Пожалуй, в среде автолюбителей в последнее время одна из популярных тем для обсуждений – очередная реформа системы страхования гражданской автоответственности. Как ни крути, а выезжать без полиса запрещено. Есть, правда, и те, кто на эти установленные нормы смотрит сквозь пальцы. Но такие вольности сходят им с рук лишь до поры до времени. Игры с законом до добра не доводят. Поэтому куда продуктивней разобраться во всех его нюансах, чем искать сомнительные лазейки.
Наша газета уже затрагивала тему реформы ОСАГО. Сегодня – продолжение разговора. Принятые нормативные акты отныне утвердили приоритет натурального возмещения ущерба при ДТП над денежной выплатой. Иными словами, пострадавшие в авариях машины в большинстве случаев будут теперь ремонтироваться за счет страховых компаний.
Что надо знать о новшествах автомобилистам? Все ли подводные камни были учтены при их разработке? Об этом наш разговор с управляющим отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Андреем КЛИМОВЫМ.
Не ремонтом единым
– Андрей Гридорович, в чем причины фактической замены денежных выплат пострадавшим участникам ДТП ремонтными работами? По сути дела, оно лишает человека права выбора.
– Основная цель новаций – улучшение качества клиентского сервиса по ОСАГО при одновременном повышении доступности ОСАГО в проблемных регионах с высокой убыточностью. Очень важный момент: ремонт будет выгоден для автовладельцев, поскольку при его проведении не будет учитываться износ деталей и запчастей. Кроме того, вся головная боль, связанная с организацией ремонта, ложится на плечи страховой компании.
Закон распространяется только на новые договоры, заключенные после 29 апреля этого года. Более того, если страховая компания не может организовать качественный ремонт и у нее нет договорных отношений с автомастерскими, то она, как и раньше, будет выплачивать обратившимся по страховому случаю деньги. Для действующих договоров условия остаются прежними, а значит, переход к натуральному возмещению будет постепенным.
– В каких случаях автовладелец все же может получить деньги?
– Закон предусматривает ситуации, когда после аварии можно получить денежное возмещение вместо ремонта. Страховая выплата деньгами производится при полном уничтожении автомобиля или превышении размера ущерба в сумме 400 тысяч рублей, а также если в ДТП виноваты оба участника. Кроме того, денежное возмещение могут получить инвалиды первой и второй группы. При гибели водителя или получении им тяжкого или средней тяжести вреда здоровью деньги выплачиваются близким – родителям, жене, детям.
– Расскажите подробно об алгоритме действий автолюбителя в случае ДТП. Какие документы заполнять, что и куда представлять.
– Если в результате ДТП вред причинен только двум автомобилям и у обоих участников аварии есть действующие полисы ОСАГО, то заявление о страховом возмещении необходимо подавать своему страховщику. При наличии у потерпевшего полиса, оформленного после 29 апреля включительно, его автомобиль будет направлен на ремонт, если у страховщика есть договоры с сервисами. Если полис старый, то есть оформленный до 29 апреля, электронный или на бумаге, будет осуществлена денежная выплата.
Если участники аварии получили травмы, с заявлением о страховом возмещении следует обращаться к страховой компании виновника ДТП. В данной ситуации приоритет ремонта будет работать только в том случае, если у виновника аварии новый, то есть электронный полис.
Заполненные извещения о ДТП участники должны передать своим страховщикам или их представителям в регионе, где произошла авария, в течение пяти рабочих дней после наступления страхового случая. Страховщик в течение 20 рабочих дней обязан рассмотреть заявление.
Что надо знать про СТО
– По каким критериям будут выбираться сервисные центры ремонта авто?
– Автовладелец уже на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Список этих СТО с указанием их адресов, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен быть опубликован на сайте страховщика и поддерживаться в актуальном состоянии.
После осмотра поврежденного в ДТП автомобиля и проведения независимой технической экспертизы страховщик направит потерпевшего на ремонт в выбранный сервис. Поэтому автовладельцам перед заключением договора ОСАГО следует тщательно изучить список СТО и выбрать понравившийся вариант. Если страховая компания не заключила договоры с автосервисами, отвечающими требованиям закона, работает, как я уже сказал ранее, прежняя схема с денежным возмещением ущерба от дорожно-транспортного происшествия.
– Каким требованиям СТО должны соответствовать? Будет ли предусмотрен принцип специализации по маркам автомобилей? Не придется ли чинить, к примеру, иномарку там, где таких специалистов нет?
– Требования к СТО установлены в законе об ОСАГО: ремонт, за качество которого будет отвечать страховщик, должен проводиться на СТО в радиусе 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. Новые автомобили, не старше двух лет, будут ремонтироваться у официальных дилеров.
Бывает, что автовладелец привык обращаться за помощью к своему автомастеру дяде Васе. В этом случае автовладельцу надо вступить в диалог со страховой компанией и получить ее письменное согласие на ремонт в конкретном сервисе. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование СТО, ее адрес и платежные реквизиты для оплаты страховщиком проведенного ремонта. Но в этом случае никакой речи об оплате ремонта в частных гаражах идти не может.
– Какие материалы и запасные части будут применяться при ремонте по страховым случаям? Как автовладелец сможет проверить качество замененных деталей? Какая на них гарантия?
– В ходе восстановительного ремонта на автомобиль могут устанавливаться только новые запчасти. Исключение возможно по соглашению страховщика и автовладельца, когда речь идет об автомобиле, на который уже не выпускаются новые детали. Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – один год.
Время и деньги
– Не получится ли так, что за ремонт автосервис выставит одну сумму, а страховая оценит ущерб в гораздо меньшую? Кто тогда будет нести разницу в оплате?
– Есть всего три случая, когда за ремонт может потребоваться доплата, и все они четко указаны в законе: если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по «европротоколу» – это 50 тысяч рублей, а также если виновными в ДТП признаны все участники аварии. Других доплат законом не предусмотрено.
– Существует ли временной лимит на проведение ремонтных работ в сервисном центре?
– Закон определяет срок проведения ремонта – 30 рабочих дней. По мнению дилеров, автомастерских и других заинтересованных лиц из автобизнеса, этот срок является оптимальным.
– Предусмотрена ли ответственность за некачественный ремонт автомобиля? Кто ее несет: страховщик или сервис? Как в таком случае поступать автомобилисту? Каков алгоритм его действий?
– Ответственность за качество ремонта несет страховая компания. При выявлении автовладельцем недостатков в ремонте, он указывает их в акте приема-передачи СТО и обращается с заявлением к страховщику.
– Как быть тем, кто проживает в небольших населенных пунктах, где может не оказаться сертифицированных сервисных центров?
– В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, отвечающих требованиям закона об ОСАГО, то, как и раньше, будет осуществляться денежная выплата.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото пресс-службы отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления ЦБ РФ и из открытых Интернет-источников.
В случае, если форсунка на вашем автомобиле физически износилась или загрязнилась вам потребуется ремонт форсунок дизель. Дизельные форсунки очень важны для работы двигателя. Поэтому осуществляйте ремонт у настоящих специалистов.
Реклама.