или Загадочная резолюция Мурманского управления ФАС
Не так давно премьер-министр РФ Владимир Путин заглянул в один из столичных супермаркетов и был поражен, увидев, какие торговые наценки там установлены. "Трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов, это перебор", — поделился своими впечатлениями от визита премьер-министр. Во что в конечном итоге выльется это заявление главы правительства, пока неизвестно. Но, похоже, за тех, кто любит накручивать ценники, власть намерена взяться всерьез.
Наценка — от 150 и выше...
В связи с этим нелишне, наверное, будет упомянуть о том, что есть в Мурманской области предприятие, торговая наценка в котором на некоторую продукцию составляет не то что 70, а все 100 и более процентов. И известно это совершенно точно, поскольку берет на реализацию данную продукцию эта организация не у перекупщиков, а напрямую у производителей. Речь идет об открытом акционерном обществе "Мурманское агентство по распространению печатных изданий", или сокращенно ОАО "МАРПИ". А продукцией, на которую делается такая наценка, как вы понимаете, являются мурманские газеты.
Простой пример: отпускная цена газеты "Полярная правда" за четверг ("толстушка") — 7 рублей. Именно по этой цене МАРПИ закупает газеты у редакции. А в киосках самого МАРПИ та же "толстушка" продается уже по цене 18 рублей. Отпускная цена субботнего выпуска "Мурманского вестника" (с телепрограммой) — 5 рублей 70 копеек. В киосках МАРПИ эта же газета продается по цене 16 рублей. Отпускная цена субботнего 16-полосного номера "Вечернего Мурманска" — 4 рубля 7 копеек. А реализует эту же газету МАРПИ уже по 11 рублей 70 копеек. То есть торговая наценка составляет от 150 до почти 200 процентов.
Заметьте, в отпускную цену редакций вложены стоимость бумаги (поверьте, она сейчас очень дорогая), услуги типографии (тоже недешевые), оплата работы сотрудников редакции (к сожалению, экономить приходится именно на этом). А МАРПИ берет себе в полтора-два раза больше только за то, что продает готовый продукт.
Но самое печальное, что деваться от МАРПИ нам некуда. Есть в регионе и другие организации, которые занимаются распространением печатной продукции, но они по своим масштабам даже близко несопоставимы с МАРПИ. Уже давно установлено и доказано, что МАРПИ занимает доминирующее положение на данном рынке (к слову, ОАО официально внесено в реестр монополистов). И, как монополист, может диктовать свои условия. Что и делает.
Юридически на монополистов у нас в стране имеется управа — Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая имеет свое управление и в Мурманской области (Мурманское УФАС). А вот на практике пользы от деятельности данного управления, по крайней мере для нас, газетчиков, пока не видно никакой. Самый свежий пример: в январе 2009 года в адрес Мурманского УФАС поступили обращения правления Мурманской областной организации "Союз журналистов России" и редакции газеты "Мончегорский рабочий" по вопросу установления ОАО МАРПИ монопольно высоких цен на печатные издания. Управление провело анализ и сделало свои выводы, о которых руководитель управления Нина Назаркина рассказала корреспонденту одного из электронных (что очень показательно!) мурманских СМИ. И эти выводы поразили нас, газетчиков, пожалуй, даже сильнее, чем Владимира Путина ценники в супермаркете.
Самое простое решение
Работа чиновника тем и хороша, что ее результат, скажем так, растянут во времени. Токарь вам представит к концу рабочей смены выточенную деталь, слесарь-сантехник — отремонтированный санузел. А что может представить чиновник? По сути — ничего. Но, с другой стороны, когда проходит довольно много времени, а эффекта от работы того или иного госоргана не наблюдается, начинают возникать вопросы. Например, такой: почему в Мурманской области стоимость бензина на автозаправках одна из самых высоких на Северо-Западе РФ? Или еще: почему в Мурманской области так дорого стоят жилищно-коммунальные услуги? Или такой: почему цены на печатную продукцию в нашем регионе так резко отличаются от средних по России? Все эти вопросы связаны с деятельностью естественных монополий. И ответы на них должно давать наше антимонопольное ведомство. Про один из таких ответов мы вам сейчас как раз и расскажем.
Итак, что же раскопали наши анимонопольщики в действиях ОАО "МАРПИ"? "Управлением ФАС по Мурманской области в результате проведенного сравнительного анализа цен на печатную продукцию установлен факт увеличения ОАО "МАРПИ" розничной стоимости газет и журналов в январе 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года на 39 процентов". Основная причина, как считают в УФАС, заключается в том, что "с 1 января 2009 года ОАО "МАРПИ" перешло на общий режим налогообложения, что повлекло за собой обязанность уплаты налога на добавленную стоимость от 10 до 18 процентов, налога на имущество и налога на прибыль в размере 20 процентов".
