В российском прокате стартовал психологический триллер «Туман» (12+), который сняла в Кольском Заполярье известный документалист Наталия Гугуева. Это ее дебют в игровом кино.
Режиссер сделала своеобразное комплиментарное исключение для мурманчан, показав ленту в Мурманске за неделю до ее появления на киноэкранах страны. И большинству счастливчиков, которым удалось попасть на предварительный показ, не сомневаюсь, захочется посмотреть ленту еще раз. Потому что этот «Туман» не может не задеть за живое даже самых унылых скептиков.
Главная героиня в «Тумане», своеобразное альтер эго Наталии Гугуевой – кинодокументалист Настя. Ей во что бы то ни стало нужно отснять сенсационный материал, и она такой находит – на далеком острове пропадает семейная пара метеорологов. И Настя отправляется их разыскивать на труднодоступную метеостанцию.
Жесткий принцип
Беседа с мурманскими зрителями Наталии Гугуевой после показа ее триллера началась с закономерного вопроса в адрес известного кинодокументалиста:
– Наталия, почему, столько лет занимаясь документальным кино, вы решили снять игровое?
– Дело в том, что для меня в документальном кино существует жесткий принцип, что жизнь моих героев важнее моих фильмов. И если я чувствую, что я могу герою навредить какими-то отснятыми сценами, то я их убираю. Хотя они, может быть, украсили бы фильм.
Мне кажется, если бы я нашла в реальной жизни историю, подобную той, что изложена в триллере «Туман», я могла бы навредить своим героям.
Однако эта картина все равно вышла из моей жизни, из моего сердца. Несмотря на то, что событийно она придумана от начала и до конца. Я до съемок «Тумана» близко не знала ни одного метеоролога. И мне многое здесь пришлось специально изучать. Но переживания и отношения между близкими людьми, чувство вины, чувство прощения или невозможности прощения – это то, что было пережито и переживается мной до сих пор. Есть мои очень потаенные переживания, которые я даже для себя не могу и не хочу формулировать. Но они видны в фильме, и это подтверждают отзывы моих коллег о нем.
Эта лента универсальная, даже античная, как пишут в отзывах о ней некоторые мои коллеги. То есть в картине нет никаких бытовых историй: там не едят, не моются, не ходят в магазин за хлебом. В триллере «Туман» решаются только бытийные вопросы.
– Как вы полагаете, воспримут триллер российские зрители?
– Я надеюсь, что часть зрителей воспримет картину эмоционально, часть будет еще думать над ней. Я уже знаю, показав ее в течение года на многих фестивалях, что картину принимают зрители разных возрастов. И молодые люди. И – немолодые, которые говорили, что для них очень важно видеть в ленте неповерхностную любовь между мужчиной и женщиной. И углубляться, и смотреть, на чем именно люди расходятся. Если так любили друг друга, почему они причиняют столько боли друг другу? Почему к такому чистому чувству, как любовь, примешиваются зависть, чувство собственности, эгоизм? Почему отсутствует жертвенность?
Как те милые вещи, которые нам так нравятся в любимом человеке в самом начале отношений, начинают раздражать и приводить даже к ненависти? Мы вдруг понимаем, что от любви до ненависти один шаг. А где же та любовь, о которой написано в Евангелии, что она не ищет своего, а милосердствует, жертвует собой?
Болевые точки
– Наталия, вы режиссер, который перед съемками провел интервью с актерами, выяснил их болевые точки, детские травмы. Кто-то еще из режиссеров игрового кино делает что-либо подобное?
– Я такого еще не слышала. Возможно, это сделала я одна. И мне это очень помогло. Причем одна из актрис, Валерия Репина, как раз попросила, чтобы я взяла у нее интервью о ее детских годах. Конечно, я встречалась с каждым актером, который приходил на кастинг. И уделяла время тому, чтобы поговорить и узнать болевые точки каждого.
– Зачем вам понадобились эти болевые точки?
