
Не часто увидишь серьезных вроде бы мужчин в пиджаках и галстуках, увлеченно разглядывающих в выставочной витрине игрушечные машинки и танки! А если еще добавить, что все эти мужчины — чекисты… То это может означать лишь одно — в мурманском центре художественных ремесел открылась традиционная февральская выставка, приуроченная к дню рождения Мурманского управления Федеральной службы госбезопасности.
К 91-му дню рождения выставка творческих работ и коллекций сотрудников и ветеранов Мурманского УФСБ открывается в третий раз. И это только на первый взгляд кажется, что серьезная и мужественная профессия не оставляет никаких шансов творчеству. Напротив! Число и участников, и экспонатов год от года только растет. Лично меня потрясли загородные пейзажи мурманского ветерана ФСБ Александра Карнова. Художника-самоучки. Говорит, все в семье по мужской линии — сплошь самодеятельные художники. Профессионалом стал только дядя, а остальные рисуют, так сказать, для души.
Первое свое полотно Александр Михайлович написал года в три, как водится — на обоях. За что, собственно, понес суровое наказание — оказался в углу. Но скажите, душа какого художника не страдает?!
Капитана первого ранга Александра Метелькова гости выставки называли не иначе как мурманским Айвазовским. И хотя он, человек скромный, от этого громкого сравнения пытался отнекиваться, похожесть ярких образов выдающегося феодосийского и пока известного только в узких кругах мурманского маринистов все же заставляла сравнивать! Несмотря на то, что Иван Константинович все больше рисовал южные моря, а Александр Николаевич — северные. В прошлом отходил по ним не одну "автономку" на боевых атомных подводных лодках. Потому, как признается сам, тема моря для него, пожалуй, самая родная, самая близкая. Но не единственная.
С морскими пейзажами на выставке мирно соседствует "сухопутный" триптих о Чечне, также кисти Метелькова. "Через Чечню прошли три поколения моей семьи, — рассказывает. — Отец, 19-летний пацан, в Великую Отечественную горел в танке в боях за Польшу, потом с ожогами попал в чеченский госпиталь. Я сам попал в Чечню в спецкомандировку одиннадцать лет назад, в 2000-м. Сейчас там служит мой сын, офицер. Не так давно съездил к нему в гости. И родился этот триптих. О потрясающей чеченской природе, о замечательных людях".
Модели спецтранспорта, картины, фотографии, куклы, вышивка, коллекции значков и ножей и даже… домотканые ковры — десятки этих экспонатов за три года существования традиции необычных выставок представили в уютном зале центра ремесел мурманские "эфэсбэшники". И как будто расстегнули на кителе пуговицу! По крайней мере энергетика на выставке — самая что ни на есть творческая. Возможно, еще и потому, что ее организатором, как, впрочем, многих подобных начинаний, стала общественная организация ветеранов и сотрудников органов госбезопасности некоммерческого фонда "Щит". Ее глава Геннадий Гурылев выставил в экспозиции необычную коллекцию сувенирных ножей. Признался, что страсть к их собирательству началась еще в детстве, с его первого перочинного ножика. А сейчас перочинных ножей в коллекции — более сотни! Кто-то из прекрасной половины посетителей заметил, разглядывая уникальные экспонаты, что оружием, оказывается, можно любоваться.
Да, чуть не забыла. О серьезных мужчинах в галстуках и игрушечных машинках. Хозяин "автопарка спецтранспорта" Александр Грищенко в шутку называет себя заведующим гаражом. Модели собирает почти 35 лет! В его "гараже" уже несколько сотен машин: легковые, грузовые, пожарные, кареты скорой помощи, танки… Рассказывают, сын Александра Ивановича по этому поводу только шутит: "Папа, наверное, в детстве не наигрался!".
К слову, свою коллекцию Александр Грищенко выставлял уже трижды. И каждый раз она пользовалась на выставке сумасшедшей популярностью!
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.
#Архив