Тобольский мастер учил мурманчан уникальному искусству
Минсалим уверен, что каждый человек талантлив и в каждом из нас есть память о ремеслах, которыми владели предки. А раскрыть наши способности нам мешает страх.
- Я всем предлагаю попробовать свои силы в моем ремесле. Но часто приходится слышать: "У меня не получится". Главное, еще не пробовали, а уже уверены в неудаче. И не всем удается преодолеть этот страх, - делился он на мастер-классе резьбы по кости, который проводил в Ледовом дворце на выставке "Золотые руки мастеров".
Рождение чуда
Минсалим Тимергазеев - известный тобольский косторез, член Союза художников и прочая, прочая. Его произведения хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири, а также в частных коллекциях России и зарубежья.
Но регалиями кичиться не любит. Просит называть себя просто мастером. Под его обаяние попадаешь мгновенно и вот уже с открытым ртом слушаешь рассказы резчика о секретах ремесла, взаимоотношениях между людьми, смысле жизни. Рассказчик Минсалим замечательный. Он на ходу придумывает афоризмы, сказки, притчи…
И вот уже невозможно отказаться от его призыва попробовать свои силы в косторезном искусстве. Немного смущаясь, двое курсантов сначала неуверенно, по очереди, взялись за дело. Минсалим умело руководил, подбадривал. И неожиданно парни увлеклись. На лицах стала появляться уверенность в своих силах и одухотворенность.
- Вот видите, у них сохранилась зрительная память. Да они и сами уже готовые мастера, - радуется резчик.
Объясняет, что зрительная память - это генетически заложенные в нас воспоминания о ремеслах, которыми владели наши предки. По его мнению, они есть у каждого из нас.
И словно в подтверждение его слов прямо на наших глазах в руках парней, впервые взявших в руки резец, родилось маленькое чудо - фигурка рыбки - символ благополучия и достатка.
На замечание о том, что взращивает конкурентов, Минсалим лишь отмахнулся: мол, чем больше людей владеет народными ремеслами, тем лучше. Ведь только так можно сохранить умения, которые передавались нашими предками. И ни один мастер не может повторить работу другого. Каждый уникален и дополняет друг друга. Какая тут конкуренция? Скорее, здоровый дух соревновательности, который помогает совершенствоваться.
Воля случая
Сам Минсалим косторезом стал по воле случая. Он сирота, воспитывался в детском доме в Тобольске. Говорит, когда подрос, все время хотелось есть, хотя кормили вроде хорошо, но именно чувство голода заставило искать способ заработать. А в Тобольске каждый десятый косторез, так что выбор ремесла, которое приносило бы доход, решился как-то сам собой. Сначала занимался в изостудии при Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. В 1967-м поступил на эту фабрику работать. Считает, что его учителем был известный художник-косторез Валентин Колычев. Работы молодого мастера, его творческую жилку заметили быстро. И с начала 1970-х годов Минсалим Тимергазеев стал постоянным участником городских, областных, окружных, республиканских, союзных и международных выставок.
А потом организовал семейную мастерскую резьбы по дереву и кости "Мастер Минсалим" и музей. Символично, что все это разместилось в старинном особняке, где когда-то был детский дом, в котором рос Тимергазеев. Туда он вернулся через 30 лет и вдохнул в это здание новую жизнь. Минсалим работает с сыновьями, у него с ними полнейшее взаимопонимание в творческом процессе. Но их учителем себя не считает. Говорит, что работают они тщательнее. Он бы так не смог.
- А вы знаете, кто был первым косторезом на Земле? - неожиданно спрашивает Минсалим. И сам отвечает: - Адам жил в раю, скучно ему было одному. Творец вынул его ребро и создал женщину. Произведения первого костореза дошли до наших дней в невероятном разнообразии и идеальном совершенстве. Вот так!
Неожиданная версия заставила задуматься. А Минсалим, продолжая обучать своему искусству новичков, успевает общаться с посетителями. Делает это виртуозно, словно актер на сцене.
- Мы режем свои работы из рога оленя, кости тюленя и даже мамонта. Но вполне подойдет и коровья кость. Даже та, что из супа выловлена. Вот понюхайте, она борщом пахнет.
Я невольно тянусь проверить это на деле и ловлю хитрый взгляд мастера. Очень трудно понять, когда он шутит, а когда говорит серьезно.
Легенды и мифы мастера
Как-то Минсалим поспорил с друзьями, что сделает работу из чего угодно. Пять человек принесли ему материал - кусочки кости, рога. И он за два дня вырезал удивительную философскую композицию: дворник выметает книги, но только кошка и собака переживают по этому поводу.
Подавляющая часть работ связана с мифами, причем не обязательно северными, хотя многие привыкли, что резчики по кости используют мотивы преданий народов ханты и манси.
Однажды Тимергазеев услышал одну тобольскую легенду. В далекие времена на ежегодную ярмарку приходил старик с посохом и звал людей с собой. Если никто не соглашался покинуть торжище, дед уходил, закапывал свой посох, но в следующем году вновь принимался за старое. Ярмарка в этой легенде - не просто рынок, а дно жизни, пояснил Минсалим. Предание запомнилось мастеру, и так появилась на свет маленькая фигурка старика с посохом в руке.
- А когда я делал своего "Богатыря", во мне жила мечта о добром, мудром правителе, который придет и поправит дела России. В землю надо вдохнуть новую жизнь. Самый верный, самый идеальный способ - это собственный пример: жить честно, в заботе о себе и других, - считает мастер. - Я хочу, чтобы взаимоотношения людей складывались на этой основе. Есть главная должность на Земле - оставаться человеком. Все остальное временно. Быть человеком, если даже ты стал тигром, птицей высокого полета или работягой лошадью. Человек рожден по образу и подобию Отца небесного. Негоже безобразить Божий лик, поганить сердце. С моей точки зрения, мы должны занимать ту площадку в жизни, тот уровень, на который способны, и честно приносить пользу себе и другим людям, не разрывая человеческие отношения.
И снова заставил всех задуматься.
Образ - отображение жизни
Каждая работа - философия, автор вкладывает в нее свое видение и понимание окружающего мира. Говорит, что никогда ничего не придумывает, никогда не создает эскизы. Образы рождаются сами, и их просто необходимо воплотить.
- Иначе томит, порой даже болит. И надо от этого бремени освободиться, - делится мастер. - Сюжет не появляется сам собой, на голом месте, каждый образ - отображение жизни. Вокруг моих работ всегда вьются легенды. Например, есть у меня такая работа - "Сургутский лис". По легенде, Огненный лис пролетал над сургутской землей, место ему понравилось, и он спустился ниже над тайгой. Лес загорелся, и лис потемнел. С той поры случалось, что женщина, ушедшая в лес собирать ягоды, грибы, возвращалась домой растрепанная с криками: "Я видела лиса". А потом у женщины рождался ребенок. И все говорили, что у него будет счастливая судьба, а мать никто не осуждал.
В Сургуте по эскизу, созданному Минсалимом и его сыновьями, поставили памятник Черному лису - одному из воплощений таежного божества.
Есть у Минсалима мечта. Он очень хочет построить Дом мастеров, в котором большой компанией будут собираться друзья-единомышленники.
А друзей у такого человека очень много.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.