Вернувшись из командировки в зону СВО, мурманский росгвардеец Олег Смирнов начал рисовать. И его персональная выставка «Игры разума» (0+), едва открывшись в мурманском городском выставочном зале, уже произвела фурор.
Творческая голова
Во-первых, слишком необычным стало само торжество по случаю открытия «персоналки». После него только и разговоров было, что о выступлении мурманских танцовщиц, идея которого также родилась в творческой голове росгвардейца.
– На работе готовились ко всероссийскому конкурсу среди сотрудников Росгвардии, наши барышни репетировали к нему танец, я увидел, и в голове мгновенно родилась идея, – раскрыл «Вечерке» секрет сценария торжества Олег Смирнов. – Поговорил с одной из танцовщиц, с хореографом, и мы решили поставить к трем моим работам по одному современному танцу, который бы объяснял смысл сюжета каждой из них.
Так родилось три хореографических номера, одноименные с картинами – «Ожидание», «Обида или месть», «Безумные мысли». Гости выставки были в восторге.
А во-вторых, поклонник современного искусства из Росгвардии, уйдя от традиционных форм и рамок, удивил публику еще и стилем – не слишком популярным в Мурманске абстракционизмом. И названиями работ, и их контекстом – «Кома», «Пророки», «Правда или ложь».
Нитки и пуговицы
– После очередной командировки в зону СВО нужно было морально-психологически восстановиться, – рассказывает о начале своего творческого пути художник. – Я записался на курс арт-терапии, начал частенько посещать петербургский музей современного искусства «Эрарта», в том числе закрытые выставки, общался с художниками. И вдруг понял – это надо попробовать! Одной из первых освоил технику методом розлива. Сюжет диктовало настроение или увиденные где-то сцены.
Как-то, отдыхая в баре, Олег стал свидетелем ссоры влюбленной пары. А потом девушка ушла из увеселительного заведения с другим парнем. В голове начинающего художника родилась идея картины «Чувства измены», и он засел за нее.
Работу «Рождение души» нарисовал под впечатлением драматического фильма. Захотелось показать, в каких муках рождается душа.
Инсталляцию «Ожидание» создал уже накануне выставки. Фон для этой работы был нарисован, а автор все никак не мог решить, что именно должно быть в центральной части инсталляции. И вдруг его осенило: «Дай-ка я попробую вылить из гипса женское лицо!».
А идея работы «Правда или ложь» родилась на дружеских посиделках.
– Мы с друзьями общались, танцевали, и вдруг мне в голову пришла идея сюжета из пуговиц и переплетенных между собой ниток, – объясняет рождение замысла художник. – На следующий день я с утра поехал в магазин их покупать. На моей картине «Правда или ложь» нити переплетаются, пересекаются, путаются, и в конечном итоге можно растеряться, где тут конец, где начало. Где истина? А где ложь? А их тут нет. Так и в жизни – у каждого своя правда, которая для кого-то может представляться ложью. И наоборот. А например, у инсталляции «Тишина» главный посыл к людям – «Будьте тише, будьте скромней!». Есть картина «Ты». Она показывает каждому человеку его лично. Зрители в нее как бы уходят, она «собирает» каждого из деталей и предъявляет портрет. Создал ее после командировки, считаю эту работу самой глубокой. Долго ее рисовал, добавлял краски, оттенки. А работа «Пророки» родилась после прочтения «Корана».
Чуткое отношение
Поначалу мурманчанин хотел выставить свои работы в петербургском музее «Эрарта» и уже было подал заявку. Однако оказалось, что за месяц, пока будет экспонироваться выставка, нужно оплатить аренду зала в почти 600 тысяч рублей. И эта сумма подписала мечте приговор.
– На курс арт-терапии к знакомому художнику я записался в 2022 году. И как-то после очередной командировки понял, что всерьез увлекся современным искусством, – рассказывает Олег. – Сослуживцы по Росгвардии поначалу подсмеивались: «Что ты за каляки-маляки рисуешь?!». А я парировал: «Подождите немного, эти каляки-маляки еще найдут своих поклонников на выставках!». Очень благодарен выставочному залу города Мурманска за чуткое ко мне отношение. За то, что его сотрудники не отмахнулись от меня, как в других культурных заведениях, а дали шанс показать свое творчество.
Ведь когда тебя никто не знает, очень сложно завоевать доверие. И кое-где в Мурманске с моей выставкой мне дали отворот-поворот. Изменился ли я после своего увлечения рисованием? Конечно. Мое занятие дает мне колоссальную морально-психологическую разгрузку. И своим знакомым, у кого вдруг долго не проходит неважнецкое моральное состояние, советую заняться рисованием. Со всей ответственностью заявляю – это реально разгружает!
Остается добавить, что в ближайших творческих планах у Олега Смирнова – подготовка новой экспозиции «Отношение ярких картин» (0+), к открытию которой он задумал поставить пьесу. Еще неизвестно, где именно пройдет выставка, но это событие не сможет пройти незамеченным, совершенно точно.
Да, чуть не забыла. Сослуживец Олега из Росгвардии, который ироничней всех отнесся к творчеству начинающего художника, после открытия его «персоналки» попросил не без восхищения: «О! Подари мне на память свою картину!».
К ТЕМЕ
Переживание искусства
«Эрарта» – первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге и самый крупный частный музей современного искусства в России.
Название образовано из слов «era» и «arta» и означает «время искусства». Музей открылся 30 сентября 2010 года, и с этого момента в его стенах началась творческая жизнь – выставки, экскурсии, театральные постановки, концерты и многое другое.
В собрание музея входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX – начале XXI веков. Собрание насчитывает 2 800 единиц хранения – живопись, графика, скульптура, объекты, инсталляции. Музей периодически пополняет свою коллекцию, сотрудничая с художниками, работающими в разных регионах России и представляющими разные поколения и направления в изобразительном искусстве.
В «Эрарте» пять этажей общей площадью 12 тысяч квадратных метров. «Переживание искусства – глубоко личный, индивидуальный опыт, и только сам человек может захотеть пройти этот путь, – говорят в музее. – А роль музея – создать для этого условия, показать нечто стоящее, способное вызвать у зрителя желание разобраться в себе, определить свое место в мире, увидеть и принять жизнь».
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.