Было вкусно
Этот бутерброд с килькой профессор Киселев на всю жизнь запомнил! Младшей дочке Томе восьмой год шел, и она, исполнительная первоклашка, выполняла домашнее задание к уроку труда: готовила закуску. Бутерброд.
Шли зимние каникулы, мама трудилась на работе, папа, как обычно, корпел над научными трудами. Словом, посоветоваться было не с кем. И тут просто нельзя не сказать, что деликатесов в начале советских пятидесятых в холодильниках простых семей не было. Да и банальные сейчас колбаса с сыром появлялись там только по редкому случаю. Холодильник Киселевых исключением, разумеется, не был.
Вот что делать? Ведь мало того, что бутерброд надо из чего-то приготовить, так еще и необходимо представить учительнице родительский отзыв о его, так сказать, дегустации.
Еще не известно, как бы маленькая Тамара выходила из этого непростого положения, если бы ей на глаза не попалась… банка любимой в народе кильки в томатном соусе. Голодный папа по случаю дегустации нежданно-негаданно появившейся закуски даже устроил небольшой перерыв. И тут же написал свой первый и единственный кулинарный отзыв: "Съел бутерброд с килькой. Было вкусно. Киселев".
Книжное население
Этот и другие не менее забавные факты из жизни патриарха мурманского краеведения Алексея Киселева войдут в автобиографическое издание, которое профессор истории уже готовит к печати под рабочим названием "Три грани жизни". Свое слово в папиной книге мемуаров впервые скажут дочери — Татьяна и Тамара. Ну и, конечно, издание, будет густо "населено" фотофактами — семейными карточками самого профессора и города-героя Мурманска, с которым тесно связана почти вся его жизнь.
Хлопоты по изданию по-своему уникальной книги взял на себя Мурманский государственный гуманитарный университет, бывший педагогический институт, в котором Алексей Алексеевич работает уже почти полвека.
Выпуск мемуаров будет приурочен к 85-летнему юбилею краеведа. Предполагается, что его презентация пройдет в день рождения Алексея Киселева — 18 октября, на научной конференции, посвященной, собственно, этой дате. Сейчас профессор истории возглавляет университетскую научно-исследовательскую лабораторию регионоведения. И, как обещает, в издание "Три грани жизни" войдут не только уже опубликованные и новые факты из его личной биографии, но и известные и неизвестные страницы из истории любимого города — Мурманска.
Особая свежесть
Книга, которая находится еще, так сказать, в пеленках, в чернильнице, уже обещает стать прелюбопытным изданием. Отчасти потому, что патриарх мурманского краеведения будет в ней предельно откровенен и даже собирается исправить ошибки или неточности в изложении исторических фактов, попавшие в другие труды. А отчасти потому, что исторические факты в книгах Киселева, кажется, просто не могут не вызывать неизменные интерес и любопытство!
Ну вот, например, мурманское Интернет-сообщество до сих пор активно обсуждает издание "Мурманск в истории улиц и площадей". В частности, факт о том, что идея создания знаменитых духов "Шанель № 5" родилась у их автора на берегу… Семеновского озера!
Как утверждают историки, истинный автор "Шанели № 5" — обрусевший француз, потомок наполеоновского солдата, попавшего в плен и осевшего в России, Эрнест Бо — служил в Мурманске!
Он слыл ведущим парфюмером русского дома "Ралле и Ко", создавшим за время своей карьеры несколько оригинальных ароматов. Причем это не помешало Эрнесту Бо в 1914 году уйти на фронт и, как рассказывают в мемуарах его современники, храбро воевать.
Однако после революции, в 1918 году, когда фабрика парфюмера была национализирована, он оказался в эмиграции, на родине предков, во Франции.
И вот тут коллизия: из Франции Эрнеста Бо уже как французского офицера снова отправили в Россию! В составе союзной миссии он и оказался на русском Севере — служил в Мурманске и Архангельске.
Вот что по этому поводу пишет Алексей Киселев: "Говорят, автор знаменитых духов "Шанель" Эрнест Бо в первую мировую войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах француз писал: "Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести "Шанель № 5".
Отвечаю, что я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за Полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы".
Знаменитые духи
Известно, что Архангельск расположен южнее Полярного круга. А стало быть, в своих мемуарах французский парфюмер пишет о Мурманске и озере, лежащем над портом, — Семеновском!
В Интернете, к слову, долго шутили над тем, что знаменитый автор "Шанели № 5", вдыхая северные ароматы, занимался, мягко говоря, не самыми типичными для парфюмера делами. Был одним из ведущих сотрудников разведки штаба Верховного командования союзных войск в Архангельске. И вместе с тем курировал Мудьюгский концентрационный лагерь, созданный интервентами в августе 1918 года в Архангельской губернии. Но вот поди ж ты — сумел запомнить свежий озерный мурманский аромат. И воспроизвести его.
После службы в Мурманске Бо вернулся во Францию и вновь занялся парфюмерией. Увлекся альдегидными ароматами, навеянными на берегу Семеновского озера, создал новые необычные духи и в конце концов продал их формулу Коко Шанель.
Духи стали знамениты на весь мир чуть ли не в одночасье. Так был увековечен аромат утреннего Семеновского озера во время полярного дня.
А эта красивая легенда стала известна в Мурманске только много десятков лет спустя — в 2007 году. Во многом благодаря краеведу Алексею Киселеву.
Анжелика КОВАЛЕВА.
К теме
Три грани жизни
профессора Киселева
Новому изданию дано рабочее название "Три грани жизни", потому что оно словно бы поделено хронологически на три части. Первая посвящена периоду, с собственно даты рождения Алексея Киселева — 18 октября 1926-го по 1956-й. Именно в этом году он окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. А до этого были учеба в Высшей партийной школе Ленинграда, работа в отделе пропаганды Мончегорского горкома, а еще раньше — на радио. Как-то замещал диктора, его стали по голосу узнавать!
Вторая грань жизни в книге — как бы карьерная: защита кандидатской и докторской диссертаций, работа, работа, работа. Этот период заканчивается 86-м годом, началом перестройки. И началом, так сказать, конца советской эпохи.
И наконец, третья, пожалуй, самая любопытная грань — период новейшей российской истории в жизни Мурманска и самого автора, правнуку которого уже идет пятый год. Говорят, вылитый Алексей Алексеевич!
#Выбор редакции