Уникальная выставка открылась в Мурманском областном краеведческом музее всего на один день. Вниманию немногочисленных зрителей утром в будний день предстали 63 сырые во всех отношениях картины. Их авторы - живописцы из России, Азербайджана, Китая, Чили и Финляндии. Все они - студенты и выпускники Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина. А сырость, то есть незавершенность их работ, - это следствие того, что некоторые из них были написаны на пленэре в Мурманской области за день-два до открытия выставки. Из-за того, что на некоторых холстах еще не до конца высохла краска, на вернисаже пахло свежим маслом, как в мастерской художника.
Экспозиция "Заполярье глазами современных художников", посвященная 100-летию Мурманска, была создана в рамках международного социально-культурного проекта "Созидающий мир", цель которого - развитие международных культурных связей и обмен творческим опытом. Для подготовки выставки группа художников провела с 17 по 26 июля пленэры в Мурманске, Кандалакше, Мончегорске, Апатитах, Кировске, Ковдоре, Ловозере и Териберке. Пленэры длились от двух до пяти часов, после чего самые неугомонные живописцы дорабатывали свои этюды. Порой даже ночами, благо летом в Заполярье они светлые. Стоит отметить, что все участники творческой экспедиции были на Крайнем Севере впервые, хотя в подобных проектах участвовали и раньше. Например, Кристобал Макрости из Чили уже бывал в Новгороде. А поступил учиться в Петербург, как и все его друзья по кисти, потому что только в России осталась сильная школа классической живописи.
- В других странах учат только современному искусству, - говорит Кристобал. - К тому же мне интересна культура России. В Мурманской области мне хотелось узнать, как люди живут на Севере. И какая здесь природа. Нам повезло: почти все дни были солнечные и безветренные. А свет во время белых ночей отличался от всего, что я видел раньше. В Петербурге тоже есть белые ночи, но там они воспринимаются совершенно иначе.
Светлые ночи художники использовали не только для того, чтобы насладиться северным колоритом, запомнить тончайшие нюансы цветов, но и для того, чтобы закончить начатое днем.
- У вас много солнца, поэтому можно много писать, - отметил Чэнь Янчжи из Китая. - За эту поездку я сделал восемь картин и много набросков, фотографий, чтобы поработать над этим материалом дома. Мне интересно было отразить каждый нюанс в увиденном. После Севера я хотел бы побывать еще в Сибири.
Чэнь рассказал, что в детстве занимался традиционной китайской живописью, которая напоминает нашу акварель. Ее надо писать быстро и безошибочно с первого раза. Сейчас опыт, полученный в юности, помогает художнику создавать живописные полотна так же быстро и точно. В будущем Чэнь хочет соединить в своем творчестве подходы китайской и русской классической живописи.
На следующий день после открытия выставка отправилась из Мурманска в Петербург, где ее можно будет увидеть в ноябре в Центральном выставочном зале "Манеж". А в 2018 году она вернется в столицу Заполярья к 80-летию Мурманской области.
Павел СТЕПАНЕНКО.