Вот на этом моменте сразу остановимся поподробнее. Общеизвестно, что как только у монополиста возникают проблемы, он всегда решает их одним и тем же способом: повышает цены на свои услуги. Ему не надо повышать эффективность своей работы, урезать расходы. Зачем? Ведь есть более простое решение. Для которого, кстати, монополист всегда найдет оправдание.
Однако как раз для таких случаев и существует ФАС: именно антимонопольщики должны указать монополисту на необходимость сокращения собственных издержек. Вот только, судя по всему, Мурманское УФАС внутренние резервы МАРПИ не заинтересовали. По крайней мере, из ответа управления такой интерес никак не просматривается.
Хотя на самом деле возможностей для оптимизации производства у МАРПИ были. Оно даже могло сохранить свои налоговые льготы. При желании. Суть вопроса в следующем: с начала 2009 года всевозможные налоговые скидки, которыми ранее пользовалось МАРПИ, распространяются только на предприятия, общая численность занятых на которых не превышает 100 человек. В принципе у агентства была возможность разделиться на две-три более мелкие организации, чтобы соответствовать этому условию и сохранить льготы, что, надо отметить, и было сделано их коллегами в некоторых регионах страны. Но у нас решили пойти другим путем и просто взвинтили цены на печатную продукцию.
И самое удивительное, что УФАС с этим попросту соглашается! В ответе управления так и сказано: "Увеличение розничной цены реализации печатных изданий в сравнении с ранее действовавшей обусловлено увеличением затрат в связи с переходом предприятия с января 2009 года на общий режим налогообложения".
К слову, и на этом выводе тоже можно остановиться поподробнее. Как известно, МАРПИ помимо газет и журналов торгует разнообразными сопутствующими товарами. В частности, например, канцелярскими принадлежностями, прохладительными напитками, минеральной водой и т. д. Если следовать логике УФАС, с 1 января торговые наценки в МАРПИ на ту же минералку должны были быть резко увеличены: ведь расходы у предприятия выросли "в связи с переходом на общий режим налогообложения". Однако этого не произошло. Почему? Потому что продавцов подобным товаром у нас навалом, конкуренция здесь жесткая, особенно не забалуешь. А вот на печатную продукцию МАРПИ наценки подняло, и резко. Потому что здесь конкурентов у него практически нет.
Отсюда следует простой вывод: предприятие пытается решить свои проблемы за счет увеличения цен на тот товар, в торговле которым оно является монополистом. Это настолько очевидно, что даже в особых комментариях не нуждается. Однако УФАС данный факт почему-то проглядело.
Газеты и особенно — журналы
Руководитель Мурманского УФАС Нина Назаркина сообщает, что доход МАРПИ за I квартал 2009 года по сравнению с I кварталом 2008 года снизился на 12,3 процента. К тому же произошло снижение объемов продаж газет на 37 процентов, журналов — на 57 процентов. Звучит как оправдание ценовой политики агентства. Однако давайте разберемся, где тут причина, а где следствие.
Ведь события развивались так: сначала МАРПИ резко взвинтило цены, после чего у него сразу упали объемы продаж и следом — снизился доход. Иными словами, монополист отчасти расплатился за собственное резкое повышение цен. И в падении своих доходов сам же и виноват. И мы легко можем это доказать.
Обратите внимание на тот факт, что продажи газет упали на 37 процентов, а журналов — сразу на 57. В чем дело? Выше уже говорилось, что помимо МАРПИ у нас есть и другие распространители печатных изданий. Чаще всего это мелкие предприниматели, имеющие по одной-две торговые точки, расположенные на рынках или в торговых центрах. Есть еще отделы с газетно-журнальной продукцией (где также представлены в основном центральные СМИ) в крупных гипермаркетах, например в "О,кее". Так сложилось, что эти рапространители, к сожалению, практически не работают с местными мурманскими газетами, а торгуют федеральными изданиями, в основном журналами.
Так что как раз, скажем так, на "журнальном рынке" у нас имеется, пусть небольшая, но конкуренция. Так вот: после того как МАРПИ взвинтило цены, часть покупателей журналов наверняка плавно перетекла к другим продавцам. Что и неудивительно: у частников, к примеру, в газетном ларьке, расположенном в Мурманске в торговом центре "Моисей" или в том же "О,кее", цены на некоторые журналы в 1,5-2 раза ниже, чем в киосках МАРПИ. К примеру, журналы "Биография" и "Интервью" в МАРПИ продают за 105-115 рублей. А у частника их можно купить за 40-45 рублей. Но особенно бросается в глаза разница в ценах на популярные сейчас, скажем так, "компьютерные" журналы. Сравнивайте: в МАРПИ свежий номер журнала "Игромания" стоит 520 рублей, "Лучшие компьютерные игры" — 530 рублей. Те же журналы в киоске, принадлежащем частному предпринимателю, можно купить за 240 рублей. Аналогичная ситуация практически по всему ассортименту печатной продукции.
