Необходимо усилить работу по борьбе с угольной пылью в областном центре, а Мурманскому торговому порту следует внимательно отнестись к выводам прокуратуры, проводившей проверку по вопросу загрязнений, связанных с приемкой угля. Такой вывод губернатор Андрей Чибис сделал по итогам совещания, на котором решался вопроса загрязнений, связанных с большим количеством угольной пыли в Мурманске.
Под контролем прокуратуры
Участниками разговора стали представители надзорных ведомств, члены регионального правительства, руководство Мурманского морского торгового порта и Национальной транспортной компании, в структуру которой он входит.
– В этом году у нас беспрецедентное количество жалоб, и количество пыли, к сожалению, больше, чем было, – отметил, открывая совещание, глава региона. Напомним, ранее он обратился к прокуратуре и надзорным ведомствам с просьбой провести проверку по вопросу загрязнений, связанных с приемкой угля, а также провел рабочую встречу с исполнительным директором АО «Мурманский морской торговый порт» Павлом Олейником.
Как подчеркнул исполняющий обязанности Мурманского транспортного прокурора Петр Титаренко, по результатам проведенной проверки выявлено, что при работах в порту допускаются случаи неиспользования полного комплекса специального технического оборудования, которое предназначено для сокращения пыли каменного угля.
– Кроме того, не проводятся мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, деятельность по эксплуатации перегрузочного комплекса осуществляется без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Мурманская транспортная прокуратура внесла представление руководителю АО «Мурманский морской торговый порт», – сообщил прокурор и отметил, что устранение нарушений поставлено на контроль.
В качестве вариантов решения проблемы представителем транспортной прокуратуры было предложено создать межведомственную рабочую группу на базе регионального правительства, которая проработает все технические и финансовые вопросы. Также стивидорным компаниям следует проводить ежедневный мониторинг загрязненности атмосферного воздуха. Кроме того, есть необходимость установки на границах санитарно-защитных зон соответствующих сертифицированных приборов.
Коллегу поддержал прокурор области Сергей Паволин:
– Мы полностью согласны с предложениями о создании межведомственной рабочей группы, готовы включиться, это будет способствовать обеспечению законности. Для нас абсолютный приоритет дальнейшей работы – это обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, из этого будем исходить в организации надзора и межведомственного взаимодействия.
Также Сергей Паволин подчеркнул, что работа по обращениям граждан продолжится во взаимодействии с органами транспортной прокуратуры, и будет дана принципиальная оценка деятельности органов госконтроля и надзора в этой связи.
Сделано, но не все
На совещании министр природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства региона Зинаида Середа заметила, что, несмотря на имеющийся перечень мер по борьбе с угольной пылью, в котором зафиксированы доступные порту технологии, предприятие не в полной мере их применяло.
– Не ясно, в чем причина. Но порту именно на этом необходимо сделать акцент и проработать, чтобы не допускать подобных нарушений, – считает министр.
Представители торгового порта, в свою очередь, в качестве ключевых факторов, оказавших влияние на деятельность ММТП в минувшие месяцы, назвали поступление в порт пылящих марок угля, которые ранее к нам не приходили, а также глобальные изменения на мировых рынках, влияющие на ритмичную работу компании. Свою роль сыграли и меняющиеся климатические условия.
– Прежде всего я хотел бы принести извинения жителям города, – сказал генеральный директор Национальной транспортной компании Михаил Кузнецов. – Мы отлично понимаем свое место в жизни Мурманска. Мы второй по величине работодатель, у нас трудятся 1,5 тысячи человек. Мурманский порт – символ города. Поэтому то, что о нас думают люди, для нас очень важно. За последние шесть лет мы потратили больше двух миллиардов рублей на экологические программы. Но людям важны не цифры, а чистый воздух. Будем честны, не все было сделано, чтобы предотвратить это пыление. Были объективные причины, но людям нужен результат.
Против пыли
Говоря о шагах, которые предпримет компания для улучшения ситуации, Михаил Кузнецов сообщил, что уже проведен анализ работы экологической лаборатории, выявлено, когда было повышенное пыление. Это позволило конкретизировать марки угля, которые его вызывают, и не направлять их в порт с начала марта. Кроме того, во взаимодействии с профильным институтом создается модель распространения угольной пыли, которая не была сделана ранее на должном техническом уровне. По результатам этой работы в течение месяца-двух будет составлена рекомендация, которую компания начнет реализовывать. По примерным оценкам, в этом году затраты составят от 300 до 500 млн рублей.
– Мы обязательно будем информировать как власти, так и жителей города о том, что мы предпринимаем в этом направлении, – сказал Михаил Кузнецов.
Задача общая
Губернатор Андрей Чибис отметил, что работу по борьбе с угольной пылью необходимо усилить, и призвал компанию внимательно отнестись к выводам прокуратуры.
– Для региона и страны порт Мурманск – важнейший стратегический объект, – подчеркнул глава региона. – Мурманский морской торговый порт, компания СУЭК, Национальная транспортная компания – наши давние партнеры. Безусловно, общая задача – сделать так, чтобы сохранялись рабочие места и налоги и развитие порта шло активнее. Принципиально важно найти решение ситуации. Я прошу внимательно отнестись к тому, что обозначил руководитель транспортной прокуратуры, что нужно поправить и внедрить, чтобы риски, ущерб и дискомфорт были минимизированы. Со своей стороны, правительство региона будет делать все, чтобы порт развивался, люди работали и как можно больше, в том числе экологически чистых, грузов шли через порт Мурманск.
Евгения ВОЛКОВА.
Фото с сайта gov-murman.ru