Семья Морарей (честное слово, так написано на дверях дома!) живет на южном выезде из Мурманска в небольшом коттеджном поселке. В нем всего двадцать домов, и у всех участки по шесть соток. Семья – это сам Игорь Николаевич, его супруга Елена Алексеевна и две дочери – студентка Даша и школьница Саша. Впрочем, Даша сейчас живет отдельно. Она учится в Мурманском арктическом государственном университете, собирается стать учителем русского языка и литературы и набирается самостоятельности, работая.
Делай, как я
– Игорь Николаевич, как давно вы живете в этом доме и считаете, что живете в городе или все-таки за городом?
– Мы живем здесь три года. И конечно, мы живем в городе: у нас городской почтовый адрес, городские коммуникации – вода, электричество, канализация. Младшая дочь ходит в обычную городскую школу – ей от дома до школы три минуты пешком. Мы абсолютно городские жители. Но хотелось того самого уюта, который может дать именно дом. Поэтому мы поступили прагматично, учитывая близость школы для младшей дочери, магазины, городской транспорт в шаговой доступности. До работы по «ленинградке» те же двадцать минут езды.
– Уют – это хорошо, а часто ли можете пользоваться этим уютом? Мне недавно рассказывала ваша старшая дочь, что заехала проведать родителей в десять часов вечера и на вопрос «А где папа?» получила ответ – «На работе».
– Прежде я приходил с работы все же пораньше (смеется). А вот после того как стал заместителем председателя Совета депутатов, во многое приходится вникать, во многом разбираться. Обязательно самому. Ведь если ты хочешь делать какие-то правильные вещи, для начала ты сам должен понимать, о чем идет речь. И чем глубже ты в это погрузился и вник, тем выше будет эффективность принятого решения.
– А каков круг обязанностей у вас как у заместителя председателя горсовета?
– В значительной степени это экономика, вопросы эффективности работы муниципальных предприятий, эффективности использования муниципальной собственности, развития предпринимательства. У нас на Севере предприниматели несут дополнительные издержки, и в этих условиях мы должны делать все возможное, чтобы облегчить им условия работы. Еще курирую вопросы развития спорта. Я председатель городской федерации хоккея с мячом уже 12 лет. Понимаю, как устроен спорт, что необходимо делать для того, чтобы дети занимались спортом. Мир меняется. Главный друг (или враг?) – компьютер, и с этим надо что-то делать. И еще один очень важный момент – это городская инфраструктура и благоустройство.
– За границей тоже компьютеры, но почему-то рядовые матчи национального футбольного первенства привлекают на трибуны десятки тысяч зрителей, а в детские футбольные академии выстраиваются очереди из мальчишек, а теперь и из девчонок.
– Вот тут вы правы. Все в значительной степени идет из семьи. Мне в этом отношении проще – я сам с девяти лет занимаюсь спортом, русским хоккеем. А дети – это копии родителей на определенном этапе их жизни, и если ты хочешь их чему-то научить, то можешь бесконечно долго и без особого успеха рассказывать об этом, а вот если личным примером… В общем, делай, как я! И это касается всего – и работы, и воспитания. Если мы хотим на кого-то походить, брать с кого-то пример, то мы оцениваем не слова людей, а их поступки. Истинная душа человека в его поступках.
Чиновник – это не ругательство
– Вы воспитываете дочерей личным примером?
– Ну, старшая дочь у меня человек не очень спортивный. Но это в силу здоровья. А младшая… Вы вот в дом зашли – у нас в углу лыжи, в гараже коньки, сейчас у нее спортивные танцы и, надеюсь, будет еще театральная школа.
– Бедный ребенок, лишенный детства…
– Замечательный ребенок! Ей десять лет. Саша родилась 4 октября, в день 90-летия Мурманска.
– И много ли вы проводите времени с замечательным ребенком и замечательной семьей?
– Не очень много. В силу моей занятости. И, честно говоря, так было всегда. В отношении меня, по крайней мере. Так что вопрос правильнее задать так: «Много ли времени семья проводит со мной?». Когда был совсем молодой, начал заниматься предпринимательской деятельностью, это занимало очень много времени, потому что бизнес с девяти утра до шести вечера не получается. И ушло на это лет двадцать. Наверняка что-то упущено. Но недостаток количества проведенного вместе времени мы компенсируем его качеством. Мне кажется, у нас есть полное взаимопонимание. Они с пониманием относятся к тому, что я много времени провожу на работе.
