, я смогу отжаться от пола. Понимала, что это шутка, но было интересно попробовать. В итоге я отжалась больше десяти раз и осталась в клубе. У нас были очень серьезные тренировки: ведь чтобы носить на себе тяжеленные доспехи, двигаться в них, отбивать удары и биться почти двухкилограммовым мечом, нужна хорошая физическая подготовка. Поэтому каждая тренировка начиналась с силовых упражнений, и только потом мы приступали к отработке ударов и боям. В итоге историческим фехтованием я занималась несколько лет, участвовала в соревнованиях среди женщин, выступала на «показухах» в городе. Хотя показательными выступлениями их только условно можно назвать – там бывали и выбитые зубы, и сломанные ребра – это полноценные бои в полную силу, доспехи не всегда могли защитить.
В 2006-м, когда мурманский клуб реконструкторов начал выезжать на фестивали, встал вопрос о шитье исторических костюмов. Тогда Наталья углубилась в изучение средневековых технологий изготовления одежды. Фехтование потихоньку отходило на задний план.
Ветка вместо станка
Реконструкторы занимаются воссозданием быта конкретной эпохи. Исследуя исторические материалы, они по старинным технологиям изготавливают оружие, одежду, предметы обихода. Наталья влилась в движение и стала интересоваться ремеслами.
– Для костюмов нужны были пояса, головные уборы, сумки, обмотки – очень много таких аксессуаров мы изготавливали самостоятельно, – вспоминает моя собеседница. – Из шерсти валяли шапки – в основном колпаки, таблетки, подшлемники. Учились ткать пояса. Для этого я у мастера из Ловозера заказала себе бердо – простейший ручной мини-станочек. А в качестве ткацких дощечек использовала квадратные картонные подставки под пивные бокалы, проделав в них дырки для нитей. Так и плела. Причем помню, что у «Балтики» картонки были не очень плотные, а вот более прочной подставки «Карлсберга» хватало пояса на четыре.
Увлекшись процессом, мурманчанка пробовала также ткать на сволочке, или, как еще говорят, на ниту. Для этого вида рукоделия ткацкий станок и вовсе не требуется. Его роль выполняет обычная круглая палочка – будь то ветка или кухонная скалка.
– Некоторые индусы до сих пор так шелка ткут. Бывает, сидит женщина, перед ней ямка вырыта, к дереву шмат ниток привязан, и она на палочке ткет, – рассказывает Наталья Панфилова. – На самом деле, чтобы изготовить какую-то вещь, не обязательно иметь дорогостоящее оборудование. На изображениях XIII–XIV веков можно увидеть, как мужчина, сняв колесо с телеги, раскручивает его на земле палкой и делает на нем горшки. То есть настоящему мастеру даже специальный гончарный круг не нужен был. Чудесные вещи создавались примитивным образом.
Две печки, три круга
Как-то на одном из фестивалей Наталья обратила внимание на реконструктора, который, сидя, можно сказать, посреди леса, создавал стеклянные бусинки. Он это делал с помощью маленькой зарытой в землю печки в виде горшочка.
– Стекло в раннем средневековье высоко ценилось: одна бусина могла стоить как целая деревня, и оформление костюма такими стекляшками всегда повышало статус реконструктора. Я тогда так сильно захотела научиться «плавить бусики», что сразу же поехала на курсы в столицу, – вспоминает Наталья. – Кстати, именно там я впервые и увидела, как создается керамическая посуда. Для этого не обязательно иметь огромные цеха. Можно просто взять кусок глины, сесть за обычный стол и вылепить что душа пожелает.
Вернувшись домой, мурманская мастерица с азартом погрузилась сначала в плавку стекла, а затем и к керамике приобщилась. Купила гончарный круг и начала осваивать новое ремесло. В скором времени одна из комнат ее квартиры была полностью отдана под мастерскую, где стояли три гончарных круга и две небольшие печки.
– Дома я проводила курсы по гончарному мастерству, – рассказывает Наталья. – В плане преподавания «гончарка» очень сложна. Люди хотят, чтобы у них сразу хоть что-то получалось, а на круге в 250 оборотов в минуту так не бывает. Ты на миллиметр дернул руку – и у тебя вся глина с круга улетела в стену. Если работать каждый день по 2–3 часа, то через месяц ты сможешь «выкрутить» кружку, миску – какие-то небольшие предметы. Но если заниматься всего два раза в неделю, то период «становления» растягивается на 3–4 месяца. Поэтому, не добившись сразу результата, люди часто теряют интерес к работе. Ведь чтобы самостоятельно, без помощи мастера, научиться «от и до» делать крынку, уходит примерно полгода. На кувшин – около двух лет. Невероятно сложна работа с узкими горлышками, так как глина легко расширяется, но очень трудно сужается. Высокие кувшины под вино получаются у мастеров лишь спустя 5–7 лет работы. Я пока дошла до изделий примерно в 35 сантиметров в высоту. При работе с большими формами нужна очень жесткая постановка рук. Малейшее неверное движение – и ты все испортил. Если не получилось, можно глину перемять и пробовать заново. Пока не обжег изделие, можно глину размачивать и переделывать бесконечное количество раз. А когда научишься, то любую посудину можно «выкрутить» за 2–5 минут.
