Новая ценность XXI века -отсутствие информации?
Во имя борьбы с экстремизмом то и дело предпринимаются разнообразные попытки взять под контроль изменчивый мир — слежка за IP-адресами компьютеров, геолокация или банки данных ДНК. Но, делясь частью своей свободы ради безопасности, мы все чаще попадаем под прицел "большого брата". Насколько оправданы эти меры и кто в данный момент следит за нами?
Сдай пальчик -там зайчик

Еще с 1999 года у российских граждан появилась возможность пройти добровольную дактилоскопию, но очередей не видно до сих пор. Милиция хоть и вяло, но пытается агитировать: отпечатки пальцев могут пригодиться для розыска пропавших без вести, быстрого возврата утерянных документов и помощи следствию. В крайнем случае "пальчики" можно отозвать обратно — после соответствующего заявления отпечатки должны исчезнуть из базы данных за месяц. Теоретически.
Дактилоскопические данные ценны не только для госслужб, но и для бизнеса. В Краснодаре недавно презентовали платежный терминал, идентифицирующий клиента по отпечатку пальца. Достаточно зарегистрироваться один раз и уже не надо вводить данные о себе: система получит всю информацию при одном прикосновении. А компания "Intel" разрабатывает еще более хитроумные торговые автоматы со сканерами: они будут запрашивать информацию о каждом конкретном покупателе и предлагать ему именно те товары, в которых он потенциально заинтересован. Теперь футуристические биллборды из фильма "Особое мнение", реагирующие на взгляд, уже не кажутся такой уж далекой фантастикой.
Самая же заветная мечта правоохранителей — единые базы данных с образцами ДНК всех граждан страны: подобрал на месте преступления волосок и в тот же день знаешь имя злодея. Подобные системы в мире давно существуют: самая крупная из них — Национальная база Великобритании, существующая уже 15 лет и содержащая 2,7 миллиона проб ДНК заключенных преступников и подозреваемых. Эта информация позволяет британцам куда эффективнее раскрывать кражи, грабежи и угоны. Национальная база данных по генетической информации США пока содержит лишь генотипы особо опасных преступников. А вот в малонаселенной Исландии каждая ДНК на счету — в местном банке данных собраны генные образцы всех жителей страны.
Еще одно обширное поле для деятельности "большого брата" — так называемые генные анализы. Уже в 15 европейских странах действует закон о генетической дискриминации — работодателям запрещают изучать гены кандидатов и "браковать" работников по результатам анализа. А желающих немало. Ведь генный анализ выявляет не только предрасположенность к тяжелым заболеваниям (кому хочется выплачивать страховку и больничные?), но и личные качества человека: стрессоустойчивость, склонность к агрессии, к алкоголизму и другое. В России подобные анализы хотя и не пользуются популярностью, но законодательно не запрещены. А значит, любой работодатель теоретически может отправить работника на проверку.
Преступность
айпикнуть не успеет
Если не оставлять физических следов в реальности — задача достаточно тяжелая, то в виртуальном мире можно чувствовать себя относительно свободно. Но неизвестно, долго ли это продлится — отдельные политики во всем мире ратуют за отмену анонимности в Интернете. Тщательная слежка за действиями пользователей, по их мнению, — важный шаг на пути к безопасному обществу. Ведь Сетью ежедневно пользуются преступники, экстремисты и бунтари всех мастей.
Но неуловимость в Сети — тема скользкая. Ведь идентификация пользователей по IP-адресам существует и так. И по запросу правоохранительных органов можно получить достаточно подробную информацию о любом пользователе — подобные услуги американским спецслужбам, например, предоставляет "Google". И даже если всем юзерам присвоят идентификационные номера, хакеры-профессионалы смогут сохранить анонимность и в этих условиях. А вот простым гражданам придется нелегко: базы данных рано или поздно утекут на черный рынок, где за приличную сумму любой желающий сможет оказаться в курсе всех ваших операций в Интернете, в том числе и платежных. Кроме того, и в Сети есть свои "международные границы" — доменные зоны. И если уж заводить онлайн-паспорт, рано или поздно встанет вопрос о виртуальной "загранке", позволяющей посещать сайты других государств.
