Как правило, оплатой счетов за «коммуналку» в семье занимается один человек, который следит за показаниями приборов учета и своевременно производит платежи. Иногда стабильная оплата прекращается, и у собственников начинают копиться долги. Когда представители управляющей компании, жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников недвижимости обращаются к должникам, с удивлением узнают: в этой квартире не знают, как оплачивать квитанции! «Счета оплачивает муж или отец, а мы не умеем», – признаются растерянные домочадцы.
Но в этом нет ничего сложного! О самых удобных и простых способах оплаты жилищно-коммунальных услуг читателям «Вечернего Мурманска» рассказала заместитель министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Ирина Денисова.
По старинке
– В настоящее время существует огромное множество способов оплаты жилищно-коммунальных услуг, – отмечает Ирина Денисова. – Сохранился как старый порядок действий, к которому привыкло старшее поколение, так и появились новые способы. В сферу жилищно-коммунального хозяйства самыми интенсивными темпами внедряются цифровые технологии. Потребитель может выбрать любой удобный для себя способ оплаты.
Жилищно-коммунальные услуги делятся на два типа: жилищные и коммунальные. К первым относятся содержание общего имущества, текущий и капитальный ремонт, содержание и ремонт лифтового оборудования, вывоз мусора.
Коммунальные услуги – это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение. Они оплачиваются согласно показаниям приборов учета или нормативам, если счетчиков нет.
Домофон, телефон, Интернет и телевидение являются прочими услугами. Счета за все это ежемесячно выставляются в едином платежном документе или в отдельных квитанциях от поставщиков и ресурсоснабжающих организаций. Квитанции приходят как в бумажном виде, так и в электронном. В них же указаны сроки оплаты, контактные телефоны и способы внесения платежей.
– Начнем с классического способа – личное обращение в отделение банка или почты, – говорит Ирина Геннадьевна. – Если раньше все страдали от огромных очередей, то сейчас такого уже нет. Потребитель по талончику подходит к окну специалиста, передает пачку платежных документов оператору, который сканирует квитанции и передает показания, после чего просит оплатить картой или наличными. Многие люди, особенно пожилые, не доверяют цифровым технологиям и предпочитают оплачивать счета именно таким образом, получая на руки чеки.
Оплатить счета также можно и через банкоматы. На экране устройств есть подробная инструкция, как отсканировать QR-коды, ввести номера лицевых счетов и произвести оплату. Но это достаточно долгий и утомительный способ, как и оплата через терминалы, поэтому их мы не советуем.
Онлайн
– Один из самых удобных способов – с помощью смартфона, – продолжает Ирина Денисова. – Для этого необходимо зайти в мобильное приложение банка, навести камеру на QR-коды с квитанций и подтвердить платеж. Этот способ удобен и тем, что тут же можно передать показания приборов учета.
Кроме того, оплатить счета за «коммуналку» можно на сайтах расчетных центров и в многочисленных приложениях от поставщиков услуг.
– Например, у АО «АтомЭнергоСбыт» есть хорошее приложение, в котором можно оплатить сразу три квитанции – за обращение с твердыми коммунальными отходами, капитальный ремонт и энергоснабжение.
Легко и просто внести платежи и показания можно и через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
– Это федеральная государственная система, а потому надежная, – подчеркивает наша собеседница. – Дополнительно сделали мобильное приложение «Госуслуги. Дом», оно очень удобное, рекомендую всем! Как на портале ГИС ЖКХ, так и в приложении «Госуслуги.Дом» можно оплатить все виды услуг. Для этого даже не надо иметь бумажных квитанций, все под рукой. А если в ГИС ЖКХ создать кошелек, то можно платить без комиссии, что тоже радует многих потребителей.
Чтобы не просрочить оплату, некоторые потребители предпочитают включить автоплатеж. Однако, отмечает Ирина Геннадьевна, у этого способа есть негативные стороны.
– У нас были жалобы, когда люди долгое время платили куда-то автоматом, пока не заметили, что образовалась задолженность, – рассказывает она. – Оказалось, у них сменилась управляющая компания, а платежи шли на счет прежней. В случае если управляющая организация обанкротилась и ликвидирована, вернуть деньги сложно. Конечно, автоплатеж полезен и удобен, но только если это касается поставщиков услуг. Они с большой долей вероятности не поменяются. А вот работу управляющей компании я бы рекомендовала отслеживать.
Доказательства на руках
Хранить квитанции с чеками об оплате необходимо в течение трех лет, так как срок исковой давности о задолженности составляет три года.
– Если к вам пойдут с иском в суд о взыскании задолженности, у вас на руках будет доказательство оплаты, – поясняет Ирина Денисова. – Люди, которые не особо доверяют онлайн-технологиям, распечатывают чеки и хранят их в бумажном виде. Это тоже правильная позиция. Но историю операций всегда можно запросить в банке. Ошибки всегда бывают. Есть Постановление Верховного суда РФ, согласно которому, если собственники не были надлежащим образом осведомлены о смене управляющей организации, новая управляющая компания должна зачесть переплату предыдущей и уже между собой судиться за эти деньги. Потребитель страдать не должен. Но такие ситуации практически исключены. Бывают какие-то технические ошибки, например, расчетный центр поменялся или внедрили новое программное обеспечение, что-то произошло, но это редкость. Все равно на всякий случай храните квитанции три года.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.