Вы спросите, почему с такой разницей в ценах МАРПИ до сих пор не разорилось? Ответим: потому что торговых точек у агентства в десятки раз больше, чем у конкурентов. И про то, что распространением журналов и газет у нас в области помимо МАРПИ еще кто-то занимается, далеко не все знают.
По идее все эти данные о ценах на журналы у разных распространителей должны были бы привести в своих выводах представители УФАС. Ведь сравнение цен на услуги монополиста и его конкурентов — это непосредственная обязанность антимонопольного ведомства. Однако, судя по всему, этот анализ в Мурманском УФАС проводить не стали.
На пустом месте
А еще в своем ответе руководитель УФАС сообщает: "Сопоставимый товарный рынок для деятельности ОАО "МАРПИ" не установлен". Действительно, сопоставимый товарный рынок для деятельности ОАО МАРПИ в Мурманской области обнаружить сложно. Потому что МАРПИ здесь является монополистом по продаже печатных изданий. Хотя мы уже показали, что и другие распространители у нас все-таки имеются. И цены у них значительно ниже.
Но в любом случае можно еще сравнить наценки МАРПИ с наценками аналогичных агентств, работающих в других регионах. Где этот анализ? О нем забыли упомянуть, или он не проводился? А если не проводился, то почему? Но на всякий случай сообщаем УФАС: в других регионах цены на печатную продукцию у распространителей значительно ниже, чем у нашего МАРПИ.
К примеру, цены на тот же журнал "Биография" в Санкт-Петербурге, Вологде, Тамбове, Архангельске колеблются от 44 до 68 рублей, а "Игромания" и "Лучшие компьютерные игры" в тех же городах продаются в диапазоне цен от 175 до 225 рублей за номер.
Что же касается местных газет, то, скажем, в соседней Карелии между редакциями и продавцами действует соглашение: наценка — 50 процентов. То есть если газета в редакции стоит 4 рубля, то в рознице она продается за 6. И не больше.
То есть мы повсюду видим свидетельства того, что ситуация на рынке распространения печатных изданий в Мурманской области — ненормальная. К слову, для того чтобы установить все вышеперечисленные факты, нам, журналистам, потребовалось всего несколько часов.
Мурманское УФАС готовило свой анализ примерно 5 месяцев. И каков же общий вывод? "Сумму необходимых для реализации газет и журналов через торговую сеть расходов и прибыли цены ОАО "МАРПИ" не превышают".
Специально для мурманских антимонопольщиков сообщаем: монополист тем и отличается от прочих участников рынка, что может установить для себя ЛЮБУЮ "сумму необходимых расходов и прибыли". Монополист, к примеру, может установить любые зарплаты для своих работников и заявить, что это — "производственная необходимость". Или установить торговую наценку 150 процентов. Или придумать еще что-нибудь. Причем баланс расходов и доходов у него при этом будет в полном порядке. Ведь монополист живет по несколько иным экономическим законам, нежели обычные предприятия и организации. Причем самое интересное, что руководитель Мурманского УФАС в том же ответе заявляет следующее: "Методика расчета розничной цены на печатную продукцию отсутствует, и ее разработка не предусмотрена нормативно-правовыми актами". На основании чего тогда в управлении решили, что "сумму необходимых для реализации газет и журналов через торговую сеть расходов и прибыли цены ОАО "МАРПИ" не превышают"? Ни методики нет, ни нормативно-правовых актов. То есть заключение сделано на пустом месте. Впрочем, особенно удивляться тут нечему: насколько тщательным был проведенный УФАС анализ, настолько же логичным оказался и окончательный вывод.
И еще один любопытный нюанс. УФАС установило, что МАРПИ применяет разные наценки для разных изданий. Но и тут антимонопольщики нашли несколько небесспорных оправданий для монополиста. Но одно из них весьма примечательно: "Анализ... показал, что газеты "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Мурманский вестник", "Полярная правда", "Вечерний Мурманск" и "Мончегорский рабочий"... не являются одним товаром (то есть не газеты, что ли? — Прим. ред.) и не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемая продукция". Иными словами, по мнению антимонопольщиков, если человек пришел к газетному ларьку за одной газетой, а ее нет, то он никогда и ни за что не купит взамен другую газету. Поэтому разные торговые наценки для разных изданий применять можно. Что называется, приехали.
Дмитрий ПЕТУХОВ.
Коллаж Татьяны ЧЕРЕДЕЕВОЙ.
#Архив