В Центре современного искусства «Сопки.21А» (улица Софьи Перовской, 21а) завершилась выставка, посвященная 215-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (12+). О жизни и творчестве прозаика, драматурга, публициста и гениального художника слова рассказала Юлия Шохова, главный библиотекарь отдела информации по культуре и искусству Мурманской областной научной библиотеки.
Приветы из Москвы и Петербурга
Юлия Шохова знакомит мурманчан и гостей города с классиками русской литературы через призму современного искусства уже во второй раз – в 2023 году она подготовила выставку «Маяковский». В этот раз помимо арт-объектов, художественных и текстильных работ, выполненных вручную и с использованием аддиктивных технологий, также был исполнен литературный перформанс. Применение различных форм современного искусства позволило окунуться в мир произведений одного из самых мистических писателей русской литературы.
– В этот раз выставку посетило много людей, в том числе любящих и хорошо знающих Гоголя и его произведения. Заглядывали к нам также туристы из столицы и Санкт-Петербурга, – отмечает Юлия Шохова. – Некоторые факты, о которых мало кто знает, отражены в экспонатах, а что-то вошло в перформанс.
Выставка «Гоголь» стала первой текстильной экспозицией в мурманском Центре современного искусства (ЦСИ).
– Все наши выставки должны быть посвящены не только личностям писателей, но и разным стилям современного искусства, – поясняет автор концепции. – Мне было интересно поработать с тканью и пряжей, с которыми сам Николай Гоголь справлялся искусно.
Большинство картин и арт-объектов стали отсылками к тем или иным рассказам, повестям и поэмам классика. Были здесь и Пацюк с варениками из «Ночи перед Рождеством», и шкатулка Чичикова из «Мертвых душ» (правда, на выставке она превратилась в чемодан), «горящая» книга и букет как оберег от злых духов.
Часть зала была скрыта черной кулисой. За ней пряталась Панночка из повести «Вий». А далее от нее – «Носовое безумие». Это было множество скульптурных носов, которые у Гоголя гуляют по Петербургу и даже по Луне. Все это и многое другое по задумке автора дает попробовать переосмыслить или прочитать произведения мастера впервые. А на выставке их можно было послушать: в зале стоял ноутбук, обведенный белым кругом, встав в который посетители слушали краткие пересказы некоторых произведений Гоголя.
Вечный должник
Примечательно, что Гоголь постоянно занимал средства на жизнь у матери и друзей, а также передавал через Василия Жуковского письма царю с мольбами о деньгах. При этом он обладал большим количеством умений и навыков, с которыми он бы не умер от голода и холода. Будучи юношей, он упоминал свои таланты как вероятное средство пропитания, когда перед отъездом из родной Васильевки в Санкт-Петербург уверял двоюродного дядю в том, что в столице он не пропадет: «Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кой-какие ремесла. Хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства; вы думаете, что я шучу, спросите нарочно у маминьки» (здесь и далее орфография сохранена. – Прим. авт.). Зарабатывать таким образом деньги Николаю Васильевичу не пришлось, но рукоделие и кулинария остались любимыми домашними увлечениями.
В поисках себя Гоголь хотел непременно принести людям пользу. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным», – говорил он. А еще у него была тяга к наставничеству.
– Николай Васильевич работал в Патриотическом институте и Петербургском университете, но преподаватель из него был никудышный, о чем говорили его же студенты, в числе которых был Иван Тургенев, – продолжает моя собеседница.
Известность Николаю Гоголю пришла после выхода сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но и литературный труд не принес богатства. Классик был вечно в долгах, что повергало его в отчаяние.
Как-то Гоголь попросил Пушкина: «Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Ради бога, ум и желудок мой оба голодают». Так появилась комедия «Ревизор», ставшая вершиной драматургического творчества Гоголя. Пушкину же принадлежит и идея «Мертвых душ». В кругу близких Александр Сергеевич смеялся: «С этим малороссом надо быть осторожнее, он обирает меня так, что и кричать нельзя». Между тем молодой литератор крайне гордился и дорожил общением с солнцем русской поэзии.
– Гоголь всем рассказывал, что он с Пушкиным на короткой ноге, что между ними – крепкая дружба, но это было не так, – подчеркивает Юлия Шохова. – Александр Сергеевич принимал писателя так же, как и других талантливых людей, читал и оценивал его труды, в чем Николаю Васильевичу повезло больше, чем некоторым остальным. Но Гоголю хотелось быть к своему кумиру как можно ближе, поэтому он привирал о такой важной для него связи с великим поэтом. И он действительно писал, что о гибели Пушкина горюет больше, нежели бы умерла его мать.
Получив сюжет или услышав какую-либо интересную байку, писатель раскручивал истории самостоятельно. Он подолгу размышлял над планом произведения, тщательно подбирал детали, но творческий запал мог внезапно смениться хандрой, перетекающей в депрессию, иногда затяжную.
– Мне кажется, что в наше время Гоголь мог бы стать успешным руководителем из тех, кто раздает поручения, загружает заданиями и сидит довольный, что все делают за него, – смеется Юлия. – Он же собирал материал для своих мистических рассказов с помощью матушки, просил ее разузнать легенды, поверья, исторические предания и украинские обычаи. Жуковского отправлял за деньгами для себя к царю или знакомым, а Пушкина умолял поделиться идеями для своих произведений. В общем, довольно изворотливый был товарищ.
Загадка для всех
Личность Николая Васильевича Гоголя всегда отличалась таинственностью. С одной стороны, он является остроумным сатириком, блестящим юмористом и обличителем пороков. С другой стороны, Гоголь – религиозный мыслитель и мистификатор. Как он говорил о себе сам: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Литературный перформанс, премьера которого состоялась в день открытия выставки, знакомит зрителей с этим неординарным человеком и раскрывает его с разных сторон. На удивительном языке танца молодые актеры – студенты Мурманского арктического университета – выразили душевные метания классика.
– Изначально ребята занимались актерским мастерством в театральной студии при Мурманском государственном техническом университете, а затем образовали свое объединение, которое назвали «Слуги Мельпомены», – поясняет Юлия Шохова. – Летом прошлого года они обратились к нам с тем, чтобы репетировать на площадке ЦСИ. Мы стали ближе общаться и поняли, что можем работать вместе. Недавно «Слуги Мельпомены» официально стали любительским театром в составе Мурманской областной научной библиотеки. Можно сказать, что молодые актеры обрели дом. У нас много творческих планов. Скоро поедем в Мончегорск на фестиваль искусств «Табуретка», будем читать пьесу Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Автором сценария стала Юлия Шохова. Режиссером выступила Анна Барышкина, она же исполнила роль Огня, прошедшего красной линией через всю жизнь писателя. Хореографию поставил Виктор Лимарев, исполнивший в перформансе главную роль Николая Гоголя.
– Виктор – талантливый актер и хореограф. Помимо постановки он очень интересно преподает танцы, – добавляет Юлия. – Мне было достаточно лишь объяснить смысл той или иной сцены, что я хочу выразить в танце, и Витя тут же придумывал и показывал движения, а ребята начинали повторять. В результате все танцы соответствуют атмосфере и музыке.
Очередной показ литературного перформанса состоится осенью. Анонсы событий учреждения публикуются в группе Центра современного искусства «Сопки. 21А» в социальной сети «ВКонтакте».
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото предоставлены Мурманской
областной научной библиотекой.