#Все теги

Дорога, дорога, ты значишь так много

06.10.202409:04

В канун 80-летия Петсамо-Киркенесской операции «Вечерка» продолжает цикл публикаций, посвященных подготовке и проведению этого важнейшего в истории нашей области события. Сегодня разговор о непосредственной подготовке войск Карельского фронта к решающему наступлению в Кольском Заполярье и о работе тыловых служб. Этому вопросу, как правило, в книгах по истории войны уделяется очень мало внимания. Но без отлаженной работы тылового механизма больших побед не бывает.

Их было 13

Эпоха, когда армии передвигались пешком, закончилась где-то в XIX веке. Уже Наполеон, наступая на Москву в 1812 году, строил движение своих войск по проезжим дорогам и стремился всячески оберегать эти артерии войны. А в век механизированных армий дороги стали важнейшим инструментом ведения боевых действий. Если танки еще могут пройти по бездорожью, то тысячи грузовиков – нет. А именно от автотранспорта зависело снабжение войск 14-й армии Карельского фронта – от патронов и медикаментов до портянок и продовольствия. Да, были в составе армии оленьи транспорты, но все же  главную  роль  играли автомобили.

Сохранился отчет штаба 14-й армии от февраля 1944 года о количестве и состоянии дорог в тылах этого соединения. Самой длинной – 61 километр – и лучшей по качеству считалась трасса Мишуково – река Западная Лица. До 56-го километра можно было двигаться по ней со скоростью до 40 километров в час в двустороннем режиме. А вот последние пять километров были по силам только гужевому транспорту и одиночным автомобилям. И только в одну сторону. При этом с 57-го километра дорога просматривалась наблюдателями противника и подвергалась артиллерийскому обстрелу. Именно поэтому последние четыре километра так и не были достроены.

Имелось несколько мостов, но ни один из них не был рассчитан на тяжелую бронетехнику, которую предполагалось использовать в ходе будущего наступления. Моста через Западную Лицу в ту пору не было, его заменял паром.

Хорошим качеством отличалась рокада от 29-го километра до села Ура-Губа. На всем протяжении, а это более 20 километров, она позволяла всем видам транспорта двигаться в двустороннем режиме круглый год. И она была недоступна для артиллеристов врага. Вот только на этом участке масштабных боевых действий не планировалось, поскольку брать в лоб немецкий укрепрайон в устье Западной Лицы никто не собирался.

Всего в тылах 14-й армии имелось 13 дорог, и только эти две были пригодными для движения автотранспорта. Все остальные не отличались качеством дорожного полотна. Имеющаяся сеть дорог позволяла снабжать войска 14-й стрелковой и 10-й гвардейской дивизий в 1941–1944 годах. Но в преддверии наступления на Мурманское направление перебрасывались дополнительные силы, и справиться с резко увеличившимся грузооборотом эти грунтовки уже не могли. Поэтому перед автодорожными батальонами была поставлена задача не только привести в порядок имевшиеся фронтовые магистрали, но и построить новые. 

С суши на море

Несмотря на титанический труд дорожников, эта задача была выполнена лишь отчасти. Из 158 километров дорог отремонтировали лишь 63, а еще около 30 сделали заново. Но к началу операции ситуация изменилась. Например, в районе высот Большой и Малый Кариквайвиш, где предполагалось нанести решающий удар, в начале 1944 года между советскими и немецкими позициями была свободная территория шириной от четырех до 30 километров. В преддверии наступления наши войска заняли эту нейтральную полосу. Но при этом оторвались от путей снабжения, и все необходимые грузы в сентябре 1944 года на передний край пришлось таскать на себе. Например, к позициям 7-й гвардейской минометной бригады путей подвоза не было, все оборудование, включая 72-килограммовые снаряды М-31, пришлось переносить на руках. В работе участвовали все, даже личный состав штаба. 

Примерно такая же картина сложилась и на участке 14-й дивизии, где личный состав в течение пяти ночей подносил необходимые в наступлении боеприпасы и продовольствие.

В итоге, снабдить войска всем необходимым перед наступлением удалось, но уже в ходе операции главные транспортные потоки сместились с суши на море. Для обеспечения наступавших войск были открыты пристани снабжения в губе Титовка и Петсамо с отделениями полевых армейских складов. Такое базирование армии в ходе операции, несмотря на ряд трудностей, позволяло организовать бесперебойное обеспечение наступавших частей и соединений.