– Но теперь вы чиновник.
– Да, во многом чиновник. Я это сознаю. Но люди, мне кажется, доверяют тем, кто чего-то добился в жизни собственным трудом. Я кое-чего добился в бизнесе, причем не в самых простых его отраслях. Я не стал владельцем заводов и пароходов, но создал не одну сотню рабочих мест. И чиновником стал, наверное, вовремя. Зная дело изнутри, хочу научить других чиновников не мешать, а помогать бизнесу.
– А «чиновник» – слово ругательное или обычное?
– Самое обычное слово. Нормальное, рабочее. Чиновник служит. И если ты действительно правильно понимаешь свою работу, понимаешь, кому и чему ты служишь, то все в порядке. Меня выбрали, чтобы я служил мурманчанам. И я со всем энтузиазмом и теми знаниями, которые есть, этим занимаюсь. Основная моя работа – делать жизнь мурманчан лучше. И поэтому когда мне предложили стать заместителем председателя Совета депутатов, то я согласился. Хотя отчасти предложение это было для меня неожиданным.
– А с семьей посоветовались?
– Честно? (смеется, а вся семья в полном составе отрицательно качает головами. – Прим. авт.) Мы сели, поговорили, и я сказал, что работы у меня теперь прибавится. А семье не привыкать. Они понимают меня, и это замечательно. Тыл у меня отличный, и тут добавить, наверное, нечего. Мне в этом отношении безумно повезло.
Умные и воспитанные
– А какую последнюю книгу вы прочитали?
– Александр Никонов. Я перечитывал «Апгрейд обезьяны».
– У меня ощущение, что все новые книги, которые я должен был прочитать в своей жизни, уже прочитал. Теперь перечитываю…
– У меня та же самая история. Недавно перечитывал «1984» Оруэлла и книгу афоризмов Фаины Раневской, «Золотого теленка» и «Мастера и Маргариту». Перечитываешь, второй раз, третий. Думаешь, что можно и остановиться. Но нет! Берешь снова и снова. Перечитываешь уже не целиком, а любимые главы.
– Вы находите время для чтения, а зачастую слышишь от чиновника, что он, дескать, на работе документов начитался и дома ему уже не до книг. Лукавит?
– За других говорить не могу, а для меня книги – это часть жизни. К сожалению, сейчас очень небольшая. Ох, на пенсии начитаюсь! У меня есть такая привычка: я могу читать несколько книг одновременно. Что дают книги? Они дают полет мысли, они дают кругозор, они дают пространственное мышление. Ты можешь не фантазировать, а представлять. Это важно в работе: у тебя есть сухие цифры, документы, а что из этого получится, ты можешь представить. И это дают книги. Тренируют мозг.
– Как говорят на телевидении: и в заключение о спорте. Наша команда по хоккею с мячом «Мурман» побеждает в Высшей лиге, но в Суперлигу упорно не поднимается. И по финансовым соображениям, и потому, что там играют команды на голову выше по классу, и нас ждут разгромные поражения. Что делать?
– Да, деньги в Суперлиге совсем другие. Да, поражения, но наши болельщики даже и к поражениям в Суперлиге наверняка бы отнеслись с пониманием. Вопрос здесь в другом. Ну выйдем мы с Суперлигу, а что делать через год? Собственно, вот этим я сейчас тоже занимаюсь. Концепцией развития спорта в Мурманске. Поддержали мою идею по развитию детской спортивной школы. Без базиса ничего не произойдет. Сегодня в «Мурмане» всего пятеро мурманчан, да и то не на первых ролях. Остальные приезжие. А если команда полностью будет укомплектована местными хоккеистами, то мы и болеть за нее будем по-другому! Сегодня у нас при СДЮШОР № 4 создано отделение хоккея с мячом. И вот как раз его воспитанники и пополнили наш клуб.
– У вас есть мечта?
– Даже и не знаю, мечта это или нет… Вот много мы говорим о бренде Севера. А Север всегда – это люди. У нас живут удивительные люди. Из Мурманска? Значит, умные и воспитанные люди. И если у нас будет такой имидж, то это будет самой лучшей характеристикой нашего города. Хочу, чтобы мурманчане гордились своим городом и им нравилось здесь жить.
Мы покидаем гостеприимный дом семьи Морарей. Нас провожает вся семья, в том числе и две собаки. Крошечный породистый русский тойтерьер Кляйн и дворняга Антуан, которого Игорь и Елена забрали в приюте для бездомных животных в Североморске.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.