– Мне сказал Никита Михалков в свое время в интервью для моего документального фильма, что есть такие качества человеческие, которые сыграть нельзя. Есть гениальные актеры, есть суперталантливые. Но если они не обладают этими качествами, они их убедительно никогда не сыграют.
А как кинодокументалист, я тянулась в своем первом игровом фильме к тому, чтобы все было настоящее.
Поэтому я искала в актерах определенные качества. И иногда применяла на съемках свои режиссерские приемы, уже хорошо зная, где у актера болевые точки. Аккуратненько на них нажимала, чтобы проявить необходимые в данный момент качества.
Северный характер
– Знаю, что вы назвали проект своего первого игрового фильма «Сделано в Мурманской области». Можно сказать, что это сделано у нас от начала до конца?
– Да, конечно. Я начала думать о сюжетной линии, о характерах героев, находясь на кинофестивале «Северный характер» в Мурманске. И первый свой сюжетный ход я рассказала мурманским коллегам, прежде всего Светлане Солдатовой, с которой мы дружим много лет. Для меня эта история могла произойти только в вашем регионе. Где жесткая северная природа. Где северный характер. Где люди, живущие в отдаленных местах, не разбрасываются словами, они скупы на эмоции. И эти эмоции глубокие и сильные.
Добавлю, что лента «Туман» снималась на старейшей метеостанции мира в Териберке, ей 134 года. Все это время она работает бесперебойно, ни разу не закрывалась. При двух царях, во время Первой мировой войны, во время Великой Отечественной войны метеорологи вели наблюдения за погодой и делают это сейчас. Когда мы снимали сцены с замерами, метеорологи в Териберке оказывали нам помощь.
Это потрясающее место, и я считаю, что вам всем там надо побывать.
У климата тоже была роль
– Мне рассказывали, вас уговаривали снимать триллер «Туман» в более гуманных климатических условиях. Но вы отказались. Это потому, что наш климат уже сам по себе триллер?
– Да, не буду скрывать, меня уговаривали: «Давай в более комфортных условиях снимешь фильм, к примеру, где-нибудь в Крыму». И я действительно наотрез отказалась. Мне кажется, что если эту историю перенести в добрый и мягкий Крым, она перестанет быть такой жесткой, станет мелодраматичной, слезливой. И от этого потеряет.
Я здесь, на Кольском полуострове, сняла три документальных фильма о летчиках палубной истребительной авиации, в частности, о легенде морской авиации Герое России Тимуре Апакидзе. В самую первую нашу встречу Тимур мне сказал: «Ты увидишь Кольский полуостров и полюбишь его, как я полюбил – на всю жизнь». И он оказался прав.
Я впервые приехала сюда на съемки в 1999 году сразу после окончания ВГИКа. И сразу влюбилась в суровость края, в северных людей, особых, настоящих. И мне захотелось, чтобы в моем фильме главные герои были именно такими. Чтобы они не суетились, как, например, итальянцы. Хотя к слову, на кинофестивале в Италии картина завоевала сразу две награды – специальный приз и приз за лучшую режиссуру. То есть и там она оказалась близка.
– Триллер «Туман» всего за год завоевал на фестивальных показах 24 награды. Расскажите, хотя бы вкратце, где посмотрели и оценили снятую в Мурманской области ленту?
– Этот фильм оказался близок зрителям в разных точках мира. Его посмотрели в Бразилии, Испании, где на кинофестивалях лента получила пять призов, в Италии, как я уже говорила, фильм завоевал два приза. Ленту высоко оценили в Индии, где мы были на старейшем фестивале мира класса «А», это такой же, как Каннский или Венецианский кинофестивали. В Турции, в Китае, в Швеции, в Швейцарии был большой душевный отклик на картину.
То есть эта история оказалась универсальной. И зрители из разных стран после показа ленты говорили, какая потрясающая природа! У нас был очень талантливый оператор Шандор Беркеши. Всех захватывала не только сама история, но и его потрясающие съемки Териберки. Я как режиссер видела эту историю только там.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Центра развития кинопроизводства Мурманской области и из открытых Интернет-источников