Перестройка логистики объясняется просто. По первоначальному плану предполагалось объединить систему дорог 14-й армии с сетью немецких магистралей,  для  чего  был  составлен  проект 12-километровой соединительной трассы. Но наступление развивалось столь стремительно, что успеть за войсками дорожники никак не могли. Это дорого обошлось нашим солдатам, оставшимся без продовольствия и боеприпасов, и сказалось на невыполнении общего замысла операции: замкнуть кольцо окружения нашим войскам не удалось. Советские части перерезали дорогу отступающему противнику, но удержать ее не смогли. Нет дороги – нет патронов, артиллерии, продовольствия. А у немецких егерей все это было под рукой. К тому же их гнал страх. Да, немцы понесли чудовищные потери, это признают и западные историки, но сумели вырваться из ловушки. А все потому, что снабжать наши выдвинувшиеся вперед части было невозможно.

Но свою роль, и немалую, дороги все-таки сыграли. Если к началу Петсамо-Киркенеской операции их общая протяженность составляла 158 километров, то к ее окончанию – уже 372. Как пишет историк 

Б. Ф. Ворсин, вдоль них были развернуты пункты технического обслуживания, комнаты отдыха, ленинские комнаты, парикмахерские, дезинфекционные камеры, кухни-столовые и так далее. Всего за операцию пункты обслуживания обеспечили питанием 15 420 военнослужащих, выдали 17 080 сухих пайков, оказали медпомощь 1 220 заболевшим и раненым воинам и ветеринарную помощь 417 животным, отремонтировали 338 автомобилей, дезинфицировали 2 746 комплектов обмундирования. В целом за время подготовки и проведения Петсамо-Киркенесской операции автотранспорт перевез 61 процент всех необходимых армии грузов, более 90 процентов которых составляли боеприпасы и продовольствие. Для подвоза 14-я армия располагала тремя автомобильными батальонами общей грузоподъемностью 874 тонн, плюс имелась отдельная гужетранспортная рота, насчитывавшая 111 лошадей.

Армейский зоопарк

В распоряжении армии был и такой экзотический вид транспорта, как олени. Спору нет, созданные в 1941 году оленьи транспорты сыграли важную роль в снабжении войск в 1941–1944 годах. Но для полноценного обслуживания войск в такой масштабной операции, как Петсамо-Киркенесская, они не годились. Слишком своеобразным оказался олень. С одной стороны, он проходил там, где не могли пройти лошади. С другой стороны, его грузоподъемность была очень невысока. Одна упряжка могла тащить не более 200 килограммов груза – 35 килограммов на одно животное (столько же полагалось нести одиночному бойцу, а на лошадь грузили 130 килограммов) и на расстояние не больше 30 километров в сутки. Дальше животным нужен был отдых, и даже физическое воздействие не могло заставить их идти дальше. Кроме того, олени оказались гурманами. С огромным трудом удалось их перевести на комбикорм, но каждое оленье пополнение приходилось переводить на эту диету буквально с боем. И пока новую партию «перевоспитывали», общая транспортная эффективность рогатых резко падала. 

Тем не менее олени свою роль в операции сыграли. Именно они были главной тягловой силой в 126-м легкострелковом корпусе, которому предстояло двигаться в обход укреплений врага по дикой тундре. Использовались олени и для эвакуации раненых. 

Наличие в частях и соединениях значительного количества животных, а помимо оленей в армии «служили» еще лошади и собаки, потребовало от ветеринарной службы четкого проведения в больших масштабах различных профилактических и противоэпидемических мероприятий. Некоторые артиллерийские и минометные части и подразделения по штату имели конную тягу. В соединениях регулярно проводились строгий контроль движения конского и оленьего состава, осмотры, обследования, обработка, прививки лошадей, оленей и собак. Во всех соединениях и армейском тылу были развернуты лечебно-эвакуационные ветеринарные учреждения.

Перевалочный триллер 

В период подготовки операции 14-я армия базировалась на железнодорожном участке Мурманск – Имандра протяженностью 150 километров с пропускной способностью всего 18 пар эшелонов в сутки. В целом железная дорога со своей задачей справлялась, но ее работа все же была далека от идеальной. Некоторые части не успели прибыть к началу операции. Вагонов не хватало, под угрозой оказалась доставка в район боевых действий продовольствия, поскольку приоритет отдавался перевозке личного состава.

Ситуация осложнялась еще и тем, что учреждения тыла размещались на западном берегу Кольского залива, а армейские станции снабжения и фронтовые склады – на восточном. В связи с этим приходилось перегружать все запасы с железнодорожного транспорта на водный, а с водного – на автомобильный и гужевой. Все это создавало дополнительные трудности для работы тыла.

