В старой советской кинокомедии внук говорит деду, с которым делит комнату в родительской квартире: «Дед, мы с тобой очень похожи. Мне еще ничего нельзя, а тебе уже ничего нельзя».
Уже четыре года в Мурманской области действует проект «Работа рядом». Проект популярен среди жителей Мурманской области, у тех, кто не может трудоустроиться по ряду причин. Однако сейчас проект охватывает только молодежь и безработных граждан. В понедельник на оперативном совещании в правительстве области губернатор предложил расширить его рамки – включить в число участников лиц старшего поколения. Проще говоря – пенсионеров.
Сразу скажу, что мне по душе предложение губернатора, хотя и предвижу многочисленные критические замечания от скептиков – и работа неквалифицированная, и зарплата мизерная, и т. д. и т. п. Да, скорее всего, предложенная работа не будет требовать высокой квалификации, и зарплата будет небольшой. Но! Сколько людей, столько и мнений, и мое – одно из них.
Работу ищут и старые, и малые. Причем по совершенно разным причинам: от сугубо материальных до совершенно неожиданных и даже экзотических.
Например, кому-то не хватает чуть-чуть до необходимого трудового стажа. У меня есть знакомая пенсионерка, которая нашла себе как раз неквалифицированную работу потому, что ей не хватает нескольких месяцев стажа для звания «Ветеран труда Мурманской области». Кто-то хочет оказать небольшую материальную помощь внукам. И даже правнукам. Кто-то ищет работу, потому что ему на пенсии нестерпимо скучно, а сам он никак не определится чем бы заняться, ведь свободного времени у него вагон!
В качестве экзотических версий хочу предложить такую: отработав не один десяток лет на «самой нужной, трудной, но любимой работе», человек настолько от нее устал, что начинает искать простую и неквалифицированную. И, поверьте, он будет получать от нее удовольствие!
Много лет назад я встретил свою первую учительницу, которая, будучи на пенсии, трудилась гардеробщицей в травмпункте и не видела в этом ничего зазорного. Мой отец 40 лет отработал прорабом на судоремонтном заводе Министерства морского флота. Ремонтировал океанские суда, включая атомные ледоколы. Выйдя на пенсию, родители переехали из Мурманска в Ленинградскую область. Отец год поскучал и устроился на работу – сторожить стройку. Сторожил качественно и через пару лет пошел на повышение – стал сторожить само строительное управление. Окончательно завязал с работой только тогда, когда ему исполнилось семьдесят пять. И никогда не комплексовал по поводу такой резкой смены деятельности.
Когда я узнал о предложении губернатора, то сразу решил, что оно в том числе как будто специально и для меня. Если я окончательно устану от своей любимой работы, то непременно воспользуюсь программой «Работа рядом». Конечно, мое мнение может и измениться, но сегодня я думаю именно так.
Андрей ПРИВАЛИХИН