Состоялась первая конференция приемных родителей

В последнее время, словно эпидемия жестокости, прокатилась череда случаев жестокого обращения с приемными детьми. На государственном уровне рассматривают вопрос о необходимости создания своего рода школы для приемных родителей, в которой потенциальные усыновители проходили бы педагогическую и психологическую подготовку. Но то, что сегодня предлагают государственные мужи в качестве идеи, уже давно существует и эффективно работает в Мурманске: и обязательное обучение кандидатов в приемные родители, и дальнейший постоянный контакт с ними. Более того, недавно в Мурманске состоялась первая конференция приемных родителей.
Трудное счастье
В Мурманской области на сегодняшний день действуют 53 приемные семьи, в них воспитываются 73 ребенка: 28 мальчиков и 45 девочек. При этом приемных родителей всего 63 человека. Так как подарить счастье семейной жизни малышу могут и одинокие люди. Их одиночество заканчивается в тот момент, когда порог дома переступает детская нога…
В некоторых семьях воспитываются двое, а то и трое приемных детей. Многие при этом имеют своих, кровных детей. Вот и получается, что каждая четвертая приемная семья многодетная.
- Впервые программа "Приемная семья" появилась в Мурманске в 2003 году. В первый год таких семей было всего две, — вспоминает Ирина Перешивайлова, заместитель начальника отдела охраны прав несовершеннолетних администрации города Мурманска. — В 2004 году таких семей стало 3, а в 2008 — уже 47! Надеемся, что эта тенденция сохранится и в будущем. Да, с приходом ребенка из детского дома у вас появляется много тревог, хлопот и волнений. Но ведь и радости, счастья в доме становится больше! Когда человек, решивший взять ребенка, впервые приходит к нам, он чувствует себя не очень уверенно, бывает скован и напряжен. А потом вдруг встречаю его идущего по коридору, а у него глаза светятся от счастья! Потому что только что он был в детском доме и встретил там "своего" ребенка. Потому что они с малышом нашли друг друга. И вот ради этих счастливых глаз взрослых и детей и надо работать. Наша цель состоит не в том, чтобы как можно больше ребят передать в приемные семьи или на усыновление. А в том, чтобы найти ту семью, которая станет по-настоящему родной. Для того чтобы это произошло, трудится целая команда: психологи, педагоги, социальные работники. Очень важно, чтобы не было вторичного сиротства. И чтобы в новой семье у ребенка были не только игрушки и еда, но и самое главное — чувство защищенности и ощущение того, что его любят. И будут любить всегда…
К сожалению, ситуация в целом по России катастрофическая: каждого четвертого ребенка возвращают в детский дом или приют. Психологи констатируют, что такое двойное предательство настолько губительно для детской психики, что может оставить тяжелый след на всю жизнь.
- В Мурманске всего дважды нам пришлось разрывать договор с приемными семьями, — говорит Светлана Руднева, начальник отдела охраны прав несовершеннолетних и содержания воспитанников в интернатных учреждениях. — Но за последние годы подобных ЧП у нас не происходило.
И мы с ней, не сговариваясь, одновременно суеверно постучали по деревянной скамейке в холле Центра психолого-педагогической коррекции.
Проверка на профпригодность
Из 58 тысяч юных мурманчан 1900 — сироты. Причем подавляющее большинство — социальные сироты. У них есть либо кто-то из родителей (а то и оба), либо другие родственники. И приемных родителей на конференции волновал вопрос: вот вырастут их ребятишки, выучатся, пойдут работать, а потом раз — и появится откуда ни возьмись горе-папашка или мамашка да и подаст на алименты. Ведь по Семейному кодексу алименты выплачиваются не только родителями на содержание детей. Но и повзрослевшие дети обязаны содержать постаревших родителей. В противном случае они имеют право потребовать выплаты алиментов через суд.
- Нет-нет, ведь биологические родители ваших детей лишены родительских прав, — успокоила собравшихся Елена Леонидовна Полиектова, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Октябрьского округа. — Так что потребовать выплаты алиментов они не смогут.
