Журналист "Вечерки" побывал в городе, где жили российский премьер и немецкие короли

Это город, где не любят английский язык и обожают оперу. Здесь пытались найти философский камень, а раскрыли секрет фарфора. Город, который во время бомбежек второй мировой был превращен в руины, а потом полностью восстановлен. Он видел Петра I и Карла XII, Мартина Лютера и Наполеона. Великолепный Дрезден, в котором мне удалось побывать этим летом.
Российский премьер -
любимец
немецких экскурсоводов
До путешествия в Восточную Германию я считала, что Дрезден знаменит во всем мире своей картинной галереей, где хранятся "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Шоколадница" Лиотара. В столице Саксонии выяснилось, что, похоже, главным в истории города стало пребывание здесь председателя российского правительства Владимира Путина. Порой даже кажется, что любовь немецких экскурсоводов к нашему премьеру иногда превосходит все разумные пределы.
- Владимир Путин работал в Дрездене с 1985 по 1990 год, — с благоговейным придыханием рассказывает нам пожилая немка. — Здесь родилась его вторая и любимая дочь. Чета Путиных занимала трехкомнатную квартиру в блочном доме, недалеко от леса.
Потом нам рассказали, сколько зарабатывал наш будущий премьер-министр в Германии, как друг купил ему в Бонне музыкальный центр, о котором семья Путиных давно мечтала, и как они с женой копили на автомобиль. Хорошо, что Владимир Владимирович был разведчиком и чем именно он занимался в Дрездене — до сих пор государственная тайна, а то, боюсь, на экскурсии времени на рассказ о других исторических личностях, живших в Дрездене, просто не хватило бы.
Король и фаворитка

Для меня Дрезден навсегда останется городом короля Августа Сильного и его фаворитки графини Анны Козель. История их трагической любви накрепко переплелась с этим городом. Дело было в XVII веке, когда в Европе правители являлись абсолютными властелинами душ и тел своих подданных. Время придворных интриг и великих войн. Такой была эпоха, когда Анна Козель, ослепленная любовью, стала почти королевой. Девушка из обычной дворянской семьи, она сначала была женой одного из министров Августа Сильного. Он скрывал ее в деревне, ведь король был известным донжуаном, а красоты Анна была выдающейся. Она отличалась не только внешностью, но и незаурядным умом и силой характера. Министр имел несчастье на пиру, будучи пьяным, похвастаться женой и получил немедленный приказ доставить ее ко двору. Король влюбился в Анну с первого взгляда, она тоже не осталась к нему равнодушной, тем более что замуж ее выдали без любви. Август отличался высоким ростом и прямо-таки богатырской силой, за что и получил свое прозвище. Двумя пальцами он, не напрягаясь, мог согнуть монету. И еще он умел быть галантным кавалером. Но Анна поставила условие: любовницей она не будет — только женой.
Дворцы, видевшие
любовь и измену
Но пока королева была жива, Август мог дать Анне лишь письменное обещание жениться на ней после смерти законной супруги. Эта бумага стала роковой в судьбе графини Козель. Их роман с Августом продолжался восемь лет. Она родила королю двоих детей, которых он признал. А еще король построил для своей любимой дворец четырех времен года, где были специальные покои для зимы, весны, лета и осени (сейчас в этом здании фешенебельная гостиница — один из любимых туристами объектов). Но Анна имела слишком большое влияние на короля, и это не нравилось придворным. Они дождались подходящего момента, когда король несколько охладел к графине Козель, и подсунули ему глупую смазливую польку, а потом усиленно стали внушать, что Анна непременно отомстит ему и его новой пассии. Графиня, действительно, никогда не расставалась с пистолетом. Узнав об интрижке короля, она пыталась встретиться с ним, но ей помешали. Потом король, увлеченный другой, потребовал у Анны вернуть бумагу с обещанием жениться на ней. Но гордая женщина отказалась. Тогда ее заточили в крепость Стольпен, где она провела сорок девять лет, пережив и Августа Сильного, и его сына. Застенки, в которых Анна провела почти полвека, тоже сохранились до наших дней.
Недалеко от дворца четырех времен года находится дворец графов Козель. Между прочим, дети графини проявили редкое жестокосердие. Никто из них ни разу не приехал проведать мать. Вероятно, они боялись немилости короля.
Но, конечно, оба эти дворца уступают в красоте и роскоши королевской резиденции — Цвингеру, который строили несколько поколений саксонских королей. На его территории, как и в Версале, бьют фонтаны. Солнечные лучи играют в брызгах и переливаются всеми оттенками золота на Павильоне колокольчиков (здесь когда-то хранилась коллекция фарфоровых колокольчиков, которую собирал один из немецких королей).
Памятник шуту

Новейшая история Дрездена прежде всего связана со второй мировой войной. Если вы попытаетесь объясниться с местными жителями по-английски, они, скорее всего, сделают вид, что не понимают вас, хотя большинство из них неплохо говорит на языке Шекспира. Зато многие дрезденцы, особенно те, кому перевалило за сорок, охотно ответят вам на русском. До сих пор на улицах Дрездена можно увидеть ресторанчики с двойными вывесками — на русском и на немецком, а на уличной рекламе можно увидеть заголовок "Еда".
Восточные немцы так и не простили американцам и англичанам бомбежек, которые превратили Дрезден в руины. Союзники старались нанести городу как можно больший урон, зная, что тот отойдет под протекторат СССР. В феврале 1945 года они уничтожили знаменитую Фрауэнкирхе — церковь Богоматери — самый большой в мире протестантский собор из песчаника. Он был построен в середине XVIII века на одной из центральных площадей Дрездена, и его называли душой города. После бомбежки от "души" осталось шестьсот кубометров обломков. Церковь начали восстанавливать после объединения Германии. Энтузиастов возглавил трубач Людвиг Гюттлер. Церковь открыли в 2005 году на два года раньше запланированного. Интересно, что ее шпиль украшает глобус, сделанный сыном одного из летчиков, бомбивших церковь Богоматери. Он стал скульптором. Глобус привезли в Дрезден посланцы английской королевы.
В Дрездене причудливо переплетаются различные эпохи. На здании в стиле барокко можно увидеть табличку, сохранившуюся с войны, — "Проверено. Мин нет. Сапер …". Ничем не примечательная брусчатка вдруг сверкнет изготовленной из металла буквой “N”. Здесь любил стоять император Наполеон, когда принимал парады. В сквере на террасе Брюля играет на бандуре и поет жалостливые песни настоящий казак с чубом. Тут же куда-то спешат на велосипедах банковские работники в солидных костюмах с неумолкающими мобильниками.
Время научило дрезденцев относиться ко всему с юмором. Недаром они очень любят памятник шуту Августа Сильного — Фрелиху. Маленький человечек, едущий на тележке, запряженной свиньями. Единственный, кому разрешалось говорить правду королю. Его окружают статуэтки кабана, обезьяны, совы, мышки. Дрезденцы свято верят, что достаточно потереть одну из них, и ты получишь то, чего тебе не хватает: денег — от мышки и кабана, ума — от совы, любви — от обезьяны. И каждое утро для многих жителей Дрездена начинается именно с Фрелиха.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
Фото автора.
#Архив