Что осталось в закулисье 100-летнего юбилея Мурманска?
Есть звезды, которых знают все, которые всегда на сцене, в свете софитов. А есть те, которые стоят за сценой, известные лишь немногим, но именно благодаря которым звезды восходят, а люди получают яркие, незабываемые праздники. В Мурманске главные городские торжества и шоу, в том числе и феерический 100-летний юбилей города, - заслуга Александра Лелькова, который сегодня отмечает день рождения. Многие отказываются верить, что энергичному и элегантному шоумену уже за 70. Накануне дня рождения журналист "Вечернего Мурманска" встретился с Александром Васильевичем и узнал о театре будущего без буфета, о том, как в Мурманске День строителя превзошел День рыбака, а самодеятельность стала профессией на всю жизнь.
Технарь на сцене
- Александр Васильевич, как вы сами определяете свою профессию - устроитель торжеств, шоумен, менеджер народных гуляний?
- Я себя называю режиссером массовых праздников. Хотя профессии такой нет. По диплому же - режиссер самодеятельного театрального коллектива, окончил институт культуры имени Крупской в Ленинграде.
- Но ведь по первому образованию вы технарь. Как решились на такой поворот?
- Да, я окончил машиностроительный техникум. Это было в Бердянске, а тогда на Украине была очень развита художественная самодеятельность. И я видел очень много концертов, талантливых артистов, конферансье. Однажды, сидя на лекции по сопромату, поймал себя на том, что вообще не понимаю, о чем речь, потому что в голове крутится сценарий очередного концерта музыкальной группы нашего техникума.
- Тогда многие молодые болели театром, сценой…
- Вообще-то, я тоже всегда стремился попасть на профессиональную сцену, но… Я, как и многие советские люди, скорее атеист, но давно почувствовал, что у меня есть ангел, который всегда направлял мой путь и независимо от моих желаний вел в нужном направлении. Я работал в горкоме комсомола в Бердянске, но понял, что писать отчеты - не мое. Там же был опыт выступлений в качестве конферансье в оркестре, поэтому в армии я захотел попасть в ансамбль Одесского военного округа. Но там спросили: "Зачем тебе это?" - и посоветовали идти в самодеятельность. Примерно то же повторилось при поступлении в Ленинградский театральный институт. На собеседовании, в очереди на которое я просидел с 16 до двух часов ночи, знаменитый художественный руководитель ТЮЗа Зиновий Корогородский спросил: "Зачем вам театр? Это не ваше". Но я пошел на первый тур отбора и в эссе о театре будущего написал, что в нем не должно быть буфета. А потом из трамвая увидел афишу о приеме в институт культуры, и женщина в приемной комиссии там сказала мне: "Срочно несите документы!". И меня взяли, хотя конкурс был несколько сотен человек на место. У нас был сильный курс - Валерий Гришко, известный по роли священнослужителя в "Левиафане" и многим сериалам, будущие режиссеры и актеры крупных театров. К слову, с Корогородским судьба свела меня еще раз. Через много лет я как ведущий с делегацией мурманских артистов участвовал в Днях Северо-Запада в Ленинграде, это было очень масштабное мероприятие. А председателем жюри там был Корогородский. И мне рассказывали, как после нашего выступления он сказал: "Очень понравился ведущий. Мне бы его на курс".
700 флагов для строителей
- После Азовского моря и Ленинграда что привело вас на Север? Романтика?
- Два лета, учась в институте культуры, я приезжал сюда со стройотрядом. И меня пригласили работать в Мурманск. Моей дипломной работой был праздник проводов зимы, он прошел возле школы № 1. Для него нужен был духовой оркестр, и я нашел его в СМУ-4, которым руководил тогда Борис Наумович Веллер. И он направил ко мне на праздник этот оркестр. С 1972 года я начал работать в Доме народного творчества. С концертной бригадой объехали всю область. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в Кольском Заполярье нет ни одного клуба, где бы мы не выступали, включая самые отдаленные поселки. Потом был ведущим в разных коллективах, ставил концерты.
- А когда вышли на уровень общегородских праздников?
- Когда Владимир Птицын был первым секретарем обкома. Он как-то сказал, что в городе мало праздников, - а общегородским был только День рыбака, - и решил добавить День молодежи и День строителя. Последний мне и поручили. И опять многое сложилось будто само собой. Так, мне тогда впервые рассказали про создание фона на трибунах - когда разноцветными флагами зрители создают узоры, надписи и т. п. Этого тогда никто не знал, не видел. Я подумал, где же взять 700 человек, которые смогут это сделать? И тут, опять-таки неожиданно, помогли военные - в обмен на помощь в организации праздника у них мне пообещали привести 700 солдат. Еще первая репетиция заставила всех на стадионе раскрыть рты. А на самом празднике, когда при словах приветствия "Слава строителям!" на трибуне появилось огромное слово "СЛАВА", это привело в восторг и зрителей, и руководство. Многие говорили, что День строителя превзошел День рыбака. С того времени я и занимался всеми крупнейшими общегородскими праздниками.
- Сколько всего праздников для Мурманска вы сделали?
- День строителя проводил 15 лет, подхватил и День рыбака, их было, наверное, 20. Праздник Севера открывал и закрывал раз 30. День города полноценно празднуем с 1980 года - им каждый год тоже я занимаюсь.
Без повторов и плагиата
- Что считаете своей вершиной как организатора праздников?
- Конечно, 100-летие Мурманска. Шел к нему несколько лет. Когда Алексей Веллер стал мэром, он рассказал о предстоящей большой реконструкции города и добавил, что дни города должны быть каждый раз новые, на местном историческом материале. Поэтому праздники, которые я здесь делал, нельзя перенести куда-то еще, на день другого города. То есть каждый праздник уникален и неповторим. На 100-летие все стихи, всю музыку писали только местные авторы. И исполняли мурманские артисты.
- Если не секрет, сколько всего людей было задействовано в подготовке и проведении юбилея города?
- Шесть помощников, шесть администраторов, 20 человек в постановочной группе - строители, оформители. Из артистов - 96 человек от Детской театральной школы, 50 - из ДК Кирова, 80 артистов Ансамбля Северного флота. Это те, кто непосредственно на празднике был. Было много и другой работы. Например, только для реконструкции нужно было сшить 160 костюмов.
- Какие у вас секреты успешного праздника?
- Все должно быть от конкретного места, города, на местном материале - своя история, свои выступающие. И важна первая фраза, первый эпизод, первая нота, которые захватят зрителей так, что невозможно будет оторваться от праздника до самого конца.
- Есть что-то, в чем вам еще хотелось бы себя попробовать?
- Поскольку праздники - моя профессия, хотелось бы сделать проект где-то в нашей области - юбилей какого-нибудь города. Уже на другом уникальном материале, на другом уровне.
Беседовал Илья ВИНОГРАДОВ.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и из архива Александра ЛЕЛЬКОВА.
Если вы хотите провести тимбилдинг для своих сотрудников, то организацию и проведение тимбилдинга лучше всего доверить настоящим профессионалам. Например, таким, как "Праздничный город". Организуем для вас настоящее событие.
Реклама.