Вопросов для совместного обсуждения у присутствующих было много. Ведь родительский опыт большинства мурманских приемных семей невелик: "ветеранский" стаж 4 года имеют лишь две семьи. Их детям уже исполнилось по 18 лет, они поступили в высшие учебные заведения. Но хотя официально приемная семья существует до достижения ребенком этого возраста, фактически, конечно же, эти родственные узы — на всю жизнь.
Охотнее всего и на усыновление, и в приемную семью берут совсем маленьких детишек, до года. Но, по счастью, среди мурманских семей немало таких, кто не боится трудностей и готов принять ребят постарше: двадцать мальчишек и девчонок из приемных семей уже посещают школу, а первого сентября за парты сядут еще двенадцать. Двадцать два приемных малыша ходят в детский сад. Но когда в своем выступлении Антонина Леонидовна Климова, депутат городского Совета депутатов и заведующая детсадом № 78, сказала о том, что воспитателей и вообще коллектив детских садов в таком случае надо ставить в известность, среди родителей поднялся возмущенный ропот. Причину этого я узнала во время перерыва. Оказывается, посещение детских садов порой бывает весьма травматичным для детей.
- Каждый раз, в случае любой шалости дочки воспитатель говорила мне: "Это у нее гены плохие!", — чуть ли не со слезами рассказывала одна из мам. — Как ни приду в сад, моя девочка во время прогулки сидит одна в луже или грязи. И играет себе тихонько какими-то щепками. А воспитательницы рядом стоят, смотрят равнодушно. И то, что ребенок промокнет и простудится, их совершенно не волнует. К тому же о том, что дочка приемная, они рассказали не только всем родителям, но даже другим детям! В результате я постоянно ловила на себе недобрые взгляды. Но мои переживания ничто по сравнению с дочкиными: с ней никто не играл, обзывали подкидышем, оскорбляли. Каждый раз, как в садик идти, ребенок в слезы. Так что я ее забрала оттуда, теперь дома сидим. То есть не сидим, конечно же: в музыкальную школу ходим, в театры, на выставки. На будущий год в первый класс поведу. Надеюсь, что в школе учителя будут относиться по-другому. А девочка у меня золотая! Умненькая, добрая, помощница. Балуется иногда, конечно же, — как все дети. У меня ведь уже трое своих было, когда мы решили взять ребенка из детдома.
Мои старшие дети, кстати, сами и решили. А я с ними согласилась. Теперь вот все вместе растим. Скучать не дает никому, это уж точно. А вчера, представляете, вдруг встала передо мной на колени и говорит: "Я вам столько хлопот доставляю, простите меня. Я вас очень люблю"…
Недоброе отношение
Похожую горькую историю услышала я и от другой мамы:
- Я уже и к заведующей ходила, и в другую группу ребенка переводила, а все равно отношение как было, так и есть недоброе. Причем оно сразу сложилось, в первый день. Мы как пришли, первый вопрос: "Вы кем ей приходитесь?". Фамилии ведь у нас разные. Я тихонько пыталась сказать: не надо при всех, давайте я вам наедине все объясню. Да куда там! Громогласно надо было выяснить, при других родителях, что ребенок у меня не родной: чтобы все слышали, знали и обсуждали потом. В садик идет каждый раз со слезами.
Особенно обижал один мальчик, постоянно твердил: "Ты плохая, без тебя было лучше". Видимо, дома частенько по поводу меня и дочки судачили, вот ребенок и приходил с таким отношением. Перевели в другую группу, но и там ситуация не лучше. А не водить в сад я не могу, мне работать надо. Никак не могу понять: откуда в людях столько жестокости? И ведь по отношению к кому — к ребенку, который столько горя уже успел пережить. За что?
Ну что тут ответишь? Воспитатель, способный обидеть безответного малыша, тем более такого "подранка", не менее жуткое явление, чем сотрудник милиции, расстреливающий тех, кого он должен охранять. Ведь душевные раны оставляют порой еще более тяжкие последствия, чем физические.
"Быть ребенком не должно быть больно" — эти слова можно было бы сделать девизом проводимой конференции. А чтобы они воплотились в реальность, недостаточно усилий даже такой сплоченной команды специалистов и приемных родителей. Необходимо неравнодушное отношение всех нас, вне зависимости от профессии и занимаемой должности.
Ирина МАКСИМОВА.
#Архив