За многие десятилетия существования автомобилей у их владельцев выработался собственный язык общения на дороге. Он общепринят и во многом интернационален. Предупредить встречного или попутного водителя о нестандартной ситуации, которая может выйти из-под контроля, - неписаное и непреложное правило автомобильного братства. Для многих начинающих эта "азбука" бывает непонятной. Но знать ее надо точно так же, как и то, что обозначают дорожные знаки.
Фара скажет…
Начнем с сигналов световыми приборами, проще говоря - фарами и указателями поворотов. Если встречная машина дважды мигает дальним светом, то ее водитель предупреждает вас об опасности на дороге. Там может быть дорожно-транспортное происшествие или затор, сильный гололед и прочее. Или по дороге могут разгуливать дикие животные, что, к слову, не редкость.
Еще таким сигналом автолюбители информируют друг друга о посте ГИБДД или дежурстве на трассе наряда дорожных инспекторов. Надо сказать, что этот прием борьбы с гаишными засадами - сугубо наше изобретение. Так в начале семидесятых автолюбители Эстонии, тогда еще советской, предупреждали всех встречных, что на дороге работают инспекторы и благоразумнее будет не нарушать правила движения. Об уловке находчивых прибалтов в своем фельетоне на последней странице как-то раз рассказал журнал "За рулем" (в те годы единственное печатное издание для автомотолюбителей). Тираж у журнала был огромный, его читали от Курил и до Карпат. И буквально через день после выхода номера журнала с фельетоном условный сигнал стал применяться абсолютно на всех дорогах страны. В знак благодарности поднимите ладонь, поблагодарите предупредившего вас коллегу. Это тоже общепринятый жест и признак взаимоуважения.
В соседней Финляндии с миганием дело обстоит несколько иначе. Там вас никто не будет предупреждать о полицейском наряде на дороге. Правила движения существуют для всех, в том числе и для иностранцев. Мигание светом следует рассматривать лишь как предупреждение о приближении к участку дороги, где что-то произошло. Кстати, олень на дороге для финского водителя тоже станет поводом мигнуть встречному водителю. Но если вам начинает мигать встречный полицейский автомобиль, здесь, как говорится, у вас выбор небогат. Так местные дорожные копы отдают команду прижаться к обочине и остановиться. Патрульный экипаж быстро развернется и подъедет к вам.
Если следующая за вами машина сигналит одиночным и длинным дальним светом, то вас просят уступить дорогу. Включите правый поворот и перестраивайтесь. При этом не спешите в сердцах ругать торопыжку. Вполне вероятно, что вы за рулем задумались и заняли такое положение на дороге, что мешаете другим водителям безопасно обогнать вас.
Если на перекрестке или на узкой дороге, где сложно разъехаться, вам быстро моргнули дальним светом, то так встречный водитель показывает, что готов уступить право проехать непростой участок первым. Воспользуйтесь возможностью и не забудьте поблагодарить коллегу за внимание к вам.
Если свет фар встречного авто ослепил вас, включайте переменно дальний и ближний свет. Водитель встречной машины должен понять, что мешает вам и ему нужно выключить дальний свет. Если такой реакции на ваше замечание не последует, не порите горячку. Хамы за рулем неистребимы. Лучше вам снизить скорость и по возможности принять вправо. Так будет безопаснее.
…а поворотник подскажет
Знакомая для многих автопутешественников ситуация - "волки гонят оленя". Несколько легковушек на загородной трассе выстроились за большегрузной фурой, а обогнать ее не позволяет узкая и извилистая дорога. Такой кортеж может долго ехать друг за другом. Если на помощь не придет водитель-дальнобойщик. Его кабина выше, чем у остальных, а значит, и обзор дороги у него гораздо лучше. При отсутствии впереди на достаточном для обгона расстоянии встречных машин он начинает мигать правым сигналом поворота. Это значит, что следующим сзади можно обгонять. Но при этом слепо доверяться такому сигналу не стоит. Тому, кто идет на обгон, надо трезво оценивать и свои водительские способности, и возможности собственного автомобиля. К примеру, если опасный маневр затянется, то вполне вероятно, что ситуация со встречным транспортом на дороге тоже изменится. И тогда лучше отказаться от задуманного. Если идущая впереди фура показывает левый поворот, не обгоняйте. Таким образом водитель фуры подсказывает, что дорога занята и обгон опасен.
Если автомобиль едет по встречной полосе, обгоняя автобус или фуру, с включенным левым поворотником, то он сообщает всем машинам сзади, что дорога свободна и можно обгонять.
Водитель автомобиля, несколько раз мигнувший вам аварийкой, скорее всего, выражает благодарность либо просит прощения за свою неловкость перед вами на дороге. В некоторых ситуациях у водителей не получается нажать на аварийку. В этом случае при необходимости поблагодарить кого-то или извиниться за опасный маневр поочередно включите сначала левый, а затем правый поворотник.
За кукиш не в обиде
Сигналы можно подавать и руками. Если встречный водитель при приближении к вам начинает демонстративно сжимать и разжимать пальцы кисти руки, знайте, что вы перед началом движения забыли включить ближний свет. Так ездить нельзя, срочно исправляйте свою оплошность. В противном случае остановивший вас сотрудник ГИБДД будет вправе выписать штраф.
Соединительные и обратные движения большого пальца и остальных четырех, обращенные в ваш адрес, говорят о том, что вы не выключили сигнал поворота. Ваш мигающий поворотник дезориентирует других участников движения, а значит, мешает им. Скорее выключайте лишний в данный момент сигнал.
Если вы видите, что кто-то едет с открытым багажником, имитируйте удар рукой по воздуху. Или просто похлопайте ладонями.
Если вам интенсивно показывают рукой в направлении обочины или ладонью производят круговые движения, то срочно перестраивайтесь и останавливайтесь на обочине. По всей вероятности, у вашего авто какая-то неисправность, неощущаемая изнутри. Начало, к примеру, спускать воздух колесо. На первых порах такая неисправность не сразу дает о себе знать. Верный признак проблемы - изменение поведения машины на дороге, ее будет уводить в сторону пришедшего в негодность колеса. Дальнейший путь на спущенном баллоне приведет в негодность резину покрышки, и ее придется срочно менять. Может достаться и диску. Выбоины и сгибы на нем вам смогут устранить только на специальном станке в шиномонтажной мастерской. А это стоит денег.
Еще один знак. Он являет собой обыкновенный кукиш. Его понимают все водители грузовых автомобилей. Комбинация из трех пальцев однозначно подскажет им, что между баллонами задних сдвоенных колес забился камень. Езда с таким "пассажиром" опасна вдвойне. Во-первых, он может в любой момент вылететь и угодить в идущий сзади автомобиль с огромной скоростью и разрушительной силой. А во-вторых, инородное тело в состоянии протереть резину колеса, и его тогда придется менять в спешном порядке. Так что на вашу фигу, показанную к месту, дальнобойщик не обидится.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.