К солнцезащитным очкам многие северяне до сих пор относятся как к симпатичному, но необязательному аксессуару. В наших климатических условиях, с затяжной полярной ночью, пасмурными осенними днями и дождливыми летними месяцами, кажется, что это вещь далеко не первой необходимости. Но нанести серьезный вред глазам может и редко появляющееся северное солнце, особенно ослепляющее весеннее.
В Заполярье ожоги конъюнктивы и роговой оболочки глаз ультрафиолетовыми солнечными лучами, отраженными от снежных кристаллов, наиболее часто случаются в феврале - апреле. У врачей даже есть специальное название такого заболевания - "снежная офтальмия". Так что сейчас самое время отправляться за качественными солнцезащитными очками, тем более впереди отпускной период. Как выбрать те, что сберегут здоровье глаз и прослужат долгие годы, рассказала Татьяна Зелинская, врач-офтальмолог одного из мурманских медицинских центров.
Опасные волны
О том, что солнечный свет состоит из инфракрасного и ультрафиолетового излучения, всем известно со школьных лет. И то и другое необходимо человеческому организму. Теплые инфракрасные волны способны глубоко проникать в ткани, они укрепляют сердечно-сосудистую систему, нормализуют давление, снимают боль в суставах и мышцах. Ультрафиолет способствует повышению иммунитета, активной выработке гормона счастья - эндорфина и витамина D, который укрепляет костную систему.
Но его избыточное воздействие на организм способно спровоцировать развитие серьезных заболеваний.
- Природа наделила нас естественными способами защиты от ультрафиолета, - говорит Татьяна Зелинская. - Под его воздействием особые клетки меланоциты начинают активно вырабатывать темные пигменты - меланины. Именно они поглощают УФ-лучи, защищая глубокие ткани кожи от повреждений. Есть меланин и в глазах. От его количества и распределения зависит цвет радужной оболочки. Потому светлоглазые и светловолосые люди особенно подвержены вредному воздействию солнечных лучей. Даже небольшая интенсивность излучения опасна для лиц с заболеваниями сетчатки. И конечно, в группе риска находятся дети - их глаза очень чувствительны к ультрафиолету.
Кстати, согласно исследованиям хрусталик человеческого глаза может самостоятельно частично сдерживать воздействие УФ-лучей лишь к 18 годам. При этом функции очищения у этого естественного фильтра нет - излучение накапливается в нем на протяжении всей жизни. А избыточное количество ультрафиолета является одной из основных причин развития катаракты, которая может привести к полной потере зрения.
Выбор по правилам
Подбирать солнцезащитные очки нужно в специализированных салонах или фирменных магазинах туристической экипировки. Это обязательное правило. Дешевые очки с темными пластиковыми линзами, которые продают в магазинах косметики и одежды, с большой долей вероятности окажутся не просто недолговечными, но и опасными для глаз.
Дело в том, что они не задерживают ультрафиолетовые лучи, которые в большом количестве пропускают зрачки, расширенные под темными линзами. Поэтому если нет возможности купить качественные солнцезащитные очки, лучше их не носить вовсе.
Дальше нужно определиться с материалом линз. Большинство производителей оптики уже давно предлагают потребителям линзы из современных легких полимерных материалов, которые отлично защищают глаза от вредного УФ-излучения. Однако с этой функцией справляются и классические минеральные линзы, правда, полной защиты от вредных лучей стекло обеспечить не может.
При выборе цвета линз почитателям ярких красок и экстравагантных образов не стоит руководствоваться своими обычными предпочтениями. И хотя одни специалисты убеждают, что людям со здоровыми глазами нужно избегать только синих линз, которые нарушают цветовое восприятие и негативно воздействуют на сетчатку, большинство врачей настоятельно не рекомендуют еще несколько оттенков. В их числе красные, розовые, фиолетовые, ярко-оранжевые - все они раздражают психику и приводят к быстрой утомляемости.
