Многим мурманчанкам пришлось задуматься о своей фигуре, глядя на манекены со старинными платьями из коллекции историка моды Александра Васильева. Ведь на рубеже XIX-XX веков дамы утягивали корсетом талию до 50 сантиметров, чтобы выглядеть достойно на балу. Зато дворянки не были обременены работой и домашними заботами, как современные женщины. Костюмы на выставке "Мода русского модерна", открывшейся в художественном музее, помогают глубже понять дух Серебряного века.
Многим обывателям Александр Васильев известен только как ведущий телепередачи "Модный приговор", но гораздо важнее, что он обладает одной из самых богатых частных коллекций костюмов России. В экспозиции на манекенах представлено более пятидесяти костюмов русских модниц. Это шедевры, созданные руками великих портных, вышивальшиц и кружевниц. В витринах представлено множество уникальных аксессуаров: веера, сумочки, перчатки, модные журналы, бинокли, головные уборы и обувь. На стенах зала размещены фотографии и картины, передающие атмосферу Серебряного века, когда женщины были подчеркнуто изящны и женственны, а мужчины - элегантны и мужественны.
Мода теснейшим образом связана с тем, что происходит в социальной, экономической, культурной и даже политической жизни общества, поэтому все документальные материалы о моде, одежда, аксессуары и изображения со временем стали ценными историческими данными.
- Уникальные костюмы, сделанные вручную, свидетельствуют не только о том, что 100 лет назад объем талии женщин стремился к 50 сантиметрам, но и о том, что дамы были значительно ниже наших современниц, - рассказал Александр Васильев. - Средний рост был 155 сантиметров, а размер обуви модниц на рубеже XlХ-ХХ веков обычно не превышал современных 35-36-го. Барышни были очень изящны, но не работали и не могли получить высшее образование, кроме медицинского и педагогического.
Сейчас женщины могут водить машину, коротко стричься, носить брюки, но от этого они во многом потеряли свои шарм и элегантность. Ритм жизни уже не позволяет носить роскошные платья с широкополыми шляпами и маленькими ридикюлями. Раньше девушкам не приходилось брать с собой мобильные телефоны, документы, планшет, сменную обувь и другие необходимые вещи. Поэтому, как выразился Александр Васильев, женщины заплатили изяществом за права, которыми пользуются сегодня. Раньше они были музами, зато теперь получили свободу и могут конкурировать с мужчинами.
Один из самых великолепных нарядов, которые можно увидеть на выставке, - это придворное бальное платье из Зимнего дворца, принадлежавшее семье государственного деятеля графа Бенкендорфа. Его Александр Васильев приобрел на аукционе в Лондоне. С уверенностью можно сказать, что в этом платье блистали на балах в тех залах, где сейчас располагается экспозиция Эрмитажа.
К ТЕМЕ
Сотрудничество Александра Васильева с Мурманским областным художественным музеем началось в 2004 году, когда он принял приглашение Ольги Евтюковой, директора музея, прочитать цикл лекций по истории моды. С тех пор маэстро встречался с мурманчанами более двадцати раз. "Мода русского модерна" - уже пятая выставка из коллекции Васильева, которую принял художественный музей. Кроме того, Александр Васильев дважды был председателем жюри фестиваля молодых художников-модельеров и дизайнеров одежды "НаМОДнение". Для пополнения фондов музея Александр Александрович передал четыре расписные прялки, а также несколько собственных эскизов к театральным постановкам.
Внимательно рассматривая экспонаты выставки, можно проследить эволюцию моды русского модерна. В 1899 году на нее сильно повлияло изобретение рентгена. Доктора ужаснулись, когда впервые увидели, как расположены внутренние органы женщины, затянутой в корсет. Феминистки подняли волну протестов, и знаменитый парижский дизайнер моды Поль Пуаре предложил дизайн платья с завышенной талией окружностью 60 сантиметров. Впоследствии женский силуэт становился более сексуальным. Нижние юбки уходили в прошлое, и в моду входили более узкие платья пастельных тонов. Изменения не коснулись только культа длинных волос. Их приходилось долго мыть и сушить у камина или печи по полдня, чтобы потом уложить по форме и прикрепить к этой конструкции шляпу. Головные уборы часто были большого диаметра и украшались чучелами маленьких птичек. Все хотели быть ближе к природе, поэтому считалось элегантным носить на голове "гнездо" с цветами и кружевом.
Полюбоваться на восхитительные платья мурманчанки смогут в художественном музее до конца февраля. Затем часть экспозиции отправится на выставку в Монте-Карло (Монако).
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.