На заре Интернета все загорелись идеей анонимности, теперь маятник сдвинулся в обратную сторону — стало интересно разоблачать. На вопрос: "Доводилось ли вам читать sms-сообщения или почту своей половины без его (ее) ведома?" — по данным социологов, положительно ответил каждый пятый россиянин. Сеть пестрит программами и сервисами, позволяющими взламывать электронную почту, аккаунты в социальных сетях и изучать текстовое содержимое мобильных телефонов. Довольно скептично к тайне переписки относятся и власти. Большую шумиху вызвало дело фотожурналиста Юрия Иващенко, в августе 2009 года задержанного на границе Абхазии с Россией. В поисках "экстремистской информации" сотрудники Сочинской таможни изъяли у него ноутбук и скопировали находящиеся в нем файлы для дальнейшего изучения. Районный суд, как ни странно, признал действия таможенников законными. Также в прошлом году вступил в силу приказ Минкомсвязи РФ № 65, позволяющий силовикам вскрывать для проверки письма и бандероли, а также получать доступ к информации о почтовых переводах и адресах россиян.
Скажи мне, кто ты,
и я скажу, где ты
Еще одна "фишка" двадцать первого века — геолокация, определение географического положения компьютера или мобильного устройства, находящегося в Сети. С одной стороны, геолокация — бесценная находка для туристов: можно отправить запрос в Интернет по wi-fi и через пять минут быть в курсе ближайших музеев и закусочных. С другой — уже сейчас можно определить, в каком городе находится тот или иной Интернет-пользователь. Кому-то это может показаться безобидным, а кого-то заставит поежиться. Геолокацией могут воспользоваться и корыстные предприниматели, применяя индивидуальные маркетинговые стратегии к разным городам, меняя объем скидок в зависимости от уровня конкуренции.
Отдельная тема для дискуссий — виртуальные карты вроде "Google Maps" и "Street View", на которых можно видеть города и улицы в режиме реального времени. То с их помощью полиция ловит злоумышленников, посмотрев снимки с веб-камеры, то, наоборот, преступники разрабатывают планы ограбления. Помимо криминала есть и другой спорный момент: корректно ли фиксировать частную жизнь людей? Уже через сутки после запуска проекта "Google Street View" в Британии часть фотографий с сайта пришлось убрать — несколько взволнованных жителей потребовали удалить компрометирующие их снимки.
Дарья ВАРЛАМОВА,
"Известия".
P. S. "Большой брат", в чем бы он ни выражался — в государственном контроле или происках вездесущих маркетологов, ловит современного человека на двух слабостях — любви к самовыражению и стремлении упростить себе жизнь. Миллионы людей ежедневно выкладывают личную информацию в Интернете — в блогах и социальных сетях. Вечно торопящиеся жители мегаполиса рады сократить время, потраченное на бытовые операции, даже если для этого придется впустить в свою жизнь сканер или вживить чип. Сегодняшнее общество — общество индивидуалистов, привыкших к тому, что за ними наблюдают.
И если главной ценностью нашей эпохи все еще считается информация, то валютой следующей, возможно, станет неизвестность.
Коллаж Ирины ЛИНОВОЙ.
Мнение
Правозащитник
Алексей Навальный:
- Границу между государственной безопасностью и свободой частного лица провести сложно. Один из индикаторов — сам объект воздействия. Потому что одно дело — когда в процессе следствия прослушиваются разговоры подозреваемых. А другое — например, ситуация с законом, по которому мобильные операторы и Интернет-провайдеры обязаны предоставлять необходимую информацию ФСБ. Сам провайдер не может проконтролировать, какие именно данные извлекают сотрудники спецслужб. А потом все эти базы данных продаются-покупаются, и происходит утечка информации. Так что такие операции должны происходить только после решения суда и под его контролем. Теоретически это правило существует и сейчас, но на практике оно, увы, не работает.
К теме
Директор Института проблем глобализации
Борис Кагарлицкий:
- Действительно, есть общемировая тенденция к ужесточению контроля государства над частными лицами, иначе мы не поднимали бы этот вопрос. Другое дело, что все эти организации, накапливающие информацию, рискуют захлебнуться в ней. Ведь главная проблема все-таки не в сборе данных, а в их аналитической обработке, без которой никакие поисковые программы не помогут. А обработка требует огромных ресурсов. С другой стороны, этот контроль — даже менее эффективный, чем изначально планировалось, — будет, конечно, крайне неприятен для индивида. Но "большой брат" у нас теперь не один — это и государство, и корпорации, и частные лица, так что "братья" будут следить не только за нами, но и друг за другом.
#Архив