Столкнувшись с невозможностью доставить необходимый объем продовольствия, военный совет Карельского фронта принял решение из планируемых на операцию 30 суточных дач продовольствия сосредоточить в армии только 15, а остальные должны были храниться для армии на фронтовых складах. Из них 10 сутодач – в районе станции Кола, оставшиеся – в Беломорске. При этом до 40 процентов общего количества запасов содержалось в виде сухого пайка. Калорийность его была высокой – около 3491 калории. Таким образом, к началу наступления войска были обеспечены продовольствием в пределах семи – восьми сутодач. За пять – семь суток до начала операции личный состав получил на руки сухой паек в размере семи сутодач.

Койко-недостача

А вот с медобслуживанием были проблемы. По состоянию на 5 сентября 1944 года 14-я армия имела всего девять лечебных учреждений на 3400 коек. Санитарный отдел был не в состоянии организовать и провести медицинское обеспечение такой масштабной кампании, какой было предстоящее наступление. Помощь пришла из ресурсов Карельского фронта. Было решено увеличить количество коек до 8000, но из-за загруженности железной дороги успели довести их число до 5200. Тем не менее это было лучше, чем ничего, и в целом медицина со своей задачей справилась.

В Красной Армии всегда очень серьезно относились к вопросам гигиены. Баней бойцы были обеспечены раз в 10 дней. Всего за сентябрь – октябрь 1944 года через помывочные пункты прошло более 180 тысяч человек, а 176 тысяч комплектов обмундирования подверглись дезинфекции.

Большую работу при подготовке операции проделала вещевая служба армии. Уже в сентябре потребовалось выдать личному составу полушубки, шапки, теплое белье, рукавицы и другие предметы зимнего обмундирования, обеспечить теплыми вещами (одеяла, спальные мешки, белье) многочисленную сеть медицинских пунктов, пунктов обогрева и обслуживания. Каждое соединение получило от одной до полутора тысяч маскировочных халатов. Производственные мастерские армии и дивизий отремонтировали сотни повозок и тысячи комплектов конского снаряжения, вьючных и кавалерийских седел, всю обувь и обмундирование.

Подводя итог, скажем, что, когда 7 октября 1944 года советские войска перешли в наступление, они были снабжены всем необходимым. Дефицита по основным материальным ресурсам не было. Другое дело, что он возник в ходе самой операции. Но тут вины тыловиков нет – природа часто бывает сильнее людей.

Андрей КИРОШКО.

Фото из открытых Интернет-источников, а также из фондов ЦАМО (предоставил научный сотрудник музея Карельского фронта Евгений Мироничев).

