
У каждого журналиста есть неопубликованные материалы. Например, набрал наш брат репортер информации, а места на полосе или эфирного времени маловато. Или концепция поменялась. Или твой собеседник поведал интересную вещь, но она не укладывается в основную тему готовящейся статьи или передачи. Короче, причин масса. И копятся эти записи годами, а нужда в них возникнет только тогда, когда ты вышел на пенсию и задумал писать мемуары.
Хотя бывают исключения. Одной из самых обсуждаемых новостей прошлой недели стало известие о том, что двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира по биатлону, экс-мурманчанка, а ныне жительница Новосибирска Анна Богалий-Титовец решила уйти из большого спорта.
Признаться, когда я это услышал, то поначалу не поверил. В ноябре 2010 года биатлонная сборная России проводила в Мурманске один из предсезонных сборов. Мне как спортивному обозревателю выпало освещать пребывание лучших биатлонистов страны в нашем городе. После одной из тренировок удалось "отловить" Аню и задать ей несколько вопросов. Но в материал о сборной, который вышел в "Вечерке" в конце ноября 2010 года, этот наш короткий разговор не вошел. Как раз тот случай, когда он выбивался из общего хода повествования.

В числе прочих тогда был задан, в общем-то, дежурный вопрос о том, как долго Анна планирует еще выступать. В тот момент ей был 31 год, а для таких видов спорта, как биатлон, это немало. Впрочем, возраст не всегда является препятствием для успешных выступлений. Но, разменяв четвертый десяток, любой атлет, как правило, уже определяется, чем он будет заниматься после ухода из спорта. Именно такого рода ответ я и ожидал услышать. Стандартный ответ на стандартный вопрос.
Но реакция Ани оказалась несколько иной.
- А почему вы меня об этом спрашиваете? Я не думаю, что занимаю чье-то место.
В тот момент я подумал, что, совсем того не желая, коснулся болезненной для спортсменки темы.
- Аня, поверьте, в моем вопросе не было никакого подвоха. Простите, если вас обидел.
- Да я не обижаюсь. Просто вы первый, кто меня об этом спросил. Я планирую выступать до Сочи. Как сложатся эти четыре года, одному Богу известно. Главное, чтобы здоровье и семья были в порядке.
- Да я только рад, что вы будете продолжать. Мне кажется, если спортсмен показывает результат на уровне национальной сборной команды страны, то он должен за нее выступать. И возраст тут ни при чем.
- Я тоже так считаю.
Тот разговор надолго врезался в память. Во-первых, из чувства вины — мне все-таки казалось, что я невольно обидел спортсменку. Во-вторых, я не очень поверил Анне. Ни отсутствию обиды, ни уж тем более моему первенству в задавании подобных вопросов. Иначе отчего такая бурная реакция? Особенно слова про чужое место. Видимо, ее об этом многие спрашивали. И иногда, наверное, даже и не спрашивали, а говорили утвердительно и в лоб. И в какой-то момент Аня перестала понимать, где враги, а где друзья. Я не относился ни к тем, ни к другим. Но по воле случая отдуваться пришлось за всех.
А вот в словах Ани о стремлении участвовать в Сочинской Олимпиаде я никакой фальши не увидел. На мой взгляд, это было вполне реально, особенно если знать чуть-чуть жизнь этой спортсменки. Например, 12 февраля 2009 года Богалий стала мамой, в мае приступила к тренировкам, а уже в феврале 2010 года, то есть всего через год после рождения сына, стала олимпийской чемпионкой Ванкувера!
А примеров долголетия в спорте пруд пруди. В том же биатлоне это олимпийский чемпион Сергей Чепиков, выступавший на шести зимних олимпиадах и ушедший из спорта в 40-летнем возрасте. В лыжных гонках прославилась Раиса Сметанина — пять олимпиад подряд. Свою последнюю награду (золотую, между прочим) она завоевала на Играх в Альбервиле в 1992 году за несколько дней до 40-летия. Богалий же в 2014 будет всего 34 года.
Именно поэтому сразу и не поверилось в уход из спорта Анны. Ведь она готовилась к нынешнему сезону. Последние два месяца серьезно тренировалась. И вдруг все бросила. Почему? На этот вопрос, не зная всех обстоятельств, отвечать не берусь. Вспоминая разговор двухлетней давности, я подумал, что дело не только в желании Анны "видеть, как растет сын", но и в реакции спортсменки на ту критику в ее адрес, частью обоснованную, частью не очень (а иногда и просто оскорбительную), которая уже давно появляется в Интернете. Кстати, мурманский тренер Анны Петр Подшивалов, у которого она тренировалась с 1993 по 2004 год, сказал, что решение об уходе из спорта было принято ею слишком поспешно.
