Я потратил немало времени, чтобы собрать эти факты. Все они свидетельствуют о том, что прародиной древних воительниц - амазонок - была именно Арктика. Их следы найдены, в частности, и на территории Мурманска и области. Об этом говорят и последние археологические и документальные исследования феномена мировой культуры - женских воинских сообществ. Выводы делайте сами.
Живучие девочки
В отличие от животного мира у людей существовали в разных частях света и жесткие обычаи социально-демографической селекции, когда в случаях неурожая или надвигавшегося голода приходилось умышленно истреблять тех, кто непосредственно представлял собой обузу для других членов сообщества, а именно стариков, женщин и детей. Жестоко, конечно, но это факт, который не вычеркнуть из истории человечества, как и каннибализм.
Если человек не может воевать, ходить на охоту, работать или выполнять какие-то жизненно важные для сообщества функции, то его следует либо взять на попечение всего сообщества, либо уничтожить. Жестокая реальность диктовала условия жизни и законы группы.
В Арктике, например, в жестких климатических условиях это было весьма актуальным фактором. Еще в начале ХХ века среди ненцев, хантов, коряков, юкагиров, манси, телеутов и многих других народов Севера существовал жестокий обычай избавляться от лишних ртов. У жителей древней Арктики в Скандинавии было принято устройство сообщества по принципу полиандрии. Народы Средиземноморья, а позднее и христианские, мусульманские или иудейские народы ставили в упрек арктическим народам, что никто из мужчин не знает своего отца. В некоторых странах, например в Исландии, до сих пор родство определяется не по отцу, а по матери, и фамилии у них звучат соответственно - "сын такой-то женщины".
Но что же делали с новорожденными девочками, если в обществе оставляли лишь мальчиков? Чаще всего просто душили при рождении, а в более поздние времена появился обряд, когда младенца клали в корзинку или деревянную колоду и бросали в бурные воды реки или водопада. В условленном месте доставали и смотрели, выжила ли жертва. На территории Мурманской области удалось найти несколько таких мест, обозначенных магическими знаками. Перед каскадом порогов или водопадов на скале выбивался знак в виде кельтского креста, а ниже по течению, в конце каскада порогов, точно такие же знаки, как и в начале этого опасного участка.
Мужененавистницы
В условиях Арктики выжить после ледяной купели было сложно, но если уж девочка выживала, то она приобретала при соответствующем воспитании не только физические качества, но и жестокость по отношению к окружающему миру, а особенно к миру мужчин. Отряды воительниц не ограничивались только Арктическим регионом обитания. По всей Евразии двигались боевые отряды женщин. Кое-где они оседали и создавали свои царства. Но чаще всего они были наемниками.
По описанию Диодора Сицилийского (I век до нашей эры), разъяренные амазонки под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили всю Сирию, прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их своими именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и другие. Мирина позже погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки осели в Ливии (Диодор Сицилийский. Трактат "Библиотека", 52-224).
Но амазонкам этого было мало, и они основали на побережье Черного моря несколько городов. Вот почему им и приписывается среда обитания в устьях рек Фермодонт и Ирис.
В 2004 году в Китае в пустыне Такла-Макан французскими археологами были найдены мумии, засыпанные песком и прекрасно сохранившиеся. Это был отряд девушек-воинов. Возраст находок около 12 тысяч лет. Рост воительниц свыше 180-190 сантиметров, белокурые, голубоглазые, лицо европейского типа, кожа покрыта татуировками с изображениями оленей, китов, белых медведей, моржей, драконов и разных арктических животных. Одежда из шерстяной ткани типа шотландки, сделанной из овец скандинавских пород. Оружие из магнетита Кирунского и Ковдорского месторождений железа.
Из мумий удалось получить хорошо сохранившиеся молекулы ДНК, и оказалось, что древние обитатели Северного Тибета несли в себе гены европейцев. В 2009 году материал об этом исследовании был опубликован в журнале "BMC Biology". В своем интервью Виктор Майер, ученый из университета Пенсильвании, отметил несколько интересных особенностей. Некоторые предметы из числа найденных напоминают находки, сделанные ранее в Европе, они аналогичны тем, что использовались при погребальных обычаях викингов. То есть арктический след амазонок представляется бесспорным.
Миф Геродота
Исследование топонимов в Арктике и этимология многих названий, терминов и этнонимов также дает сведения об арктическом происхождении этих уникальных сообществ. Этноним "амазонки" в античности толковали как "безгрудые" - согласно мифам амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука. Это не более чем миф, что подтверждается спортивной практикой.
Современные исследования дают иную этимологию этого народа. Произвольные трактовки топонимов и этнонимов - не редкость в истории.
На самом севере Скандинавии есть область, которую именуют Финнмаркен. Созвучие дало Финляндии основание на претензии владения этим регионом. Однако в древних текстах эта область именовалась на гэльском языке как "gkvinnmark", то есть женская. В старогерманском языке слово "gkvinne", а в современном норвежском языке слово "kvinne" означает женщина. Созвучно, не правда ли?
Редупликация согласных в топониме имела и политические последствия. Тем более что термин "En magen kvinne" означает магическую женщину, чародейку. Кстати, между Сер-Варангером и Халоголандом, где располагается Финнмаркен, есть Печенгская губа, в которой один из заливов на старинных картах именовался Kvinnefjord, монахи монастыря переиначили его в Девкину заводь. Этот гидроним существует и поныне.
Античные путешественники и историки переиначили это слово в "амазонка", то есть "безгрудая". Это Геродот придумал миф о том, что женщины для удобства стрельбы из лука и рукопашного боя выжигали себе грудь. Однако ни на одной статуе, барельефе или мозаике нет никаких следов этого уродства, но миф удивительно живуч.
Владислав ТРОШИН,
историк, действительный член Русского географического общества, специально для "Вечернего Мурманска".
Фото из научного архива автора.
Окончание следует.