ПнВтСрЧтПтСбВс
Читайте также
Вид:
27.11.202417:26 В Териберке перевернулось судно с пассажирами на борту #Видео Сотрудники Северо-Западной транспортной прокуратуры организовали проверку после происшествия с маломерным судном в Мурманской области. Так, 27 ноября в Териберке в Баренцевом море перевернулось ... 27.11.202417:05 У Дровяного дорогая иномарка столкнулась с грузовиком 26 октября в половину седьмого вечера у поселка Дровяное произошла авария. Водитель «Порше Кайен» ехал в сторону Абрам-Мыса, не справился с управлением и выехал на встречную полосу ... 27.11.202416:44 В пятницу юмористы сразятся за кубок губернатора Мурманской области Во Дворце культуры и народного творчества имени С.М. Кирова 29 ноября в 19 часов пройдет кубок губернатора Мурманской области по КВН. За главный приз сразятся команды «Сборная Мурманской ... 27.11.202416:23 На заполярных водоемах поймали любителей нелегальной рыбалки На реке Пиренга задержали браконьера. Мужчина не имел специального разрешения на вылов рыбы и посмел поймать 18 сигов. Ущерб, нанесенный водным запасам Российской Федерации, составил более 33 тысяч ... 27.11.202416:02 Мурманчан приглашают присоединиться к акции «Ёлка желаний» Стартует всероссийская акция «Ёлка желаний». В этом году она проходит с 15 ноября по 28 февраля. В акции участвуют дети в возрасте от 3 до 17 лет. В акции предусмотрено три вида желаний ... 27.11.202415:41 Северянин заплатил более миллиона за незаконную ловлю камчатского краба Жителя Мурманской области задержали за незаконный вылов камчатского краба. Суд обязал правонарушителя возместить 1,4 миллиона рублей. Решение суда поступило в отдел судебных приставов. Мужчину ... 27.11.202415:22 Губернатор Андрей Чибис: вместе с правоохранительными органами сделаем всё, чтобы привлечь к ответственности предпринимателя, судно которого вышло в море, несмотря на запрет Сегодня в акватории Баренцева моря в районе Териберки затонуло маломерное судно. В чрезвычайном происшествии пострадало 11 человек. Все пассажиры спасены, в медицинской помощи не нуждаются.  ... 27.11.202415:20 Завтра состоится пятое заседание Совета депутатов города Мурманска 28 ноября 2024 года состоится пятое заседание Совета депутатов города Мурманска седьмого созыва.  В проекте повестки дня заседания вопросы: - публичные слушания по проекту решения Совета ... 27.11.202414:58 Мурманская пенсионерка пострадала при ДТП на Радищева Вчера днем в Мурманске легковой автомобиль столкнулся с автобусом. Дорожный инцидент произошел у дома №19 на улице Радищева. Водитель «Лексуса» при торможении не справился с управлением и ... 27.11.202414:37 Мурманский филиал фонда «Защитники Отечества» поможет разыскать пропавших бойцов Сегодня Мурманский филиал фонда «Защитники Отечества» начинает работу по поиску бойцов, пропавших без вести в ходе проведения специальной военной операции. Работники принимают ... 27.11.202414:16 На территории Териберки и Ура-Губы запретили выход маломерных судов В связи с непогодой на территории Мурманской области ввели ограничение выхода маломерных судов на акваторию Баренцева моря. Запрет действует на территории сельских поселений Териберка и Ура-Губа с ... 27.11.202413:55 Участники СВО и их семьи могут получить помощь психологов онлайн СВОИРОДНЫЕ.РФ: фонд «Защитники Отечества» и команда Героя Труда России доктора Дениса Проценко запустили платформу для поддержки участников и ветеранов СВО, а также их семей. Модули ... 27.11.202413:34 На трассе «Кола» два автомобиля оказались в кювете Этой ночью спасателям стало известно о ДТП на 1371 километре автодороги Р-21 «Кола». Там автомобили «Changan» и «Ford Maverick» съехали в кювет. Прибывшие ... 27.11.202413:13 Заполярные студенческие отряды посетили Кремль С 20 по 24 ноября в Государственном Кремлевском дворце прошел слет российских студенческих отрядов. Мероприятие посетили 12,5 тысяч студентов.  Всероссийский слет открыла заместитель ... 27.11.202412:52 Житель Мурманска устроил дебош в ресторане на Кольском Вечером в Мурманске наряд Росгвардии прибыл к ресторану на Кольском проспекте. Администратор заведения рассказал правоохранителям, что к ним пришел посетитель, который во время отдыха начал вести ... 27.11.202412:31 Пожилые мурманчане активно укрепляют свое здоровье В Мурманске продолжается проект «Без финиша», благодаря которому пожилые горожане продолжают активно заниматься спортом. Участники в возрасте от 55 лет могут найти новое увлечение и ... 27.11.202412:10 В аварии с грузовиком под Умбой пострадал один человек Вчера днем на 18 километре автодороги Умба-Кандалакша произошла серьезная авария. Лоб в лоб столкнулись легковой автомобиль «Daewoo Nexia» и грузовик «Volvo FM Truck». В ... 27.11.202411:49 Творческие мурманчане танцевали и читали стихи В мурманском Центре современного искусства «Сопки.21А» прошел отборочный этап городского конкурса «Звезда Арктики». В прошлом году 67 участников подали заявки на участие, в ... 27.11.202411:47 Мурманские дорожники вывезли с улиц 1104 кубометра снега На сегодняшний день в Мурманске выпало 174 процента от месячной нормы осадков, сообщил глава города Юрий Сердечкин в соцсетях. Управление дорожного хозяйства вывезло с улиц 1104 кубометра снега. А ... 27.11.202411:28 В Умбе ссора между сожителями закончилась смертельной поножовщиной В феврале этого года 38-летняя северянка находилась в квартире на улице Беломорская в Умбе. Между ней и сожителем произошла ссора, которая привела к поножовщине. Женщина взяла в руки нож и воткнула ... 