Если не получается освоить гончарный круг, можно те же самые кувшины или миски вылепить руками. Только на это уйдет намного больше времени.
Не квартира, а музей
Летом в семье Панфиловых идет вечная борьба за время. Муж Натальи, ее бывший тренер по историческому фехтованию, постоянно выезжает на реконструкторские фестивали, а мурманскую мастерицу стали все больше интересовать музыкальные и этнофестивали.
– Летом наши мероприятия часто совпадают, и тогда мы начинаем решать, кто останется дома с детьми и кто на какой фестиваль поедет, – продолжает Наталья. – У нас трое сыновей 5, 6 и 7 лет, они с удовольствием ездят с нами, когда это возможно. Например, сейчас мы собираемся всей семьей на исторический фестиваль, который пройдет под Кандалакшей – там будут и бои, и торговля, и мастер-классы. Многие едут с детьми, поэтому часто на таких площадках организуют детскую зону досуга, где волонтеры строят качели, проводят игры и разные занятия для ребятни. Но некоторые фестивали проходят глубоко в лесу, куда с детьми очень сложно добраться.
Сейчас Панфиловы активно готовятся к летним фестивалям, поэтому часто пропадают в гаражах. Наталья в одном из них оборудовала небольшую студию керамики, а супруг в другом открыл кузницу, где делают доспехи и оружие, шьют из кожи. Несмотря на то, что предметы их увлечения перекочевали в гаражи, по квартире Панфиловых все равно ходишь как по музею. В гостиной лежат сотканные Натальей половики, на кухне стоит сделанная своими руками глиняная посуда, в углу – привезенная из Воронежа прялка XIX века, а в шкафу по соседству с вечерними платьями висят кольчуги и хранятся реконструкторские мечи и щиты.
– Последние полгода я проводила мастер-классы, и у меня почти не оставалось времени на творчество, – сетует Наталья. – Поэтому в ближайшее время планирую достать финский складной станок, что без дела пылится дома, и начать восстанавливать свои ткацкие навыки. Хочется сделать интересные фестивальные сумки, рюкзаки, половички, скатерти, шарфики – у меня много проектов. Даже завела специальную тетрадку, куда записываю свои идеи. Мечтаю купить частный дом, построить в нем дровяную печь, где смогу обжигать какие-то объемные предметы из глины, что сейчас мне не позволяет делать моя маленькая электропечь. В тетрадке много зарисовок кафельной плитки, которую хочу сделать для облицовки мастерской, есть наброски садово-парковых скульптур, которыми можно украсить двор. Я придумала даже лепнину для украшения фасада дома. Осталось только его купить…
Крапивная нить
Увлекшись реконструкцией, Наталья Панфилова пробовала делать даже крапивную кудель. Глубокой осенью, собрав пожелтевшую крапиву, она принесла ее домой. Сначала часть крапивы замочила прямо в ванной. Согласно технологиям растения должны были пролежать так до тех пор, пока верхний слой не начнет гнить. Но когда Наталья поняла, что процесс небыстрый, а без ванной дома никак не обойтись, пришлось все сырье переместить в гараж. Однако каков был восторг, когда с крапивы пропала лузга, и мурманская мастерица вытащила из бочек настоящую кудель! Конечно, с ней было много работы, требовалось убрать ненужную грязь, все прочесать, но у Натальи до сих пор дома хранится клубочек той крапивной нити.
– Я не представляю, как жили средневековые люди – им же нужно было проделать такой колоссальный объем работы, чтобы из растительных волокон изготовить нить, – говорит Наталья. – Причем никогда не получается идеальная кудель. Она часто выходит очень грубая, которая потом идет на мешки. А вот хорошей нитки, из которой можно соткать тонкую рубаху или полотенце, получается мало. Подготовка огромная, но мне было невероятно интересно попробовать самой, как из обычных растений можно сделать нить. С шерстью намного проще, ее состриг – и сразу прясть можно.
Магнитик из мурманской глины
Свои изделия мурманская мастерица создает из испанской, немецкой, иногда российской глины. Эти материалы лучше всего взаимодействуют в печи с глазурью, которой покрываются изделия.
Наталья пробовала лепить и из местной глины. Но это слишком трудоемкий процесс. Можно накопать мешков 20, но из-за того, что в нашей глине много песка и камней, примерно лишь третья часть материала будет пригодна для работы.
– Конечно, хотелось бы лишний раз сказать, например: «Этот магнитик сделан из мурманской глины». Но выгоднее купить готовое сырье, – считает Наталья Панфилова, – тогда больше времени останется для работы. К сожалению, в наших магазинах, как правило, продается очень некачественная голубая глина – незрелая, липкая и совсем непохожая на материал, из которого можно лепить. Лучше искать глину на заказ.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из архива Натальи ПАНФИЛОВОЙ.