В социальной сети «ВКонтакте» массово стали появляться объявления примерно следующего содержания: «Пригоню в Россию новый автомобиль из казахстанского автосалона». Действительно, российские автолюбители из-за роста цен на внутреннем рынке обратили внимание на автосалоны в приграничных городах Казахстана. Активизировались и так называемые серые дилеры, готовые скупать у соседей машины автовозами.
Дилерские центры в приграничных регионах и прежде пользовались спросом у автолюбителей из РФ: из-за пандемии на российском авторынке уже давно наблюдается дефицит предложения. Этим пользуются и дилеры, навязывая дополнительное оборудование, заплатить за которое требуется до половины стоимости самого авто. В Казахстане из-за более низкой платежеспособности населения и машины задерживаются в салонах дольше, и продавцы ведут себя скромнее. В итоге именно россияне разбирали в Казахстане люксовые автомобили в максимальных комплектациях. Но последние события изменили вектор спроса. Теперь граждане РФ готовы покупать у соседей буквально «все, что движется».
В казахстанском Костанае, который расположен в 300 километрах от Челябинска, на местном заводе выпускают модели марок «Kia», «Chevrolet» и JAC.
И даже после резкого подорожания самые доступные автомобили в соседнем Казахстане можно купить за 5,8 миллиона тенге – около 1,2 миллиона рублей.
Впрочем, долго такая ситуация не продлится. Во-первых, спрос на автомобили вырос и среди местных потребителей. Во-вторых, автопроизводители всегда держали баланс цен между Казахстаном и Россией, чтобы не было перетока машин между рынками.