27.11.202411:13 Интерес северян к программе долгосрочных сбережений растет Все больше жителей Мурманской области присоединяются к программе долгосрочных сбережений. Так, за десять месяцев этого года северяне заключили уже 11,7 тысяч договоров и внесли на свои счета почти ... 27.11.202411:07 На территории «Снежинки» проложили лыжную трассу На территории спорткомплекса «Снежинка» (КП-2) на двухкилометровой трассе обустроили первую в этом сезоне лыжню. Как сообщили в администрации Мурманска, так как остальные трассы находятся ... 27.11.202409:46 Жителей Мурманска приглашают на прием к депутату В четверг, 28 ноября, личный прием избирателей проведет депутат Совета депутатов города Мурманска Дзюба Ольга Андреевна (14 округ). С 16:00 до 17:00 она будет ждать мурманчан в Управлении ... 27.11.202409:25 В Росляково дорогу не поделили два автомобиля Вчера в районе семи часов вечера ДТП произошло в микрорайоне Росляково. В районе Североморского шоссе стокнулись автомобили Jaecoo и Audi A8. На месте происшествия работали экстренные службы. В ... 27.11.202409:04 В Мурманске выпало 160 процентов от месячной нормы осадков #Видео В Мурманске в усиленном режиме продолжается уборка снега. Рабочие чистят лестницы, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы и тротуары. На 26 ноября выпало 160 процентов от месячной ...
Вчера
26.11.202420:35 Завтра Мурманскую область может накрыть туман Завтра, 27 ноября, в Мурманской области ожидается облачная с прояснениями погода. По словам главного синоптика Мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, местами ... 26.11.202420:13 Газета по адресу Уважаемые читатели! Мы продолжаем оформление адресного получения газеты на 2025 год: ежедневный выпуск (12 мес.) – 960 руб., пятничный выпуск (12 мес.) – 720 руб. Оформить получение ... 26.11.202419:52 В четырех домах на улице Героев Рыбачьего пропадет газ Завтра в Мурманске в домах №19, 20, 21, 22 на улице Героев Рыбачьего с 10 до 13 часов пропадет газ. В это время рабочие проведут техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового ... 26.11.202419:31 Северяне добиваются через суд благоустройства земельных участков Нескольким кандалакшским семьям выделили земельные участки, на которых до сих пор не организованы улично-дорожная сеть, электроснабжение и водоснабжение. Из-за этого территории остаются непригодными ... 26.11.202419:12 Депутат ответит на вопросы мурманчан Сегодня личный прием избирателей проведет депутат Совета депутатов города Мурманска Матвеева Ирина Геннадьевна (1 округ). С 16:00 до 18:00 она будет ждать северян в Управлении Ленинского ... 26.11.202418:51 На трассе «Кола» в ДТП пострадал двухлетний малыш Авария случилась в Прионежском районе Каорелии на 436 километре автодороги Р-21 «Кола». Столкнулись «Мазда» и «Мерседес». Пострадали 32-летний водитель ... 26.11.202418:30 Северян приглашают на Всероссийский конкурс «Родная игрушка» Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс «Родная игрушка». К участию приглашают и представителей Мурманской области. Участниками могут стать профессиональные производители ... 26.11.202418:09 Северяне на роль питомца чаще выбирают себе кошку вместо собаки По данным одного из популярных порталов с бесплатными частными объявлениями, жители Мурманской области скорее «кошатники»: в октябре 2024 года северяне завели на 12 процентов больше ... 26.11.202417:48 В кировской больнице врачи вовремя не вылечили пациента В кировской больнице врачи вовремя не отправили пациента на медико-социальную экспертизу и на консультацию к специалисту. Проверку начали сотрудники местной прокуратуры, после которой северянина ... 26.11.202417:44 Оксана Демченко доложила о комплексной программе повышения эффективности бюджетных расходов Сегодня состоялось заседание правительства Мурманской области, ключевыми темами которого стали – оценка эффективности муниципалитетов за 2023 год и разработка комплексной ... 26.11.202417:42 Андрей Чибис поручил установить во всех школах и детсадах области специализированную сигнализацию Сегодня в ходе заседания правительства Мурманской области губернатор Андрей Чибис дал поручение установить специализированную сигнализацию во всех школах и детских садах региона. Основная задача ... 26.11.202417:39 Андрей Чибис объявил о новой мере поддержки для беременных северянок с 1 января 2025 года С 1 января 2025 года в Мурманской области в рамках губернаторского плана «На Севере – жить» вводится новая мера поддержки для будущих мам – выдача наборов «Родовая ... 26.11.202417:35 Мурманские депутаты одобрили изменения в Закон о транспортном налоге В Мурманской областной Думе на заседании комитета по бюджету, финансам, налогам и экономике депутаты рассмотрели предложенные изменения в Закон о транспортном налоге. Сейчас в Законе Мурманской ... 26.11.202417:27 Знания сберегут природу В этом году Мурманск стал центральной площадкой проведения шестого Международного экологического диктанта. На атомном ледоколе «Ленин» прошла торжественная церемония старта испытания. Его ... 26.11.202417:06 Кировский горнолыжный курорт открыл сезон На горнолыжном курорте «Большой Вудъявр» начался сезон катания. Первыми для гостей открылись трассы и подъемники его Северного склона. В этом году инфраструктура горнолыжного курорта ...