Но лучше предоставим слово самой Анне. Текст взят с сайта Союза биатлонистов России http://biathlonrus.com/main/2012/41247/ (Сохранена авторская редакция).
"Всем привет! Хочу рассказать вам об очень важном для себя решении. Долго думала, подходила к ситуации с разных сторон. В итоге я решила завершить деятельность профессиональной биатлонистки.
Решение это я приняла не так давно, буквально за последний месяц. У меня все четко сложилось в голове — я хочу видеть, как растет мой сын. В последнее время постоянно скучала и переживала, думала о том, как он там без меня. Желание быть с семьей — основная причина ухода. Хочу полностью посвятить себя ребенку, хочу уделять ему как можно больше времени и внимания.
Это мое личное решение. Я ни с кем не советовалась, когда его принимала. Это моя жизнь и моя карьера, только я могу это сделать. Родные обрадовались, что теперь будут чаще видеть меня дома. Супруг рад, что я буду дома, но он понимает, что у меня есть еще потенциал для дальнейших выступлений, поэтому его реакция сейчас смешанная. Тренерам я свое решение огласила — сказала, что выбираю ребенка. Ну что они могли сказать на это матери, которая три с половиной года после рождения ребенка провела в биатлоне? Ничего!
Настроение сейчас неоднозначное. С одной стороны, есть вздох облегчения, потому что не нужно с утра бежать на зарядку, а вечером тренажить. С другой стороны, я 21 год провела в биатлоне. Все, что у меня есть в профессиональном плане, — это биатлон.
С ближайшим будущим я уже определилась. Приняла предложение Сибирского государственного университета путей сообщения, в котором училась сама. Буду преподавать там, буду параллельно писать кандидатскую, связанную с психологией в спорте. Мне очень интересна эта тема. Мне нужна работа, в которой я буду гореть. Интересно что-то новое и неизведанное.
У меня есть задумки относительно детских соревнований и детских секций по биатлону. Хочется развивать детский спорт в России — мне это интересно. На встречах с детьми в разных городах олимпийские медали делают меня послом олимпийского движения. Детям нужно видеть, что мы такие же выходцы из простых деревень и добились всего своим трудом.
Мне хочется, чтобы государство уделяло больше внимания именно детскому спорту, детским тренерам. Мы все будем скоро думать о том, как завоевать олимпийские медали, а ведь у нас банально нет кадров, которые могут из маленьких ребятишек передать спортсменов в юниорский возраст. Это определенный талант — увидеть спортсмена, научить его, быть вторым отцом или матерью, готовить детям чай после тренировки. Мне с моими наставниками очень повезло. В Мурманске это были Щукин и Подшивалов, в Новосибирске — Никифоров и Челюканов. Тренер сборной Валерий Николаевич Польховский подготовил меня к обеим моим олимпийским медалям. За мной стоит целая бригада всего нашего Союза биатлонистов — это доктор, массажист, ребята из сервис-группы, тренеры сборной. Когда добиваешься результата и ликует вся страна, то понимаешь, что ты конечный итог цепочки. Но начинается все с истоков, с детского спорта. Нужно уделять внимание первому звену, чтобы мы через пять — десять лет получили боеспособную команду.
В межсезонье я дважды, в мае и июле, ездила с сыном к себе на родину. Детской школе в Вожеге присвоили мое имя. Я встретилась с вологодским губернатором, он обещал всяческое содействие в организации февральских соревнований "Кубок малыша". Есть задумка провести бэби-спринт для детей детсадовского возраста: поставить их на лыжи и дать пройти сто — двести метров. Нужно тогда будет срочно ставить Максимку на лыжи, сделать вкатывание с ноября месяца.
Парень у меня растет очень активный. Когда ему будет девять лет, то он обязательно поучаствует в "Кубке малыша". Если у него будет желание, то я с радостью отдам его в биатлонную секцию. Наш вид спорта организует, это ответственность и дисциплина. А они никому еще не мешали. Надеюсь, еще не раз с вами увидимся. Я завершаю карьеру, но обещаю никогда не прощаться с биатлоном навсегда!".
Андрей КИРОШКО.
"Вечерний Мурманск".