Одна из героинь кинокомедии «Старики-разбойники», рассуждая о пенсии, мечтает о том, чтобы на пенсию люди выходили в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет. Ну а потом, когда молодость пройдет и личная жизнь будет устроена, можно будет и поработать. Ведь заняться-то больше будет нечем.
Я пенсионер уже двенадцатый год. И все это время продолжаю работать. Узнал, что пока я работал, среди меня провели опрос. Конечно, иронизирую, понимаю, что все опросы проводятся выборочно. Вот и в этом приняли участие более трех тысяч человек из всех муниципалитетов нашей области.
Нам, то есть людям старшего поколения, предлагали выбрать или предложить новые формы досуга на пенсии. И уже вчера по результатам опроса стартовала новая программа «Лечебная физкультура». Она осуществляется в рамках проекта «Бодрое воскресенье», реализуемого по губернаторскому плану «На Севере – жить!».
Конечно, на первое место мы ставим активный образ жизни. Более трети пожилых людей отметили необходимость занятий скандинавской ходьбой, столько же выступили за развитие регионального туризма. А лидером опроса стало участие в развлекательных мероприятиях, на которых пожилые северяне могут познакомиться, пообщаться и провести досуг в кругу единомышленников. Этот вид отдыха выбрали более сорока трех процентов опрошенных.
Как пожилым северянам разнообразить свой досуг? Вопрос этот настолько важен и животрепещущ, что обсуждался на оперативном совещании у губернатора области Андрея Чибиса. Я, конечно, тоже часто говорю об этом с ровесниками. Мы проводим такой собственный импровизированный мини-опрос на тему «Чем заняться на пенсии?». Результаты получаются разнообразные.
Есть среди нас оптимисты, которые давным-давно уже определили, чем будут заниматься, окончательно выйдя на заслуженный отдых.
Другая группа искренне считает, что как только они определятся с хобби, то в этот же день уйдут на пенсию.
Есть и мрачные пессимисты, которые в случае выхода на пенсию видят свое будущее совсем уж безрадостным. Они рассуждают так: «Уйду на пенсию, приду домой, лягу на диван, отвернусь к стенке и через полгода умру. Заняться будет нечем – работы нет, дети выросли». Да что там дети! Внуки уже выросли.
Когда в начале восьмидесятых годов прошлого века я начинал свою трудовую деятельность, то неоднократно подсчитывал, сколько лет мне предстоит проработать до той поры, когда я получу право на заслуженный отдых. «Главное – дожить, – думал я, – а уж там развернусь, найду чем заняться!».
С той поры прошло почти сорок пять лет. Я давным-давно перестал считать годы, месяцы и дни до выхода на пенсию. И все чаще стал задумываться о том, чем же заняться, когда на руках у меня окажется пенсионное удостоверение.
Честное слово, пока так ничего и не придумал. Может быть, потому, что пока принадлежу к довольно значительной категории работающих пенсионеров, передо мной не стоит так остро вопрос, чем занять свое время. Вот когда окончательно выйду на пенсию, тогда и буду думать – скандинавская ходьба или шашки. Главное, что выбор есть, а там разберемся. Я же обычный русский мужик, и пока гром не грянет, то я и не перекрещусь.
Андрей ПРИВАЛИХИН.