- Оптимальными для большинства людей будут солнцезащитные очки с серыми, коричневыми или темно-зелеными линзами, - продолжает Татьяна Зелинская. - Эта цветовая гамма практически не искажает цвета, существенно снижая яркость солнечного света. Кстати, страдающим глаукомой часто прописывают ношение специальных очков именно с зелеными линзами. Водителям подойдут очки с линзами желтых, янтарных оттенков - у них не самая лучшая фильтрация света, но они прекрасно увеличивают контрастность изображения в пасмурную погоду. А любителям горнолыжного спорта и сноубординга рекомендованы зеркальные темные линзы, которые обеспечивают максимальную степень защиты от солнечного излучения.
Что касается оправы солнцезащитных очков, тут выбор во многом зависит от формы лица.
Оправа должна быть достаточно крупной, чтобы защищать от солнца не только глаза, но и нежную тонкую кожу под ними, и комфортной. Любое раздражающее давление на виски или переносицу может стать причиной мигрени. Одним словом, подобрать подходящую оправу можно только методом поиска и многократных примерок.
Детям же врачи не рекомендуют покупать солнцезащитные очки до 3-4 лет. Просто из соображений безопасности подвижных карапузов. Да и вообще малышам не рекомендуется находиться на открытом солнце, а прикрывать их глаза в ясную погоду должны панамы или козырьки колясок.
Читаем шифр
На внутренней стороне дужек любых качественных очков всегда можно найти несколько аббревиатур.
Маркировка "CE" означает соответствие качества европейским стандартам. "UV 95%" - уровень поглощения линзами ультрафиолета. О полной защите от этого излучения говорят надписи "UV400" или "100% UV protection". Подходящими для поездок в заснеженные горы или жаркие страны будут очки с надписью "High UV-protection".
В городских условиях при солнечном свете средней интенсивности следует выбирать аксессуары с надписью "General". Практически не защитят от солнца очки "Cosmetic", их основное назначение - дополнять модный образ.
Английская буква "P" свидетельствует о наличии поляризационного фильтра на линзах, который убирает блики от отражающих поверхностей.
Также на дужках качественных солнцезащитных очков должна быть информация о светопропускной способности линз. Ее подразделяют на пять категорий. Индекс "0" говорит о том, что линзы пропускают 80-100 процентов света, их используют в помещениях или в облачную погоду. Максимально интенсивная окраска линз маркируется цифрой 4, они пропускают всего 3-8 процентов солнечного света. Уровень защиты от света производители обычно указывают вместе с информацией о цвете линз. К примеру, надпись "B-25" означает, что в очках установлены линзы коричневого цвета (brown - коричневый), через которые проникает четверть видимого света.
О плотности светофильтра в линзах может говорить и надпись "Filter Cat" с цифрой от 1 до 4. Самыми популярными считаются очки со второй и третьей степенями защиты, одни отлично подходят водителям, другие - пешеходам в солнечные дни. При наличии фильтра линзы любого уровня затененности могут одинаково хорошо защищать от ультрафиолетового излучения.
Не стоит пренебрегать солнцезащитными очками и людям с ослабленным зрением - миопией или дальнозоркостью. Самым простым способом защитить глаза в этих случаях станут фотохромные корригирующие линзы, больше известные как "хамелеоны". Они темнеют на солнце, а без ультрафиолета становятся прозрачными. Правда, в этом случае для большей защиты глаз от солнца, рекомендуют носить кепки или широкополые шляпы.
- Качественные солнцезащитные очки не могут стоить дешево, - заключает Татьяна Зелинская. - И, на мой взгляд, пользоваться очками за 300 рублей, купленными на рынках, просто преступно по отношению к собственному здоровью. Визуальный эффект защиты от ультрафиолетового излучения, который создают окрашенные линзы недобросовестных производителей, на деле является бомбой замедленного действия. Защита глаз от солнца - это как раз то, на чем нельзя экономить.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников.
Свет играет очень важную роль в нашей жизни. Благодаря игре света и теней можно обыграть любой интерьер. Особое внимание следует обратить на дизайнерские светильники. Они подчеркнут ваш тонкий вкус и придадут атмосфере особой загадочности.реклама